Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


 

Судьба очень рано научила Лесю Украинку мужества. Она вынуждена была бороться с тяжелой болезнью, поразившей ее еще в детстве, сделала ее недосягаемой блестящую музыкальную карьеру и мучила поэтессу все последующие годы. Однако эта еще детская пренебрежение к физической и душевной боли сопровождала Лесю Украинку всю ее жизнь.

В неблагоприятной для полнокровного развития Украины общественной атмосфере рубеже ХІХ-ХХ веков семья Косачей отличалась своими демократическими взглядами, созданием национальных традиций, всесторонней образованностью. Воспитываясь в такой среде, Леся не могла не испытать его влияния на формирование собственных взглядов, предпочтений, жизненных установок. Ее гражданское сознание, национальное достоинство, демократические позиции были заложены именно в семейном кругу. А еще, наверное, врожденной особенностью натуры объясняется тот постоянный дух неповиновения, свободолюбия, та пренебрежение к трудностям и усталости, то горделивое желание никогда не быть слабой, разбитой, отчаявшейся:

 

Кто вам сказал, что я слабая,

Что я повинуюсь судьбе?

Разве дрожит моя рука?

Или песня и мнение хилые?

(«Кто вам сказал, что я слабая...»)

 

Духовная мощь физически больного тела, свойственная Лесе Украинке, вдохновляла и ее творчество. Нужна была незаурядная смелость, чтобы, вопреки давлению власти, писать о несправедливости родного края. «И все-таки к тебе мысль несется, мой загублен, несчастный края...» Патриотический мотив - один из самых частых в поэзии Леси Украинки. Ее любовь к Украине нельзя даже и сравнивать с теми вздохами, которые были такими популярными среди части украинской интеллигенции.

По глубокому убеждению поэтессы, лить слезы над украинским безталанням - это еще не большая услуга для края. «Что слезы там, где даже крови мало!..» В Лесином распоряжении было не так много средств для борьбы. Но у нее было страстное слово, у нее был огромный творческий талант. Ее пламенные стихотворные строки невольно западали в сердца и будили:

 
Вставай, кто жив, Не бойся утренней мглы, -

В кого думка повстала! Предрассветный огонь зажги,

Час для труда настала. когда еще заря не заиграла.

                                                                                           («Досвітні огні»)

 

Недаром поэтессу стали величать Дочерью Прометея. Нести людям огонь просвещения, огонь своей любви, жар своего неутомимого слова было делом всей ее жизни. Конечно, если никто не видел поэтессу разбитой и обессиленной, то это не означает, что она была крицевою. Не забывайте, что Леся Украинка - женщина с ранимой тонкой душой. Были и в ее судьбе досадные падения и болезненные потери.

Такой потерей стала для нее смерть любимого - Сергея Мержинского. Но даже в минуты самой тяжкой душевной муки она непостижима в своей внутренней силе и величии. В ночь смерти любимого человека отчаяние поэтессы, ее невыносимые страдания, полусумасшедший состояние неожиданно вызваны к творческому взрыву. Эта удивительная женщина за один вздох пишет глубокую драматическую поэму «Одержимая». Позже она будет вспоминать, что если бы в ту страшную ночь не вылила свою боль в слове, то, пожалуй, мог бы сойти с ума.

Казалось, Леся была разбита и опустошена этой потерей. Но достойна удивления железная воля впоследствии снова дала ей сил, чтобы поднять себя из руин, освободиться от депрессии. Ибо жизненное кредо Леси Украинки - смело творить свой путь среди любых невзгод, тягаться с судьбой, не впадать в отчаяние под ее ударами:

 

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни.

Без надежды таки надеяться.

Буду жить - прочь грустные думы!

(«Contra spem spera»)

 

 

Леся Украинка пошла путем Кобзаря. Она стремится создать образ духовно могущественной человека-борца, способного воплотить в себе дух эпохи. В политической лирике поэтессы появляется образ Спартака, который собрал под свой флаг восставших рабов. 1 особенно часто - образ легендарного богоборца Прометея. Потомками Прометея она называет свой народ, прославляет борцов, которые "блестящую искру с неба получают". Лирический герой поэтессы - это тип нового человека, готового к подвигу, к тяжелейших испытаний.

Оптимизмом проникнуто стихотворение "Мечтает, не предай!" В нем прославляется подвиг борцов за свободу. В стихотворении "Надпись в руине" Леся Украинка утверждает бессмертие народа и величие его творческого труда. Народ является создателем всех ценностей и богатств - такая основная мысль стихотворения. Поэтесса противопоставляет силе властного тирана силу народа и провозглашает: "Пусть гибнет царь!"

