Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
. Жизнь и творчество

                            


Бывают, может, и лучшие голоса,

                               Но такого второго нет.

                                                             (Лина Костенко)

Эпиграфом своего реферата я взяла слова из исторического романа Лины Костенко "Маруся Чурай". Они относятся к Марусе, определяют ее необычный дар. А в моем воображении в самой Лины есть тоже что-то от Маруси Чурай.

Недавно я перечитала сборники стихов Лины Костенко, познакомилась с ее жизнью, литературной критикой на ее поэтические произведения.

И вырисовался мне достаточно четко образ поэтессы, известной миру. Что поражает в Лине Костенко?

Прежде всего - высокий уровень мышления. Преодоление высоты, что стало нормой. Ее творчество - пример благородного служения поэзии. Удивляет сила характера. В его последних сборниках никакой конъюнктуры, нет в ней стишков - паровозиков. Она вимовчала свое право сказать: "Моего народа веточка тернова". Думаю, что без таких людей, как Лина Костенко, все разговоры о высоком назначении поэта - только красивые слова.

И еще вот что. Современная поэзия ищет новых выразительных возможностей. Стрессовый опыт человека ядерной эпохи сопоставим с опытом его предшественников. Никогда еще поэзия не была такой всесильной ... и бессильной. Сдвинулись пласты сознания. Смещаются представления о сами формы существования материи - время и пространство. Обидно то, что поэзия часто отходит от своих корней - села, от своей родословной. Не дай Бог, придет такое время, когда остановится критическое перо. В этой связи творчество Лины Костенко имеет принципиальное значение:

Голос колодца, чего же ты замолчал?

Руки шелковиц, чего же вы застыли?

В стихах поэтессы мое внимание привлекает историческая тема, историческая память. Талантливая поэтесса не сдвигает корни, понимая его значение в развитии духовности, национальной культуры. Это только ремесленник пишет обо всем, а Лина - о важном:

Далекий мир, купеческая одиссея

Хмельное старое вино старины.

Имя Лины Костенко - как флаг нашей поэзии. Нашей литературе повезло, что есть в ней фигура, которая жизнью и творчеством утверждает благородство высших художественных принципов. В ее стихах - единство характера и слова:

Я немного зверь, и я не люблю неволе,

Я вырвусь, хоть лапу отгрызу.

Как сильно сказано! Такова расплата за порыв, дерзость думать, дерзновенность и глубину мыслей.

Мне кажется, что в понятие любовь поэтесса вкладывает новое содержание.

Любовь деятельная для нее - это любовь-ненависть ко всему, что тормозит развитие духовности. Лина Костенко прокладывает свой путь сквозь болота, она - за независимость таланта:

Поэт не может быть собственностью.

Это так ему уже на рода.

Не искушайте меня гласностью,

Я второй раз в ловушку не пойду.

Ей хочется смотреть на мир открытыми глазами, которые не закрывает пелена:

... все зависит

от человеческих зрачков -

в широких отразится вся эпоха,

в суженных - здрібовисько мелочей.

Можно много еще говорить о Лине Костенко. Незабываемое впечатление производят ее поэзии "Пастораль XX века", "Судьба", "Лес", "Белая симфония", "Баллада моих ночей", "псалмы" и т.д.

И какое бы произведение мы не говорили, видим, что перед нами настоящий лирик, у которого так искусно сочетается мудрость и страсть, волшебная легкость и философская глубина, размышления и обобщения. И все это ради человека, ради его будущего:

Я исповедую веру,

В которой окружают нимбом не святых,

Не пророков, а просто счастливых людей.

Лина Костенко - это не только честный, но и бесстрашно интересный и напряженно мыслящий художник. Поэтому-то ей тесноваты рамки идиллии, пасторали. Она "збурунює" эти жанры с середины.

"Пастораль XX века" - так называется один из ее стихов. Три пастушки - "курносые сельские аргонавты" - нашли и разобрали гранату. Взрыв...

...И несли их деды, которым не хотелось жить.

Под горой стояла беременная, как поле, мать.

И кричала и иметь:

-Хоть личико покажите его...

Поэту - традиционно - предоставляются воздушные владения. Но, возможно, то, что нам кажется летом, тоже пахота? Возможно, небо - "голубая земля", которую ласточки срезают, не имея плуга, своими острыми крыльями? Поэт обрабатывает свои небесные владения с крестьянским совестью.

И у поэта должен быть свой дом.

"Где вы живете?" - это, возможно, единственный вопрос, который стоит задавать поэту. Ведь это вопрос и об источниках, и о корнях, и о том, что держит в жизни, придает сил для полета...

Человеку может быть тесно во Вселенной, но не у себя под крышей. Дом - мир, когда это заправский дом...

Старая колокольня и до сих пор ловит вороны.

Танцует цеп на житнем току.

Ну что мне магнолии, агавы?

Я поцелую мальву в щеку, -

с мягкой улыбкой пишет Лина Костенко. И понимаешь, что ее поэтический дом прочно и надежно обжитой. Ей хорошо здесь, "над берегами вечной реки", в борах, "таких сосонових", в селах, это венки из янтарных луковиц украшают каждый плетень, на черниговской дороге, где

От магистрали за два метра

вся закутанная в что есть,

сидит бабушка, как Деметра,

в ведрах морковь продает...

Особенности поэтического зрения. И слуха. Когда Лина Костенко, с неизменной нежностью поцеловав в щеку мальву, на некоторое время оказывается в Европе, перед рассветом в модерном отеле ее будит "какой-то космический звук":

А то обычный европейский дядя

косил у нас под окнами траву.

