Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ

Индивидуализм эгоистичных натур, что стал причиной духовной разобщенности членов семьи Кайдашей

Канун час... Успокаивается гамірливе город, готовится отдыхать... Не знает усталости лишь ветер-пустунець, что ласковыми доторками все ласкает лица прохожих. Среди них - и его давний знакомый, невысокий старичок с палкой в руках, который вечерние часы мелкими шажками, потихоньку выходит на прогулку. Много киевлян, встретив эту летнюю человека на Крещатике или склонах Днепра, узнавали в ней писателя Нечуя-Левицкого. «Я был рад - рассказывал писатель, - что мне вечером можно будет пойти за Михайловский монастырь и посидеть на чистом воздухе целый вечер на Владимирской горе, где я теперь конечно каждый вечер сижу, одпочиваю и любуюсь широким пространством за Днепром...»

О чем мечтал тогда, что переживал и вспоминал художник слова? Может, родное Надросся, которое вдохновляло и поддерживало всю жизнь, годы, проведенные в Богуславском духовном училище, где жестоко наказывали тех, кто разговаривал на украинском, - «за мужичі слова» и «за сквернословіє»? А может, всплывало из памяти обучение в семинарии, когда впервые - и навсегда - понял, что настоящее его призвание - литература? Работа над произведениями, сестер? Мысли, мысли... Кто предскажет ваш ход? Как волшебные нити, вы соединяете прошлое, настоящее, будущее; несете, поднять на сильных крыльях вплоть до солнца и звезд, откуда открывается голубовато-зеленый лик планеты. Есть на ней край, где блещут строками ставочки в камышах ...зеленеют луга ...на высоких гривах гор кругом яра зеленеет старый лес, как зеленое море, укрытое волнами». И так хочется немолодом уже писателю, автору более чем пятидесяти произведений, увидеть свою Украину такой же счастливой, как и прекрасной! Ради этого и работал всю жизнь, искал, открывал новое, помогал людям становиться лучше.

Пожалуй, вряд ли найдется украинец, который не слышал о повести «Кайдашева семья». Напечатана в 1879 году, она сразу же была названа эпопеей жизнь украинского села в первые десятилетия после реформы 1861 г. В произведении изображается быт крестьянской семьи после отмены крепостного права.

Лучшие черты простых людей не закрывали от наблюдательного глаза писателя того, что было порождено социальной действительностью пореформенной эпохи. Сколько горя, мерзости, гадости вокруг! Барахтаются люди в нужде, не находят выхода. Чем помочь, что сделать? Выход И. Нечуй-Левицкий видит в одном - выставить напоказ все темное, мелкое, ничтожное. Не скрывать, а высмеять! Пусть это будет смех горький, невеселый. Смех сквозь слезы. Но он разбудит людей, заставит задуматься над своей жизнью и в конечном итоге поможет их душам очиститься от скверны эгоизма, грубости, жадности.

Все сокровенные мысли, надежды писатель заключает в образы Кайдашей - мастерски выписанные типовые индивидуальные характеры. Один за одним проходят герои: Маруся, Емеля, Карпо и Лаврин, Мотря и Мелашка. Какие колоритные фигуры! Все герои красивые, а их поступки не украшают.

Повесть начинается описанием местности, среди которой раскинулось родное село Кайдашей. Красота природы, ее разнообразие настраивают на лирический лад, и мы, еще не познакомившись с героями, представляем их романтиками, людьми, которые могут найти поэзию в своей нелегкой жизни. Но последующие страницы повести заставляют нас изменить свое представление. Перед нами появляются темные, обеспокоенные крестьяне, которые в семейных ссорах теряют взаимопонимание, уважение друг к другу. Кроме Маруси и Емелю Кайдашей, чьи судьбы сломала крепостное право, превратив их из трудолюбивых, заботливых и способных людей на ограниченных, эгоистичных, знакомимся с представителями младшего поколения. Хотя Лаврин и Мелашка, Карп и Мотря не потерпели страшное крепостного права, формировались в пореформених обстоятельствах, они, как и их родители, не смогли развить лучшие свои качества, не стали полноценными людьми. Под влиянием событий, которые происходят в повести, меняются характеры молодых Кайдашей, их жен.

