Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Леся Украинка-поэтесса, переводчица, общественная деятельница


 

(1871-1913)

Лариса Петровна Косач родилась 25 февраля 1871 года в городке Новограде-Волынском. Отец писательницы, Петр Косач, был образованным прогрессивным человеком, членом Старой Общины, близким товарищем Михаила Драгоманова. Мать, Ольга Косач, известная в украинской литературе писательница под псевдонимом Елена Пчилка.

Девочка воспитывалась в украинском культурном среде, где всегда царил дух национальных традиций, возвышенного свободолюбия, стремления знаний, чествование передового общественного опыта.

Детства, поражена тяжелой болезнью, туберкулезом костей, девушка вынуждена была подолгу лежать прикованной к кровати. И именно болезнь, и лечение ее наносили невыносимых мук, но мужественная девочка терпеливо сносила страждання.У перерыве между приступами боли Леся училась, самостоятельно осваивая новые и новые предметы. Программу ей составляли родители. Не доверяя официальной школьной, они разработали свою методику: сами подбирали литературу, сами определяли объемы необходимых знаний по той или иной дисциплины. Иностранных языков Лесю научили специально приглашенные для этого учителя. Это позволило ей свободно освоить французский, немецкий, английский языки, не говоря уже о русскую и польскую. Кроме того, она хорошо знала греческий, латинский, болгарский, итальянский, испанский, грузинский и другие. Имея за плечами эти знания, гениальная поэтесса могла знакомиться с передовыми достижениями мировой мысли и приобщаться к ним.

Писать девушка начала еще не достигнув десятилетнего возраста. Стихотворение «Надежда» обозначено 1880 годом, а уже через несколько лет поэтические публикации, подписанные красноречивым псевдонимом Леся Украинка, начали появляться в прессе регулярно.

В своем втором сборнике «Думы и мечты», изданной во Львове в 1899 году, Леся Украинка вместила две поэмы: «Роберт Брюс, король шотландский» и «Давняя сказка», которые своей тематической и идейной направленностью составили определенный этап не только в творчестве поэтессы. Вопросы, связанные с социальным и национальным освобождением народа, поднимались с особой отчетливостью и остротой.

Леся Украинка вообще отличалась приверженностью к тем, связанных с древней историей, с далекими средневековыми временами. Это позволило ей с большей волей говорить о вещах, которые строго контролировались цензурой. Хотя где бы и в каких условиях не происходили события, изображенные в его произведениях, касались они исключительно современности.

Новоград-Волынский, Луцк, Ковель, село Колодяжное, в котором с 1882 года стала постоянно проживать семья Косачей, - это те места, где шли, возможно, лучшие годы жизни юной поэтессы. Эти места дали ей самое главное - чувство родины, народа, его традиций и веры. Всю жизнь, как драгоценное сокровище, Леся собирала произведения народной поэзии. Здесь она впоследствии стала верным творческим собратом своему мужу - Клименту Васильевич Цветке, талантливому музыковеду.

В 1894 году семья поэтессы поселяется в Киеве. Среди людей, с которыми Леся Украинка постоянно общается, - Николай Лысенко, Михаил Старицкий, другие выдающиеся представители украинской интеллигенции. Хорошие взаимоотношения сложились и поддерживались с Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским. В 1899 году поэтесса впервые встречается с Ольгой Кобылянской, дружба с которой будет иметь благотворное влияние на творчество обеих писательниц.

Особенного, животворного значение для жизни и творчества Леси Украинки вступило в общение с Сергеем Мержинским, с которым она познакомилась в Крыму во время очередного лечения. Поэтесса переживает социал-демократическими идеями, что и привело к ее ареста в январе 1907 года. Начиная с 1903 года, когда здоровье Леси Украинки ухудшилось, она почти постоянно живет в Грузии. Именно болезнь была причиной того, что поэтессе приходилось постоянно ездить с надеждой найти то чудодейственное место или лекарства, которые избавили бы ее от ежедневных физических пыток. Лечилась она в Болгарии, Италии, Египте.
Общение с людьми, представителями разных наций и народностей, познания культур других народов, с одной стороны, расширяло знания, а с другой - давало твердое убеждение о самобытности и величии отечественного духовного наследия. Всю жизнь Леси Украинки - сознательное служение идее братства. Переводческая деятельность, популяризация среди украинства достижений мировой мысли и открытия Украины другим народам - образцовый пример подвижничества художника.

