Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Михаил Грушевский
М.с.грушевский и развитие школы и педагогической мысли в Галичине и Украине




Родился Михаил Серги-йович Грушевский 29 сентября 1866 года в г. Хелме. Рос на Кавказе - сначала в Ставрополе, а затем во Владикавказе. Учился в Тифлисской гимназии, Киевском университете (историко-филологический факультет). Работал в университете под руководством Владимира Антоновича.

Активный член киевской Громады, председатель Научного общества им. Т.г.шевченко во Львове, редактор «Научных записок» этого общества. С марта 1917 по апрель 1918 года - председатель Украинской Центральной Рады.
Автор многотомного труда «История Украины-Руси», «Очерк истории украинского народа», «История украинской литературы» и др.

Умер в Кисловодске 25 ноября 1934 года. Тело Грушевского перевезено в Киев. Похоронен на Байковом кладбище.
«Я происхожу из древней (известной с XVIII в.), но бедной духовной семьи Грушев, позже Грушевских, загніздилася в Чигиринськім уезде.
Были это преимущественно дьячки, пономари, но деду моем Федору удалось дойти священства и перейти под Киев, в село Лесников, и это помогло отцу моем Сергею выйти на дорогу, хоть он рано остался сиротой, но благодаря энергии и способностям постиг высшее образование и, не приняв рукоположение, отдался педагогической деятельности, был сначала «профессором» в семинариях переяславско-полтавской и киевской, затем директором народных школ на Кавказе, а будучи автором одного популярного в России учебника славянского языка, не только мог обеспечить нам, детям, возможность, не печалясь за хлебом насущным, отдаваться научной работе юности, но и сопоставил по себе весьма значительное имение - в значительной части назначен ним опять-таки на гуманитарные цели (стипендии и школу)», - читаем в автобиографии, написанной Михаилом Грушевским. Среда, о котором с теплотой вспоминает Михаил Сергеевич, конечно же, открывало судьбоносные просторы, приучала к упорному, кропотливому труду. Так, уже на третьем курсе Грушевский пишет научную работу «История Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», которое было удостоено золотой медали. Михаила оставили при университете на кафедре русской истории. В 1890-1894 гг. Грушевский работает при Киевском уни-верситеті как профессорский стипендиат. Дальнейшая его судьба по-вязанная с Галичиной, преподаванием в Львовском университете. Вначале первой мировой войны Грушевский приехал в Киев. Власть была враждебно настроена к ученого - засылает его в Симбирск как украинского сепаратиста и «мазепинця».
Волю принесла Февральская революция в Петрограде. 4 марта в Ки-еве образуется Украинская Центральная Рада, председателем которой заочно избран михаил Грушевский. Вызванный телеграммой, 12 марта он возвращается из Москвы в Киев.

Центральная Рада действовала в течение 14 месяцев. Первым Универсалом была провозглашена автономия Украины в составе Российской федеративной республики. Третьим Универсалом Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику, а 22 января 1919 Четвертым Универсалом - полную политическую незави-ность Украины от России. 29 апреля 1918 года Центральная Рада избрала Михаила Грушевского Президентом Украинской Народной Республики.

После падения Центральной Рады Грушевский находился некоторое время в Каменце-Подольском, где редактировал газету «Голос Подолья», позже - в Праге, Вене, Женеве.
В марте 1924 года Грушевский с семьей приезжает в Киев. Через шесть лет его избирают действительным членом Академии наук СССР. Со сменой политических ориентиров в государстве советская власть усиливает травлю талантливого ученого.

В монографии Р.Я.Пирога «Жизнь Михаила Грушевского: последнее десятилетие (1924-1934)» глубоко раскрыт трагизм этого периода.

В архивах, в частности, сохранились подготовительные материалы к докладу Затонского, в которых выписаны способы разоблачения Михаила Грушевского. Прежде всего в нем видели одну из центральных фигур украинского национализма, подтасовывались материалы о Грушевском как либерального демократа, о кадетскую ориентацию, вражду ко всему великорусского т.д. Обращалось внимание на игнорирование диктатуры пролетариата.

В январе 1934 года Затонский выступил на сессии ВУАН, сделав основной акцент на критике академика Грушевского. Близость к российских кадетов, ориентация на германский империализм в борьбе с нашествием большевизма», обвинение в двурушничестве, сомнительность научной порядочности - далеко не полный перечень «грехов», которые посыпались на ученого.

В конце 1934 года Грушевский отдыхал в одном из кисловодских санаториев и неожиданно заболел карбункул. Вмешались хирурги. Однако болезнь только усилилась, поскольку лечение было неквалифицированное.

