10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Идейная нагрузка женских образов в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?»
II вариант
Изображены Панасом Мирным в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» женские образы воплощают стремление к счастью, к миру, к уюту, к честной жизни. Но в несправедливом классовом обществе невозможно осуществление их желаний и стремлений. Никто из украинских писателей после Шевченко не так ярко обрисовал трагедии матери, как это сделал Панас Мирный. Шевченко создал бессмертный образ матери-крепостной. Мирный показал страдницьке жизни матери в новых социальных условиях. Матрена, мать Корточках Вареника, один из самых трагических образов женщины в классической украинской литературе. Жизнь ее полна лишений. Социальные условия - бедность и бесправие - изуродовали ее судьбу. Девушкой она жила в «соседок»; женившись, тоже не знала счастья, поневірялась, терпела обиды и быстро постарела.
Образ Мотри является воплощением судьбы многих трудящихся женщин в условиях крепостничества и послереформенной эпохи. В ее образе воплощены народные взгляды на честную, трудовую жизнь. Как в многочисленных народных песнях, женщина-страдалица мечтает о счастье. В образе Матрены писатель воплотил неутомимые искания этого счастья бесталанным цене. Языком народной песни автор рассказывает о судьбе женщины: «Не суждено Мотри счастье», «неодрадне жизни Мотри», «грусть сослал ее взгляд», «бедняга иметь».
Этим Панас Мирный достигает лиричности и трогательности в обрисовке этого образа. Чувство правды настолько сильное в Мотре, что когда она узнала о поступках Корточках, сама донесла в волость об этом преступлении. Такой шаг матери, тяжелый и мучительный, потому что она бы «своего сердца огрела и дала ему», но честный и справедливый, приобретает символическое звучание: это правда, сама человеческая совесть наказывала преступника. Еще одну женщину любил Цепкая, еще одна женская судьба вплелась с его судьбой - судьба его жены Гали. Она предстает перед нами в начале романа в образе «полевой царевны». С симпатией описывает ее автор:
«Небольшая, шустрая и бойкая, с веселой улыбкой на устах». Девушка выросла в воровской семье, но то зло, что окружало ее с детства, не исказило ее души. У нее выработалось критическое отношение ко всему бесчестного и жестокого.
Писатель называет ее то «полевой царевной»,
то «розбишацькою дочерью», описывая тем самым контраст между благородными стремлениями девушки и тем окружением, в котором она росла. Галя призывает человека жить по правде, помогает ему на некоторое время вернуться к честному земледельческого жизни. Но ее слабые силы, не выдержала она борьбы с враждебными ей социальными условиями. Она, как и Матрена, не смогла примириться с кровавым розбійництвом. Узнав о жестокий поступок Корточках и потеряв последнюю надежду на счастье, она причиняет себе смерть.
Самоубийство Гали было стихийным протестом против существующей социальной действительности, она гибнет как жертва условий, порожденных капиталистическим обществом. Следовательно, даже юридически свободному человеку в условиях гнобительського строя не дано никаких возможностей для личного счастья. И Матрена, и Галя всю жизнь старались жить честно, мирно, счастливо, но не испытали в полной мере ни женского, ни материнского счастья. Потому что для них оно было невозможно в существующих социальных условиях, они были обречены на такое страдницьке жизни.