Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Человек и земля в повести м. коцюбинского "Fata morgana"


 

Выдающимся произведением украинского писателя м. коцюбинского есть повесть "Fata morgana". Писателя всегда волновала тема человека на земле, судьба труженика, который возле этой земле ходит.

"Fata morgana" - это история человеческого духа, который словно туманом поднимается из недр земли. И подобный этот туман на земледельческие думы, чаяния и мечты.

Народ никогда не был для Коцюбинского пассивным "толпой" слепой стихией. Скорее он видел его активным творцом своей судьбы.

Основным героем повести выступает крестьянская масса, олицетворенная в целом ряде блестяще индивидуализированных образов. Земля была для труженика издавна обладательницей мысли. Она в повести поманил человека, земледельца, поманила, но в руки не далась, "прошла сквозь пальцы", исчезла. По отношению к земле определяются и все позиции героев и мотивы их поведения, и настроения, и действия. Земля, как сам превіковічний дух человека, как извечная мечта, живет в каждом из героев.

Писатель показывает, что с того, как герой мыслит и видит землю, вырисовывается и его собственно социально-психологическое лицо.

По-разному она видится Андрею, Маланке, Підпарі, Гудзю.

Земля - это образ мечты народной.

Люди на земле и земля в душе человека. Но вместе с тем в повести он поднимает тему отчуждения человека от земли. Особенно ярко это отчуждение проявилось в образе Андрея Волыка. Разочаровавшись в крестьянской труда, он мыслями и самой жизнью отрывается от земли.. Андрей ненавидит земледелие. Он живет лишь надеждой на открытие фабрики. Эта надежда определяет и способ существования Андрея Волыка, и его отношение к другим героям. И не сбылись его надежды на фабрику. А вместо счастья он получил увечье. И это заставило его довольно быстро прозреть.

Трагически заканчивается жизнь Андрея Волика.Фабрика делает его калекой - чужой и враждебный для крестьянина в то время мир не принимает его. И от мира земледельческого он оторвался. Конфликт с миром перешел на конфликт с жизнью.

По-другому обрисовал Коцюбинский образ Маланки. Она всю жизнь ожидает землю, мечтает работать на ней. Поэтому и мечтает выдать замуж свою единственную дочь Гафійку за Прокопа Кандзюбу. Тогда будет у них своя земля. А ее идеал - быть хозяйкой на собственной земле.

Маланка любит землю не только как средство к жизни. "Земля не только хлеб, не только судьба Гафьи, спокойная старость, земля поэзия", - подчеркивал писатель в своей характеристике персонажей повести. В образе Маланки Коцюбинский отбил извечное стремление крестьянства к земле. А земля "ушла из рук", Маланки, "как марево поманила и как мираж исчезла". Стремление крестьянки-труженицы получить землю и тем самым обрести единство с этим миром так и остается невыполнимой.

Полон глубокой ненависти к эксплуататоров Хома Гудзь, вечный наемник. Стихийный бунтарь, он олицетворяет ту часть крестьян, которые также оторвались от земли, но не собирались спокойно сидеть и ожидать своей участи.

Автор повести оставил этого бунтаря живым. Сила гнева Фомы, мести еще будет нужна для будущего.

Марко Гуща, вернувшись в село с заработков, становится защитником крестьян. Он пытается убедить земляков в том, что " земля не барское, а человеческая".

В повести "Fata morgana" до революционного протеста преподносится даже середняк Панас Кадзюба. Он пристает к кружка Прокопа, просит рассказать о "демократов", мечтает "озути господина в лапти", но, как это сделать, не знает.

В образах крестьян писатель изобразил индивидуальные, ярко выписанные судьбы людей, действовавших во времена революции, людей, чья жизнь была связана с землей. Несмотря на трагическую развязку, повесть звучит оптимистично.

Марко Гуща, Гафійка, Хома Гудзь остались живыми. Они и утверждают идею бессмертия народа, веры в то, что земля перестанет быть маревом, что осуществится вековая мечта крестьянства: люди будут любить землю, украшать ее, работать на ней, замиловуватись ней.