Грушевский умер. На следующий день газета «Известия» от Совета Народных Комиссаров УССР поместила сообщение о смерти. В постановлении Совнаркома отмечалось:

«Учитывая особые научные заслуги перед Советской Социалистической Республикой академика Грушевского М.С., Совет Народных Комиссаров УССР постановила:

Похоронить академика Грушевского М.С. в столице Украины - Киеве.

Похороны принять на счет государства. Для организации похорон образовать правительственную комиссию в следующем составе: тт. Порайко (председатель), Богомолец, Палладин, Корчак-Чепурковский.

Назначить семьи академика Грушевского М.С. персональную пенсию 500 руб. в месяц».

Такой, можно сказать, неожиданности-ваний был конец гонений на историка. Не стоит говорить о мотивах, которые побудили власть так повернуть дело (это тема для отдельных исследований). В то же время для советской власти на протяжении последующих десятилетий он оставался никем иным, как «украинским буржуазным историком, одним из главных идеологов и главарей буржуазно-националистической контрреволюции на Украине».

Только в независимой Украине имя Михаила Грушевского нашло настоящее признание. Высотою духа, благородством помыслов он заложил глубокие идейные основы национального возрождения, возглавил первый в XX веке прорыв украинского народа к самостоятельности. За свою жизнь Грушевский сделал и написал так много, что о его творческую и политическую деятельность создано огромное литературу, сложился отдельный междисциплинарное направление, которое имеет название грушевськознавство.

Михаил Грушевский - ученый мирового уровня, творческое наследие которого поражает своим тематическим диапазоном, энциклопедичностью, фундаментальностью. Йо-го перу принадлежит около двух тысяч работ по истории, социологии, литературы, этнографии, фольклора. Еще в неполной мере исследованы его публицистику, эпистолярный доробок.Та прежде всего он вошел в отечественную историю как ее великий летописец, автор фундаментальной «Истории Украины-Руси», справедливо названной метрикой нашего народа. Созданная им целостная концепция украинского исторического процесса вобрала в себя лучшие достижения современной ему мировой украинской науки, была озарена высоким сознанием и поэтому стала стержневой идеей украинского возрождения.

Михаил Грушевский - блестящий, непревзойденный организатор научной жизни, председатель Научного общества имени Шевченко, Украинского научного общества, исторической секции Всеукраинской Академии наук, руководитель университетской и академической кафедр, основатель львовской и киевской научных школ, которые составляют целую эпоху в отечественной историографии.

Михаил Грушевский - выдающийся общественный и государственный деятель, признанный лидер национально-демократической революции. Он принадлежит к числу тех политиков, которые сполна познали величие и сладость триумфа и горечь поражения, но до конца остались верными идеи всей жизни - самоутверждению своего народа.
Одной из ведущих линий концепции национального государства Михаила Грушевского выступает идея соборности украинских земель. Он подчеркивал: «Народность и территория встретились именно на пороге исторической жизни нашего народа и образовали первую основание его развития».

Длительная подвижнический труд Михаила Грушевского в Галиции и Надднепрянской украине, во Львове и Киеве стала живым олицетворением единения западных и восточных земель Украины.

Не менее важное значение для современности имеет всесторонне обоснованная им идея суверенности украинского народа, или, как говорил Михаил Сергеевич, «право самому распоряжаться на собственной земле». Разумеется, утверждать, что он всегда был радикальным самостійником, было бы отступлением от исторической правды. Однако нельзя не видеть, что его автономистские и федералистские взгляды прошли существенную эволюцию, определялись конкретно-историческими обстоятельствами. Об этом свидетельствуют, в частности, такие красноречивые документы, как Универсалы Центральной Рады, где авторская участие Грушевского не только неоспоримая, но и определяющая.

Становление демократического, правового Украинского государства также является одним из лейтмотивов идейного наследия Михаила Грушевского. Он показал, что эволюция человечества, несмотря на все сложности, имеет тенденцию к установлению справедливого демократического строя. Власть в государстве должна принадлежать лицам, избранных народом на демократических началах, работать для народа, опираться на волю его большинства.

Возглавив Центральную Раду, он был глубоко убежден, что новая украинская государственность должна базироваться на принципах демократии и закона. Своим трудом М.грушевский закладывал прочные основы украинской государственности. Память о нем вечна, научные труды - неиссякаемый источник мудрости на все века.

