Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
В чем заключалась драма Шевченкового жизни?

Биографы Т. Шевченко насчитали на поетовому возраста лишь семь просветленных дней из сорока семи лет жизни. Сам поэт находил их еще меньше. «...Же нет ни единого случая, чтобы толком было вспомнить», «...ищу, чтобы чем похвастаться, и я таки жил...», «мне не дал Бог ничего!» - с болью и горечью подытожил он в ссылке. Драма его жизни была непомерной как на одного человека, а потому закономерно, что основной тон его лирики - элегический, печальный, а самого поэта называли самым трагичным лириком во всей мировой литературе.

Т. Шевченко как гений, рожденный нацией в самую критическую минуту ее существования, взял на себя весь груз ее драматической судьбы, ответственность перед миром и за мертвых, и за живых, и за грядущих. Трагизм всенародного бытия он переживал очень эмоционально, зболено, пропуская все через свое сердце, не отделяя общественное от личного. Недаром же писал: «История моей жизни является частью истории моей Родины». А история и была неутешительной:

Мой край прекрасный, роскошный, богатый!

Кто тебя не мучил?..,

И все то бедствие, все, говорят, от Бога!

Или же ему любо людей мордувать?

А слишком старую мою Украину.

Что она сделала? За что она погибает?

За что ее дети в кандалах молчат?

(«Иржавец» )

Этими болезненными вопросами Т. Шевченко мучился и терзался всю свою жизнь, взяв под защиту обездоленный народ в своем любящем синівському слове.

Драматичным было и личная жизнь поэта. Собственно, личной жизни в обычном человеческом понимании Т. Шевченко не имел: сиротское детство, скитания по найму, по чужим мирам, ссылки, одиночество. А он так жаждал счастья, так мечтал о нем, так немного просил его у Бога:

А я так мало, немного

Молил у Бога. Только дом

Одну хатиночку в роще.

И два тополя возле нее,

И безталанную мою,

Мою Оксаночку; чтобы с ней

Вдвоем смотреть с горы

На Дніпр широкий, на овраги...

(«Не молилась за меня...»)

Отсутствие близкого человека - то матери, сестры, жены - Т. Шевченко переживал невероятно, сверяя слово все свои чувства и настроения. «Нет, ничегошеньки нет!» - таков лейтмотив многих его автобиографических стихотворений («Если бы с кем сесть хлеба кушать», «И золотой и дорогой», «Якби ви знали, паничі», «А. О. Козачковскому», «Н. Костомарову», «Добро, у кого есть господа», «Прошли лета молодые», «Мы осенью так похожи» и другие).

Еще один источник мук и боли поэта - это драма одиночества его как талантливого, гениального художника. Первым среди многочисленных интерпретаторов и исследователей творчества Кобзаря на это обратил внимание Симон Петлюра, хотя сам Шевченко для таких выводов материала дал в изобилии. «И кто знает,- писал критик,- возможно, в той чаше страданий, которую пришлось выпить по своей жизни «гениальному сіромасі», найгіркішими каплями были именно те, что отравляли пораженную сознание «одинокого» и сданного на самого себя в своем творчестве поэта».

Судьба талантливой, гениальной личности драматическая в любом обществе. Ибо гений опережает свое время, уровень его мышления, поэтому чувствует себя одиноким, «одиноким, как сказал Т. Шевченко. В тоталитарном же обществе талант с творческим, конструктивным началом не просто не принимается - ему оказывается сопротивление, его пытаются избавиться. Поэтому художнику приходится погружаться в свой собственный внутренний мир, искать собеседника в себе самом. Этим обусловлена в произведениях Т. Шевченко большое количество диалогов со своим внутренним «я» («Думы мои, думы мои», триптих «Доля», «Муза», «Слава», «Разве самому написать таки послание к себе...», «Чего ты грустишь? Душа моя убогая»). Эти диалоги с самим собой чрезвычайно эмоциональные.

Настоящий поэт начинается с непогамовної потребности высказаться и быть услышанным. Т. Шевченко же в основном не слышали, хотя, казалось, и слушали, так же дружеского совета или объективного критического слова в свой адрес он так за жизнь и не дождался. Иначе не написал бы этих печаль них строк:

Никто не гавкнет, не лайне,

Как будто и не было меня..

. Мне было аж сердце млело,-

Боже мой милый! Как хотелось.

Чтобы кто-нибудь мне сказал

Хоть слово мудрое; чтобы я знал,

Для кого я пишу? для чего?

За что я люблю Украину?

Или стоит она огня святого?..

Не дождался «святой правды ни от кого» - заключает поэт свои болезненные размышления над сущностью взаимоотношений с окружающей средой, обществом. К тому же не будем забывать, что Т. Шевченко был не единственным гением со статусом раба и не имел соответствующих условий, чтобы во всей полноте раскрыть свою гениальность, не имел возможностей для творческого роста. «Как царь ума»,- как писал Кобзарь в поэме «Тризна»,- он должен

Убогим, нищим.

Из-за куска пищи насущной

Глупцу могучему годится, ..

И мыслить, чувствовать и жить!..

Вот драма страшная, святая!..

И он прошел ее, рыдая...

Следовательно, к личной драмы Т. Шевченко как человека вообще и как человека соответствующей эпохи, нации добавлялась и неописуемо тяжелая драма одиночества его как гениального творца, непринятого и должным образом не уважены за жизнь обществом.