Умерла Леся Украинка 1 августа 1913 года в курортном грузинском городке Сурами. Впоследствии прах великой дочери украинского народа было перевезено в Киев и перезахоронен на Байковом кладбище. Творчество Леси Украинки - новое пафосное слово не только в украинской, но и в мировой литературе. Жизнь поэтессы - это легендарный подвиг мужественного и мудрого человека, нежной и непокоренной женщины, гениального художника и борца, равноценную фигуру которой трудно найти даже на планетарных художественных просторах. Если ее великие предшественники Тарас Шевченко и Иван Франко только открывали миру Украину, то Леся Украинка уже доносила до сознания широкого круга общественные и эстетические идеалы нации, прославляла ее создателей материальных и духовных ценностей, открывала основные движущие силы исторического прогресса.

Как настоящий, истинный выразитель народных интересов, она жила не только животрепещущими проблемами современности, но и предчувствием грядущих общественных катаклизмов. Начало ХХ века для империи обозначилось длительным 1905 годом, вытянулся моральным террором и жестоким отношением вплоть до начала первой мировой войны. На это время приходятся и последние мученические годы жизни Леси Украинки. Именно теперь, страдая от неизлечимой болезни, побиваючись от материальных лишений, в постоянных разъездах и лечениях, за неполные 12 лет поэтесса написала около двадцати драматических поэм - поэтический огром, который трудно измерить обычными методами. Это апофеоз поэтической мысли наивысшего эмоционального сорта. Кажется, через слово поэта искали и находили выход боль и трагедия народа, его мучения и чаяния, его вера, стремления и идеалы. Слово, насыщенное мыслью и чувством, будто стало связующей точкой пересечения времени и сознания. В свое время Гегель отмечал, что «язык - это единственный элемент, достойный передавать дух». Леся Украинка своим творчеством, особенно последнего периода, сполна подтвердила это определение. Она с необычайной четкостью и отзывчивостью диагностировала общество, открывая с поразительной правдивостью истинную природу вещей. Последнее десятилетие жизни Леси Украинки, сутки ее «титанического хода по верхогір'ях» завершается драмами «Голубая роза», «Руфин и Присцилла», «Лесная песня», «Осенняя сказка», «Каменный хозяин», «Боярыня», «Адвокат Мартиан», «Кассандра», драматическими поэмами «Вавилонский плен», «Оргия», «На руинах», «Магомет и Айша», «Иоанна, женщина Хусова», диалогами «Три минуты», «На поле крови», «В катакомбах» и др.

Художественно законченный, образный мир этих шедевров, кроме всего, поражает глубиной мысли, торжеством бессмертной идейности, чрезвычайно чувственной настроенностью души.

В биографиях великих творцов часто встречаются моменты, когда какое-то событие или факт становятся толчком для осуществления, казалось бы, немыслимого взлета мысли и духа, открывают неизвестные до сих пор грани таланта, меняют привычное представление, перекраивают устойчивость.

Примером такого «катализатора», трагическим и высоким воплощением, опредмеченим чувством такой шоковой эмоциональной реальности стала смерть Сергея Мержинского первого, сильного, большой любви Леси, грубо и безжалостно оборванной смертью.

Поэму «Одержимая» она написала за одну ночь у постели умирающего Мержинского. Тридцать две страницы стремительного, высвобожденного чувством, почерка, посаженных могучим напряжением сил текста свидетельствуют уже о способности к совершенно иной формы существования - чисто духовной. А именно такое (и только такое!) существование может гарантировать истинность творческого проявления.

Преодолев горечь переживаний, отчуждение, предательство друзей любимого, оценив всю безрадостность и заземленість конкретики сквозь призму высших нравственных ценностей, поэтесса поднимает планку сознания чтобы еще и еще попробовать пробудить человека в человеке. М.Зеров именно об этом и писал: «Ее индивидуализм - бурный протест против хилости и дрімливості гражданства, против его невольничьего духа и пассивности... Это обычное явление, когда вожак, поэт или мыслитель перерастает свое окружение, скудное, бессильно, не развито эстетично, не возвышенное культурно». Это решительная форма несогласия, бунт против привычного конформизма, что граничит с подобием рабства.

В «Одержимій» поэтесса подходит к открытию, которое в морально-этическом аспекте может быть актуальным бесконечно. Возможно, впервые в мировой литературе подвергается сомнению целесообразность смерти Христа, именно такой ценой такой жертвы во имя такого человечества. Действительно, Христос один, за кого стоит идти на муку. Но Мириам не может смириться, что не найдется никого, кто бы мог пострадать из-за того, кто принял муку за всех. Она восстает. Она должна доказать, что зерна его учения дали всходы. Она олицетворяет собой ипостась искупления. Уже после нее будут мученики.

Христос своей смертью искупил людские грехи перед Богом, а Мириам искупила грехи перед Сыном Божьим.