Что касается развития школы и педагогической мысли в Галичине и Украине, то следует отметить следующее:

В 1917-1919 гг. власть в Украине неоднократно менялась, и каждое правительство решал вопросы развития украинского образования по-своему. Так от времени Февральской революции до провозглашения И универсалом Центральной Рады 10 июня 1917 г. автономии Украины власть была у Временного правительства. Поскольку он не проявлял активности в вопросах образования, его заменяли общественные организации, среди которых важнейшую роль играло Общество Школьного образования. Оно организовало Всеукраинский съезд учителей (апрель 1917 г.), на котором был создан Всеукраинский учительскую союз и Главную Школьную Раду, что занимались делами образования. Под давлением этих организаций Временное российское правительство вынуждено было разрешить внедрение украинского языка. Русский стал вторым, но обязательным для изучения языком.

Во времена Центральной Рады (с 10 июня 1917 г. до 30 апреля 1918 p., второй период), которая образовала Генеральный Секретариат Образования, проводилась интенсивная работа по украинизации школы, заключалась в организации обучения на украинском языке, введении украиноведческих предметов, подготовке учебных пособий и учебников на украинском языке, открытии новых украинских школ и реорганизации русских в украинские, подготовке учителей-украинцев и т.д. Украинская школа строилась на принципах единства и преемственности всех школ, праве всех на бесплатное образование, обязательности и светскости образования.

В третий период (от ЗО апреля 1918 г. к ликвидации Гетманата 15 декабря 1918 г.) произошли следующие изменения: вместо принципа децентрализации вводится централизованное управление образованием; замедляются темпы украинизации школы. В настоящее время создана Академия Наук, ее первым президентом был избран Владимира Вернадского.

В четвертый период - во времена Директории (с середины декабря 1918 г. до начала ноября 1919 г.) принимаются постановления о введении в Украине всенародного и бесплатного обучения, об улучшении материального положения учителей, о децентрализации управления образованием. Был подготовлен «Проект единой школы в Украине», который предусматривал создание такой системы общеобразовательной школы: младшая школа (4 года), старшая школа (4 года), коллегия (4 года). Первых две ступени образовывали основную школу, а третий - среднюю. Директория издала декрет о государственной украинский язык в УНР.

Создана Западноукраинская Народная Республика в это время оказывала значительное внимание становлению национальной школы. Прежде всего был создан Государственный Секретариат Образования и Вероисповеданий, законом «Об основных уладження школ на Западной Области Украинской Народной Республики» предполагалось, что все школы на этой территории становятся государственными, а учителя, которые в них работают, - государственными чиновниками. Государственным языком во всех государственных школах было провозглашена украинский; неукраинское население получило право на школы с обучением на родном языке, К сожалению, исторические события разворачивались так, что реализовать эти идеи не удалось.

Окончательно советская власть в Украине установилась с декабря 1919 г. Сначала украинские большевики не имели четкого плана развития системы образования в Украине и всю свою деятельность направили на ликвидацию старой системы образования, отделения школы от церкви, формирование нового аппарата управления образованием. Новую украинскую систему образования они пытались строить по российскому образцу. В мае 1919 г. было издано «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в основу которого было положено действующее в Советской России «Положение о единой трудовой школе». Оно предусматривало введение бесплатного и совместного обучения детей обоего пола с восьми лет; общеобразовательный и политехнический характер образования, запрет религиозного воспитания; внедрение производительного труда детей. Отменялись переводные и выпускные экзамены, домашние задания, пятибалльная система оценивания знаний.

Хоть украинская школа и строилась в соответствии с принятыми в то время единственными принципами «О единстве образовательной политики», но система образования в Украине несколько отличалась. Так, если в России школа была политехнической, то в Украине все учебно-воспитательные заведения, сочетаясь с производством, уже с первого звена образовывали единую систему профессионального образования; в России единая трудовая школа была девятилетней, в Украине - семилетней; в России техникум был подготовительной звеном в институт, а в Украине - институт и техникум считались равноправными высшими учебными заведениями с той разницей, что техникум выпускал узких специалистов-инструкторов, а институт - высококвалифицированных специалистов-практиков; в отличие от российской, украинская система исключала из своей схемы университеты, превратив их в 1920 г. на институты народного образования; подготовку ученых в Украине осуществляли академии и различные институты теоретического знания. С точки зрения научной педагогики, украинская система образования стояла ниже российской. Эти различия отражали определенную независимость украинской образовательной политики, они сохранились до 1930 г.

 

 

Использована литература:

1. Педагогика. Учебник. - К., 2001.

2. Субтельный О. История Украины. - Львов, 1994.