|
Рассказ учителя может иметь такое содержание:
Лариса Петровна Косач, в браке - Квитка, известная читателям как Леся Украинка. Родилась будущая писательница 25(13) февраля 1871 года в Новограде-Волынском и воспитывалась в интеллигентной семье. Лесин дед по матери - Яков Драгоманов - был декабристом, а дядя - Михаил Драгоманов - известным публицистом, критиком, историком, активным общественным деятелем, которого преследовало правительство. Выехав за границу, Михаил Драгоманов в Женеве создал вольную типографию, где украинские авторы издавали свои произведения, поскольку на территории Восточной Украины валуевский циркуляр и Ємський указ делали невозможным выход книг на родном языке. Мать Леси Украинки - Ольга Петровна Косач, известная на то время украинская писательница Олена Пчилка - имела огромное влияние на дочь, сама выбрала ей высоко обязывающий псевдоним - Украинка. Отец - Петр Антонович Косач - был человеком передовых взглядов, за что еще в студенческие годы его исключили из Петербургского университета.
Благоприятную среду с ранних лет благотворно влияло на способности девочки. Поэтесса недаром позже подчеркивала: "Мне легко было выйти на литературный путь, потому что я из литературной семьи происхожу, но от того не менее кололи меня поэтические тернии". О. Гончар, анализируя этот период в жизни Леси, добавлял: "...Вместе с родственно близкими людьми будущую поэтессу формировала, воспитывала и готовила к творческому подвигу вся тогдашняя передовая Украина".
Семья Косачей действительно дружила с Николаем Лысенко, Михаилом Старицким, Павлом Житецьким. С детства имела Косачівна пристрастилась в народных песнях и сказках, в четыре года уже читала, в пять - играла на фортепиано и пробовала творить собственную музыку, а позже не раз тяжело вздыхала, говоря, что тяжелая болезнь не дала ей возможности стать композитором. Елена Пчилка собирала образцы народных вышивок, и малое белокурая девчонка не только любовалось красотой узоров, но и в восемь лет выполнило почти непосильную для такого возраста работу: вимережило отцу рубашку.
Семья Косачей была большой, но жила в достатке. Всего Леся имела двух братьев и три сестры. Родители занимались общественной деятельностью, даже ездили на всемирную выставку в Париж, поэтому детей часто оставляли под опекой родственников Леси очень нравилось жить у Елены Косач, тети по отцу, которую в 1879 году за революционную пропаганду был арестован и выслан в Олонецкую губернию Судебное обвинение звучало достаточно серьезно Елене приписывали попытку покушения на шефа жандармерии Дрентельна. Первый Лесин стихотворение как раз и посвящен тете Лене ("Надежда").
Вообще Косачи имели немало друзей среди "неблагонадежных" Например, еще одна родная тетя, Александра Косач-Шимановская, жена политического узника, учила Лесю игры на фортепиано, хорошо знала историю и литературу Недаром малые Косачи, наслушавшись тітчиних сказаний, играли в выдуманные ими игры по литературным мотивам "Юноша и белая Вила", "Одиссея" Лесю чаще всего выбирали Андромахой или Жанной д'арк. Безпомильна детская интуиция угадывала в маленькой девочке большую человека.
В 1881 году в Луцке, куда приказом министерства внутренних дел был переведен на работу отец, Леся с братом Михаилом пошла на реку Стырь посмотреть, как святят воду, простудилась и заболела. Болезнь дала осложнение Позже оказалось, что у девочки туберкулез костей.
Для старшего сына Михаила и младшей от него всего на полтора года Леси родители наняли частных учителей, которые в Киеве, где некоторое время жила Елена Пчилка с детьми, учили их по программе мужской гимназии. В это время Леся играла на фортепиано под руководством жены Николая Лысенко Ольги Деконор.
Лето Косачи провели в Колодяжкому, которое навсегда очаровало Лесю прекрасной природой и рассказам местного крестьянина Льва Скулинського о "нечистую силу". Следующую зиму снова был Киев, изучение классических (греческого и латинского) языков. Больная дочь вызвала глубокую тревогу матери. Любимица отца, Леся становилась любимицей и матери, хоть когда Елена Пчилка не очень даже радовалась ее рождению. Мать помогла дочери выучить французский и немецкий языки, поощрила к творчеству и если имя Леся Лариса выбрала себе еще в детстве сама, то псевдоним был подсказан матерью, которая интуитивно чувствовала, что дочь будет известной и национальное сознательным человеком.
При содействии матери в 1884 году осенью в львовском журнале "Заря" появилась первая Лесина публикация - стихотворение "Ландыш".