        

Леся Украинка прожила жизнь, полная невыразимых страданий и горечи. Но ее творчество звучит оптимистично, в ней в полный голос прозвучали жизнерадостные мотивы полны веры в неисчерпаемые силы народные. Поэтесса живет среди нас, она не умерла, а только сделала шаг в бессмертие:

Нет! Я жива, я буду вечно жить,

Я в сердце имею то, что не умирает.

 

Есть среди произведений Леси Украинки небольшой этюд про бабочку, где рассказывается, как маленькое существо, что родилось в темном погребе, впервые в своей жизни увидев свет, упорно стремилось приблизиться к нему и погибли, влетев в пламень. Когда кто-то из общества, которое сидело за столом и наблюдали соревнования бабочки со светом, заметил: "Глупому глупая и смерть", - послышался голос: "А разве умнее была бы его смерть, если бы он навеки погиб в темном погребе? Свет сожгло его, но он рвался на простор. Он искал света!"

Вот порыв к свету, непримиримость к прозябание, равнодушия были свойственны и Лесе Украинке, которая, избрав тернистый путь поэта, хотела видеть свои песни пломеніючими, слова - оружием искрящейся. Она им не раз приказывала: "Пылайте или курите, и не в'яліть!"

Поэтическим манифестом писательницы, ее творческим кредо стало стихотворение "Слово, чому ти не твердая криця...":

Оружие моя, послужи воинам

Лучше, чем ты служишь больным рукам!

В первой строфе этой поэзии писательница обращается к слову, которое должно поднимать народ на борьбу, а, следовательно, "снимать вражьи головы с плеч". Следующая строфа - это по сути анализ своей писательской, гражданской позиции. Поэтесса никогда не добывала фальшивых нот из своей лиры, для битвы с врагом закаляла слово кровью собственного сердца:

 

 

Ты, моя искренняя, каленая речь,

Я тебя видобуть из влагалища готова,

Только ты кровь из моего сердца прольешь,

Вражьего сердца клинком не пробьешь...

Поэтесса убеждена в том, что художественное слово становится прочной оружием лишь тогда, когда его возьмут сильные мстители, ради которых она и закаляет эту свою "оружие искрящуюся". Эта поэзия отличается музыкальностью. Я.Степовий написал романс "Слово, чому ти не твердая криця".

В своей ранней поэзии "Певец" Л.украинка уверяет читателей в том, что никакие силы не заставят ее отказаться от патриотического долга - служить своей родине и родному народу. Юная поэтесса осознавала: поэтический путь трудный, и одолеть его одной тяжело - такие размышления и чувства пронизывают стихотворение "Мой путь".

Самой недолго сбиться с пути,

И трудно с нее сбиться ву группе.

Леся мечтает своим словом пробудить народ к борьбе за свободу, за правду, знает, что в этой борьбе может погибнуть много борцов, среди них и она:

Пусть я погибну, и пусть сияет мыло

Над людьми солнцем правда и надежда!

В поэзии "В черную тучу собралась тоска моя ..." автор предстает нежной, стойкой, мужественной. Все чувства, которые пережила - от невыразимой тоски до горького рыдания, - не сломили ее, "к земле не прибили", а, наоборот, закалили волю и сердце, принесло плод буряний мотив борьбы:

 

...Я выйду сама против бури
И состояния, - поміряєм силу!

 

Произведения поэта, уточняет Леся Украинка в стихотворении "Поэт во время осады", подобно жизни, должны быть всеобъемлющими, разнообразными, пение поэта должен будить от сна, служить общенародной борьбе за свободу.

Леся Украинка хорошо знала по истории мировой и отечественной литературы, из собственного опыта, что часто судьба была жестокой к настоящих поэтов: итальянский поэт Данте был изгнан из своей страны; англичанин Байрон умер в Греции; Пушкин, Лєрмонтов, Шевченко, Грабовский физически уничтожены царизмом. Поэтесса часто писала на эту тему.

В частности в стихотворении "На столетний юбилей украинской литературы", посвященном Котляревскому, она так отзывается о судьбе поэтов-борцов:

Никто Их не брал под свою защиту,

Никто не спускался с высокого трона,

Чтобы им уделять хвалы,

Лоб не венчали лавровії виты.

Тернов не скрашали ни злато, ни цветы,

Страдали певцы в одиночестве.

И будучи верной девізові: "Только в борьбе жизни и счастья", - Леся Украинка вслед за Т.шевченко и М.Некрасовим, вместе с Ї.Франком и ГИ. Грабовским провозгласила: "Не поэт, кто забывает о страшных народные раны..."

Обратимся еще к одному стихотворению - "Звезда поэзии", в котором поэтесса провозглашает свое эстетическое кредо.

