Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
М.М. Коцюбинский - детские рассказы



В дни реакции после событий 1905 г., когда было так много тьмы, писатель с верой в победу грядущей революции писал в своей чудо-новелле "Intermezzo": "...я полный приязни к солнцу и иду прямо на него, лицо в лицо... я очень счастлив, что стрічаюся с ним здесь, на пространстве, где никто не заслонит его лицо, и говорю ему: солнце! я тебе благодарен. Ты сеешь в моей душе золотой засел - кто знает, что выйдет из того семена? Может, огни?". Большим солнцепоклонником воспринимают украинского революционно-демократического писателя Михаила Коцюбинского и современные читатели его произведений.

Стремление Коцюбинского писать для детей появилось под влиянием педагогической деятельности. Сдав экстерном экзамен на народного учителя, он поехал в село Лопатинцы, что на Виннитчине. Из воспоминаний современников видно, что Коцюбинский "оставил памятный след в жизни лопатинцев ... немало людей в селе научилось любить и уважать книгу..."1.

К классике детской литературы заслуженно относят три рассказа Коцюбинского: "Харитя", "Елка", "Маленький грешник". Прочитав их, лучше понимаем справедливость оценки, данной украинскому писателю Горькому: "В мире идеи красоты и добра, - писал Горький в статье "М.М.Коцюбинський", - он "свой" человек, родной человек, и с первой встречи он будит жажду видеть его как можно чаще, говорить с ним больше.

...Он как-то особенно близок к хорошему, и в нем кипит органическая брезгливость к дурному. В него тонко развитая эстетическая чуткость к хорошему, он любит добро любовью художника, верит в его победную силу, и в нем живет чувство гражданина, которому глубоко и всесторонне понятно культурное значение, историческая стоимость добра"2.

В своих рассказах Коцюбинский рассматривает ребенка не только в определенных жизненных ситуациях, но и углубляется в ее внутренний мир. А потому, что он "как-то особенно близок к хорошему", то видит там только хорошее. Даже Диму он назвал "маленьким грешником", ибо не зла ребенок, просто слишком сильны его порывы до счастливого, веселого детства, которые еще не умеет гамувати.

Рассказу "Харитя" восхищались уже современники Коцюбинского: "В такой небольшой приповістці еще такого много сказано! И как сказано! Чистой, как колодезная вода, народном языке; ярким, как солнечный луч, рисунком; небольшими, домірними очерками, разворачивают перед глазами большую - безмерно большую картину человеческого горя, красоты мировой, проявляют бездну глубину мыслей, тайные порывы души, ушибы небольшого сердца!.. И так только настоящий художник сможет писать!"3.

Коцюбинский симпатизирует своим землякам, наделяет их привлекательными чертами внешности, богатым внутренним миром и, главное, показывает их умение противостоять жесткому, равнодушном, мировые эксплуататорского общества. Ласкательными словами творится портрет Харите. У нее "русая, аж белая, головка", "личенько у нее смуглое", "ласточкой приходится к больной матери", а каким приятными является "запеченные на солнце ручонки, резво бегали от одной работы к другой". На портрете Димы ("Маленький грешник") раскрывается страшная нужда городской бедноты. От недоедания у него бледное лицо, "на Диме была старая рыжая мамина юпка с клочками ваты, что висели сквозь дыры с потрепанной одежде, длинные рукава теліпались ниже рук, мешали ему. Русую головку прикрывал старенький картузик с одірваним козырьком".

Диет в рассказах Коцюбинского показаны в различных жизненных ситуациях, каждая из которых требует выявления значительных внутренних сил, характера. Маленькие герои выходят победителями над собой и над обстоятельствами. Всех их - Харитю, Васи, Димы - роднит любовь к своим родителям. Это, собственно, больше всего трогает в упомянутых произведениях. Чтобы порадовать больную мать, спасти семью от голода, Харитя сама спозаранку идет в поле жать рожь. Пейзаж, созданный настоящим художником слова, усиливает впечатление ее потерянности среди полей, контраст между жизнью девочки и природы: "Босые ноженята ступали по утоптанной тропе, над головой, между колосками, синело небо биндочкою, а с обеих сторон, как стены, стояла рожь и шелестела усатым колосьями. Харитя оказалась словно на дне моря".

В рассказе "Елка" мальчик побеждает свою боль, когда отец рубит подаренную ему елку. Дорого это стоит ребенку. С глубоким психологизмом описана во время рубки елки параллельно состояние мальчика и "состояние" дерева: "Елка задрожала от низа до верхушки, словно испугалась неожиданного бедствия, и несколько зеленых глиць упало на снег. Которым рубил, а елка дрожала, как в лихорадке. Василькове казалось, что она вот-вот застонет". Затем, чтобы не видеть свежего пенька, он забрасывает его снегом.

Любит свою матушку и Дима - маленький грешник. Нагулявшись, он возвращается домой и согласен, чтобы иметь его наказала, чтобы только услышать ее руку на своей голове, быть рядом с ней. Смерть матери потрясла его до глубины, и, тронутый, измученный совестью, что не уберег ее, Дима постановляет жить честно, зарабатывая на хлеб трудом, не водится с такими развратными улицей детьми, как Гавриил и Марийка.

Детская литература в кругу интересов Коцюбинского в течение всей жизни. В 1912 г. в письме к молодому Павла Тычины он писал: "У нас, например, очень слабая литература для детей, и если бы кто сделал перевод лучших российских произведений для детской литературы...".

 

________________________________



1 Воспоминания о м. Коцюбинского. - К.: Держлітвидав УССР, 1962. - С.360.


2 Горький М.М. М. коцюбинский // Братство литератур. Сб. материалов по истории российско-украинского литературного единения. - К.: Днепр, 1977. - С. 203.


3 Мирный П. Произведения. - В 7 т. - Т. 7. - К.: Наук. думка, 1971. - С. 431.