Зимой Елена Пчилка предложила Михаилу и Леси перевести на украинский язык "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николая Гоголя. В следующем году во Львове вышла книга переведенных рассказов Н Гоголя, авторами которой были молодые Косачи, что убрали псевдонимы Михаил Осмотрителен и Леся Украинка.
Последующие годы стали годами больших Лесиних страданий. Болезнь прогрессировала, поражала суставы правой ноги, для лечения требовались все новые и новые средства. Мать возила девушку в Киев к профессору О.Рінека, который ранее оперировал Леси левую руку, удалив пораженные туберкулезом кости кисти. Через год больная побывала в Варшаве, и врачи отказывались делать операцию, только изготовили протез для ноги, который давал возможность Косачівні ходить без посторонней помощи. Летом 1888 года отец повез Лесю на лечение в Одессу. В это время стихи юной поэтессы печатались в львовских журналах, на ее произведения обратили внимание галицкие критики Иван Франко и Михаил Павлик.
Во время короткого пребывания в Киеве у брата Михаила Леся посещала кружок "Плеяда". Кроме стихов, она начала писать прозу. В 1890 году из-под пера Украинки вышли необычные поэзии "Contra spem spero", "Мой путь", "Семь струн".
Возвращаясь из Вены, куда мать возила дочь на консультацию к врачам, Косачи остановились во Львове, где встречались с И.франком, Гнатюком, м. павликом. В этом же 1891 году, в Колодяжное до Косачей приезжала Франко жена с детьми, гостил сам Франко. М. павлик завязал с Лесей переписки и даже выслал ей для прочтения повесть о. кобылянской "Царевна".
В марте 1893 года вышла в Львове первая Лесина сборник "На крыльях песен". Одобрительную рецензию на книгу написал О.Маковей, правильно определив ведущие мотивы творчества поэтессы. "Первый - то унылый взгляд автора на свою жизнь и судьбу, второй - то культ природы, а третий - то культ Украины и мировое горе".
Леся интересовалась историей. Девятнадцатилетней девушкой она написала для младшей сестры учебник "Древняя история восточных народов" в котором проводила много параллелей и сравнений действительности трехтысячного прошлого с современным. Этот учебник был доступный, лаконичный и интересный. Мужніючи, Леся заинтересовалась философией, начали пробовать себя в публицистике. Вместе с сестрой Ольгой она посещала публичные лекции в Киевском университете, занималась самообразованием, благодаря чему стала самой образованной женщиной в тогдашней Европе.
В 1894 году Леся гостила в Болгарии в Софии у дяди Михаила Драгоманова, работала в его библиотеке, упорядочивала ее, словно предчувствуя близкую смерть выдающегося родственника.
За писательницей был установлен негласный надзор, но Леся пренебрегала этим. Она послала Людмиле Драгомановой статью "Голос одной заключенной" в которой критиковала французских художников за их преклонение перед русской императорской семьей, которая посетила Париж. Стихотворение "Мать-служанка" Леся посвятила Марии Павловне Воронцовой-Ковалевской, которая отравилась в знак протеста, когда Надежду Сигиду забили до полусмерти розгами по приказу коменданта Карійської тюрьмы Масюкова. Отношения с революционером Сергеем Мержинским из дружеских переросли в любовь. Леся взяла на свои плечи страшный труд: ухаживать умирающего и чрезвычайно прискорбного друга до самой смерти. Сергей вел себя далеко не по-джентельменски, заставлял Лесю писать письма его любимым, нервничал, когда не было ответа, упрекал, что Леся не отослала его послание чтобы уничтожила те, что поступили в его адрес. Платой за заботу и жертвенную любовь были бессердечные слова любимого: "И все равно, Лариса, я тебя не любил". О пребывании поэтессы в Минске у Мержинского существует много легенд. Одна из них рассказывает, что поэму "Одержимая" поэтесса написала в ту ночь, когда умер Сергей и она сама сидела возле покойника до утра.
Знакомых и друзей у Леси Украинки всегда было много. Она интересовалась творчеством П.грабовского, познакомилась и переписывалась с Ольгой Кобылянской, называя ее в письмах "Кто-то черненький", "Хтосічок". Посетила Украинка и Буковину, лечилась в Карпатах, в Беркуте, где имела прекрасные диспуты об искусстве с и. франко. О поэтессе особенно заботился фольклорист Климентий Квитка, который позже стал ее мужем.
Болезнь прогрессировала. В поисках эффективного лечения Леся уехала в Италию. Вообще поэтесса много путешествовала по миру, и болезнь преодолеть не могли ни отечественные, ни зарубежные врачи. В Венеции Леся познакомилась с итальянской писательницей Альбиной Бизе и под ее влиянием начала писать драмы в стихах - жанр, который чрезвычайно прибегал Лесе Украинке.