Свист косы, срезает траву, - обычный "сельский звук", - здесь, под окном современного отеля в Европе, действительно может показаться за "космический" с неожиданностями. Но я не удивилась бы, если бы, выглянув в окно, Лина Костенко увидела не только "обычного европейского дядю", а и цеп, что танцует на току, и мальву... Ибо когда поэт так чувствует, любит и понимает природу, она идет за ним. У Лины Костенко свой внутренний мир. И она везде остается верной себе.

Лина Костенко взяла на себя обязанность поставить своего современника перед нормам, которые производило человечество на протяжении веков, задуматься над сущностью собственной жизни, сосредоточиться на осознании себя сыном украинской земли. Остро, бескомпромиссно, не отступая от своих идеалов, осмысливает она в поэтических произведениях современные проблемы, связанные с духовным упадком людей. Корит яничарство, предательство, отступничество. Конечно, в связи со своей позицией поэта-патриота Лина Костенко находилась в оппозиции к официальным властям тоталитарного советского общества. Девизом этого противостояния были слова:

Художнику не надо наград,

Его судьба наградила.

Когда у человека есть народ,

Тогда она уже человек.

В своих стихах Лина Костенко видит конкретных виновников моральной и духовной деградации людей. Это - "номенклатурные дураки, бюрократы, плоские мурмило в квадратуре рам", то есть вся советская система. За указательным движением дирижерской палочки коммунистических идеологов появляются "мастаки приспособить шаг", люди безынициативные, вялые. О них поэтесса пишет:

Тупой ремигайлівки волы!

Вам залигали душу недоріку

Вы лужи страха развели

На всех духовных магистралях возраста.

С большой тревогой Лина Костенко призывает нас жить в согласии и любви. Как завещание, звучат ее слова: "Не отступиться и не положить ложь на струны". Нельзя отрекаться от высоких идеалов наших предков, собственной культуры и языка. Проблемы языка нарушены поэтессой в нескольких ее стихах. Самым драматичным в поэзии "Боль единственного оружия" является то, что родной "трагической языке" гроб " не только враги, но и собственные дети тешуть". Таких вот сирот немало еще и сегодня "на нашей - не чужой земле". Названа поэзия сильна верой поэтессы в том, что дух народа и его язык не убить никому:

Бессмертная речь! Ты смеешься горько.

Ты же в том гробу и не вмістишся, кстати.

Они же глупые, они же снимали мерку

Из твоих унижений - не из твоего величия.

В поэзии "Заворожи меня, волхве!" поэтессу заинтересовал вопрос, "что писал бы Шевченко в 33-37 годах?". Конечно, что поэтесса не подвергает сомнению устойчивость Шевченко, его моральный дух. Поэтому, по ее мнению, "побывав на Косаралі, побывал бы еще и на Соловках". В поэзии автор идет за ходом истории:

Закаленный, загратований,

прикиданий землей, снегами, кремнем,

до сих пор был бы реабилитирован

Хоть посмертно, - зато своєвременно

А как же восприняли в 30-х притеснения и репрессии Косынки, Кулиша, Курбаса их современники? Молча. Промолчали ущерб, причиненный Стусу, Светличному, Снегиреву, Литвину, Тихом в 60-х. "Как молчание душу уяремлю, то какой же к черту я поэт", - напоминает поэтесса себе о свою гражданскую совесть. И цветы от нее падали под ноги шістдесятникам в зале суда, откуда ее выводили силой советские милиционеры.

Поэзия Лины Костенко предостерегает нас от потери своей исторической памяти. Особенно отчетливо эта мысль звучит в его романе в стихах "Маруся Чурай". Образ Маруси сливается с образом Украины, что сигнализирует через века: помните потомки, свою славную историю, и только тем будете сильные и известные в мире.

Поэзия Лины Костенко художественно осмысливает общечеловеческие стоимости, заставляет задуматься над тем, что оставляет по себе человек. Мысли об истинных ценностях, о смысле в жизни, духовность и бездуховность возбуждено в стихотворении "Уже началось, пожалуй, будущее". Здесь читаем: "Ищите улыбку Джоконды, она никогда не пройдет". Понимая быстротечность материальных ценностей, всегда надо помнить о духовных: красоту, искусство, любовь к людям, любовь и верность родине.

Бескомпромиссность - это пароль поэзии Лины Костенко. Ее поэзия - это концентрация мысли, строгость, современность. У поэтессы нет ретивого упрощение словаря. Прежде всего, это пример благородного служения литературе, это строгий вкус. Характерная черта всей поэзии Лины Костенко - человековедение в двух измерениях: Ван Гог, Екатерина II, А. Блок, Ж. Д'арк, а с другой - отец, мать, дед.

Книги Лины Васильевны Костенко возвращают нам веру в слово. И излишне напоминать, что позиция поэта учила и учит быть верным своему таланту и призванию при любых обстоятельствах. Ибо, как пишет она в одном из стихотворений, - "Еще не было эпохи для поэтов..."

Всем этим и дорога для нас Лина Костенко - наша современница.
 
 
 

Список использованной литературы:

 

1.Поезія Л. Костенко, О. Олесь, В.Симоненко, В. Стус.- К.: Наукова думка, 1998.

2. Украинская литература ХХ века: Учебное пособие для учителей и учащихся 10-11 классов средних школ. - К.: Украинский писатель, 1993.

3. 250 лучших сочинений по украинской литературе. - Харьков: Основа, 1997.

4.Нечволод Л.И. Руководство-руководство по украинской литературе для старшеклассников и абитуриентов: - Харьков.