Этот образ, неожиданный для христианской этики, призванный, наконец, не защищать человечество от обвинения о его неспособности понять Истину и нецелесообразности жертвовать ради него, а обращен именно к тех внутренних струн, которые способны открыться для благодати Святого Духа. Этот образ указывает путь для открытия себя, а следовательно, и открытие своего призвания Божьего создания.
Поэма «Одержимая» является очень показательной для всего творчества гениальной поэтессы, ведь обращение к определяющих моментов бытия одновременно определяет и уровень достойности автора. Несомненно, понимание Истины отразилось в самой життєствердності творчества Леси Украинки.

Как пример мощного пророческого дара великой поэтессы может служить один из белых стихов, датированных 1904 годом, но который способен воспринять во всей полноте его смысла только современный читатель:

 

И ты когда-то боролась, как Израиль,
Украина моя! Сам Бог поставил
Против тебя силу неумолимой
Слепой судьбы. Окружил тебя
Народами, как львы в пустыне
Рыкали, стремясь твоей крови.
Послал на тебя такую тьму,
что в ней
Братья братьев не узнавали родных.
И во тьме появился кто-то
необоримом,
Какой-то дух времени,
что кричал враждебно:
«Смерть Украине!»
И поднялась высоко
Богданова десница, и народы
Разбежались, словно шакалы низменные.
Братья братьев познали
и соединились.
И дух сказал:
«Ты победил, Богдан,
Теперь - твоя земля обетованная!»
И уже Богдан прошел
по той земле
От края и до края. Праздник согласия
Между ним и духом громко состоялось
В золотоверхім городе.
Но вдруг Дух предал.
Снова тьма, и ужас, и раздор.
И вновь наступил египетский плен,
И не в чужой земле,
а в нашей собственной
А дальше - растеклось Красное море
И разделилось по половине,
И вновь слилось воедино
и затопило
Кого? Ой леле! Новый фараон
Прошел живой среди
Красное море,
Но казак с конем пропал навеки.
Пой, радуйся,
ненавистная чужинко,
Бей в бубен и в пляс лети
из беспамятства,
Конь и ездок
в Красном море погиб,
Тебе остался наследство
на украшения,
Потому что ты износишь Украины клейноды,
Празднуя над ней победу.
Такой для нас был выход
из Египта...
Словно потоп. Заиграло и успокоилось
Красное море высохло,
и осталась
Безрадостная пустыня после него.
И стал по ней блукать новый
Израиль,
По той своей земли обетованной,
Словно какая-то отара безпричальна.
Со стадом бродили и пастухи,
Ночью за тенью шли,
а днем с огнем.
Когда же в их появлялся дух
величественный,
Что огненным столбом горел
во тьме,
А днем шел языков туча грозно - белая, -
Они не верили своим глазам,
И уже разбегались врассыпную окольными путями,
И попадали врагам в плен.
  
...Долго еще, Господи,
долго
Мы будем блуждать и искать
Родного края на своей земле?
Который мы грех совершили против
Духа,
Что он сломал свой завет
большой,
Тот, взятый с бою свободы, завещание?
  
Так доверши же к краю тую
измену,
Разбей, розсій нас вон по целом мире,
Тогда небось журба по родном краю
Научит нас -
где и как его искать.
Тогда покажет отец своему сыну
На серебряное марево вдали.
И скажет: «Вон земля твоего народа!
Борись и добувайся Родины,
Потому придется погибнут
в изгнании
Чужой-странником в бесславии».
  
И, может, дастся новый завет,
И Дух новые напишет нам скрижали.
  
Но теперь? Как искать имеем
Своего народа землю?
Кто разбил нам
Скрижали сердца, Духа завещание?
Когда кончится тот плен
большой,
Что нас занял в земле
обетованной?
И пока родной край Египтом
будет?
Когда новый погибнет Вавилон?
  

(1904)

Твердая, убедительная вера в человека, в его высокое призвание, торжество христианских истин - главный двигатель творчества гениальной дочери украинского народа. То, что когда спекулятивно охрещували как революционность, на самом деле было стремлением скорейшего утверждения настоящих моральных ценностей как в конкретно взятом человеке, так и в обществе в целом. Эта убежденность не была декларативным проповедованием догм, а основывалась на знании Духа, что открывается лишь избранным раз в сто лет.
*

Как я умру, на свете загорится

Заброшенный огонь моих песен,

И сдерживаемый пламень засияет,

Ночью зажженный, горит днем.

Леся Украинка.

*

Это талант насквозь мужественный, хоть не лишен женской грации и нежности... Ее поэзия - то огнисте обжалования того гнета произвола, под которым стонет Украина.

И.франко.

*

Интересы Леси Украинки были очень широкие: поэзия, драматургия, проза, литературная критика, публицистика, история, этнография и фольклор, музыковедение. Во всех этих разных областях духовной жизни украин-ского народа она стояла на уровне передовых идей своего времени.

.Білецький.

*

Ее произведения были не для общего понимания и предпочтения.

О.Пчілка