В 1899 году во Львове вышла вторая Лесина сборник "Думы и мечты", а в апреле 1902 года в Черновцах - книга стихов "Отзывы". В соавторстве с Климентием Квиткой поэтесса издала сборник "Детские игры, песни и сказки с Ковельщины, Луцьщини и Звягельщины на Волыни".
Первой очень удачной и интересной трагедией Леси Украинки стала "Кассандра". Окрыленная успехом, писательница создала еще "Одержимую" и "Жертву", но при выходе в свет второй сборник "На крыльях песен" эти драмы были изъяты цензурой.
Чтобы доказать российским читателям, что украинская литература не уступает их, Леся перевела на русский произведения Франко "На дне" и "Хороший заработок", которые вышли в издательстве "Донская речь" (Ростов-на-Дону).
Посылала Леся Украинка свои произведения для альманахов М. Коцюбинском, переписывалась с Г. Хоткевичем. В 1904 году внук Т.шевченко по сестре Екатерине - Фотий Красицкий - создал портреты Лесиних сестер и самой поэтессы.
За довольно короткое время Леся написала поэму "Одно слово". Когда же А. Крымский отметил, что в якутском языке есть слова "воля" и "свободный", автор сняла подзаголовок произведения "Рассказы старого якута" и заменила его на "Рассказ туземца с севера". Это произведение довольно интересный и философский. Закончила поэтесса также драму "На руинах". Она все больше и больше чувствовала себя драматургом и осознавала, что в этом роде литературы пойдет значительно дальше, чем в собственно лирике.
Леся попыталась овладеть также сатирический жанр - и написала поэзии "Веселый господин", "Практический господин", "Пан-народовець", в которых точно высмеяла rope-друзей народа.
В ночь с 17 на 18 января в Киевской квартире Косачей было сделано трус. Но он существенно отличался от обыска 7 июня 1902 года в Одессе, когда жандармы не нашли в Лесиних чемоданах ничего компрометирующего. Теперь в руках жандармов была 121 запрещенная книга. Лесю и ее сестру арестовали, но все обошлось более-менее благополучно, и скоро оба уже были на свободе.
25 июля 1907 года Леся Украинка и Климентий Квитка поженились. Муж получил должность в суде в Крыму в Балаклаве, и супруги переехали туда, а потом в Ялту. Кажется, прекрасный морской климат должен способствовать улучшению здоровья, а поэтессе стало хуже. Берлинский профессор советовал ехать в Египет, но собранные на поездку деньги супругов отдало на организацию этнографической экспедиции, основной целью имела запись мелодий украинских народных дум. Фонограф репертуара кобзаря Гната Гончаренко супругов выслала до Львова.
В январе 1909 года в Киеве было поставлено "Голубую розу", а денежный сбор передано на памятник Т. Шевченко.
Далеко от родной Украины - в Тбилиси, Талаві, Египте - Леся не забывала родной земли. Кстати, на чужбине, в стране пирамид, поэтессу нашел и посетил украинский историк, академик Д. Яворницкий. Критическое состояние здоровья заставлял Лесю Украинку к частым переездам. В 1911 году семья оказалась в Кутаиси, где муж получил должность. Писательница уже чувствовала приближение смерти. Она переслала сестре Ольге свой архив, до изнеможения работала над "Лесной песней", которую начала 3, а закончила 25 июля. "Лесная песня" вышла в Киеве еще при жизни поэтессы, в 1912 году. В Кутаиси было написано также драмы "Каменный крест" и "Оргия".
Друзья и близкие настаивали на лечении. Леся еще раз посетила Египет. Путешествия стали для нее мукой, надежды на облегчение не оправдывались.
Писательница мужественно готовилась к трагическому концу. В марте 1913 года она написала заявление в библиотеки Научного общества им. Т. Шевченко принять ее произведения в депозит, 28 апреля в последний раз приехала в Киев, пришла на посвященный ей вечер в клубе "Семья", а в середине мая отбыла в Кутаиси.
С голоса умирающей жены Климентий Квитка еще успел записать народные песни, а матери и сестре Ольге Леся продиктовала содержание задуманной драмы "На пригороду Александрии". Тяжелобольную поэтессу перевезли в Сурами, но спасти ее уже никто не мог. 19 июля между первым и вторым часом ночи она умерла.
Гроб с прахом доставили в Киев. 26 июля 1913 года Лесю Украинку похоронили на Байковом кладбище. Полиция не позволила ни речей, ни пения, а чтобы никто не посмел нарушить запрет, дал в сопровождение похоронной процессии наряд конницы. За гробом шел многотысячная толпа. Украина прятала свою дочь.
|
|
|