Она имела право сказать о своей поэзии: "Звезда моя! у тебя свет век будет ясное". Потому что человек, который избрал для борьбы с ненавистным врагом острый кинжал, то есть слово-оружие, не могла не зажечь в сердцах грядущих поколений огонь любви к свободе, ненависти к тирании.

Очень часто на бумагу ложились слова муки и страдания:

 

Хотела бы я выйти в чистеє поле,

Припасть лицом к сырой земле.

И так заридати, чтобы звезды услышали,

Чтобы люди ужаснулись на слезы мои.

("Горит мое сердце...")

 

Поэтесса отважно мерялась силой с плохой судьбой. И побеждала.

Промчалась и буря-непогода пылкая надо мной,

Но не сломила меня, до земли не прибила.

Я гордо лоб подвела...

И в сердце моем переможнії песнопения звучат.

("В черную тучу собралась тоска моя")

 

Иногда жизненные затруднения были достаточно тяжелыми, и не впадала в отчаяние мужественная дочь Прометея, не теряла надежды на лучшие времена. Достойна удивления и необычайная сила воли, что давала тяжело больной женщине энергию творить.

Такой вошла Леся Украинка в литературу - как символ мужества, стойкости, непреодолимости человеческого духа. И как певец мужества, несгибаемости, борьбы.

Еще в раннем возрасте Леся пришла к убеждению, что для человека важно быть сильной, стойкой, мужественной:

 

"Что болит?"- меня спрашивали,

Но я не признавалась -

Я была маленькой гордая,

Чтобы не плакать, я смеялась.

("Как ребенком, бывало..,")

 

 

И еще раз я хочу обратиться к стихотворению "Мечты". В нем поэтесса рассказывает, как она еще девочкой любовалась картинами из старинных рыцарских романов. С особой симпатией относилась к побежденным, но гордых и непокоренных героев:

 

Взгляд мой спускался ниже,

На того, кто распростертый,

К земле прибит копьем,

Говорил: "Убей, не сдамся!"

 

"Убей, не сдамся!" стало жизненным девизом дочери Прометея. Зная, что жизнь будет нелегкой, поэтесса решила идти только вперед, с верой, с бодрой песней. Чем сильнее наступала болезнь, тем мужественней становилась Леся.

Мотив мужества,стойкости, героизма - ведущий в творчестве поэтессы. В ее произведениях, как и в большинстве настоящих поэтов, трудно различить личное и общественное, поэтому очень часто лирический герой его поэзии напоминает нам самого автора. Он смело выступает против бури, что символизирует мрак, человеческое горе:

 
Я выйду сама против бури

И состояния, - поміряєм силу!

 

Поэтому пафос непокорности, героизма пронизывает все творчество Леси Украинки. В цикле "Семь струн", в "Колыбельной", звучат размышления матери о будущем своего ребенка. Мать убеждена, что у детей надо воспитывать свободолюбивый дух, чтобы они не повиновались слепо судьбе, активно воспринимали жизнь.

Леся Украинка стремилась создать образ героя, духовно могучего борца, человека несгибаемого характера. С этой целью автор обращалась к Библии, мифологии, исторического прошлого нашего и других народов. Часто с большим воодушевлением поэтесса использовала образ непокорного Прометея. Духовное родство с этим титаном была замечена критиками и литературоведами, за что Леся удостоилась имени дочери Прометея.

Потомками Прометея называет Леся Украинка всех борцов за свободу. Как образец мужества, гражданской активности, титанического духа выступает участница обороны своего края в поэзии "Грешница". Эта девушка готова отдать свою жизнь за то, чтобы не было на ее земле врагов. В цикле "Слезы-перлы" лирический герой заявляет, что лучше принять смерть, чем жить в "позорной неволи". Мужественным борцом за счастье и судьбу Украины был для Леси Тарас Шевченко. Стихотворение "На годовщину" раскрывает палку самоотверженную любовь поэта к своей земле, непобедимость его духа.

Автор прославляет мужество, несокрушимость поэта-гражданина в поэзии "Если бы вся кровь моя уплинула так". У поэта есть сила, которая не позволяет повиноваться судьбе, а "будит в сердце крики боевые".

И она до конца осталась верна этому жизненному девизу: в жизни и в творчестве. Благодаря этой удивительной духовной несокрушимости Иван Франко в свое время с восхищением, с почтением назвал эту хрупкую, измученную болезнью, но такую удивительную в своей внутренней красоте и силе женщину «Чуть ли не одиноким мужчиной на всю нашу сегодняшнюю Европу...» Какая странная и какая красноречивая оценка!

Я твердо убежден, что жизненный и творческий путь великой поэтессы стал образцом для многих поколений.