Уже из разговора братьев о девушках видно, что Лаврентий - нежный человек, его мысли полны сладкими мечтами, а Карп - грубый, суровый парень. Его глаза всегда сердитые, бледное лицо имеет в себе что-то неласкаве. «Он никогда не смеялся ладно, как смеются люди, а его насупленное желтоватое лицо не розвиднялось даже тогда, как губы осміхалися».

Лаврентий - совсем другой человек. Его лицо дышит молодостью, свежестью, он любит шутить, смеяться, относится ласково и приветливо к людям. А как привлекает его язык - певучий, мелодичный, похожий на песню, чего не скажешь о языке Карпа. Свое восхищение Мелашкою Лаврин выражает так: «И где ты, красота, родилась с твоими шелковыми бровями, когда бы ты была кукушка в роще, то я тебя и там упіймаю». Лаврентий полюбил Мелашку с первого взгляда. Ни бедность ее, ни недовольства матери невесткой не одолели чистоты и нежности его любви. Но в непрерывных семейных стычках постепенно исчезают поэтические черты характера Лаврина, красота, привлекательность, черствеет душа, грубеет речь.

А Карп... Мало того, что он и так был не очень приветлив, через бесконечные ссоры становится грубее все больше и больше. Даже доходит до того, что в приступе злобы бросается на отца и кричит: «...задушу, иродова душа». Хоть он это сделал, чтобы защитить жену, но от этого поступок не становится более привлекательным. Стремление к собственному материальному достатку заглушает в Карпу родственные чувства и доводит до того, что он на глазах у всего села гоняется с дубиной за родной матерью.

Лаврентий не перечит матери даже тогда, когда та приставала к Мелашки. В этом случае он предстает перед нами как нерешительный человек, но со временем это проходит. И все меняется к худшему. От Лаврина уже можно услышать и грубое слово, и ругань.

По невесток Омелька Кайдаша, то и в их характерах происходят изменения. Мотря воспитывалась в состоятельной семье, однако с молодости привыкла к труду. Она

очень гордая, ни в чем не уступает свекрови. Как бы Кайдашиха не хотела, чтобы невестка делала за нее. Мотря не подчинялась ей, показывая свой твердый характер. Она не против выполнять всю работу, но только для себя и Карпа. И потому мечтает о свой дом, свое хозяйство. Жадность Мотре все растет. Когда мерили землю поясом, чтобы разделить ее, Матрена перемеряла огород, чтобы только ей больше было. Эгоистична, ругательная, скупа, она была недобрая и к Мелашки, больше возненавидела людей, когда стала самостоятельной хозяйкой. В Мотре, как и у Карпа, появляются злость и жестокость. Она виколола свекрови глаз, и ей даже не жалко старой женщины. Мотря считает, что этот случай ей будет жить спокойнее. Но это совсем не так.

Наряду со злой Матреной автор показывает Мелашку. Чувствуется, насколько симпатична ему эта героиня: ее состояние можно сравнить с тополем, красоту - с красной калиной, ее речь, как и Лаврінова, - мелодичная песенная. Мелашка спокойная, добрая, она росла в бедной семье, где относились с уважением друг к другу. Поэтому, когда приходит в Кайдашеву семью, во всем подчиняется свекрови. Бедствия свекровь видит, что молодая невестка имеет мягкую натуру, не может за себя постоять, я Мотрю, и все больше обижает, оскорбляет Мелашку. Не в состоянии противостоять грубости, несправедливости, Лаврінова жена часто плачет, с грустью вспоминая добрую родной дом. И наконец, она не выдерживает. Свой протест против жестокости и чванства свекрови она обнаруживает в том, что остается в Киеве, куда пошла на богомолье.

В этом разрушительном процессе противостояния Мелашка постепенно теряет свою душевную красоту, привлекательность, доброту. С нежной и кроткой, мягкой, податливой, она все больше превращается в сварливую, мелочную, эгоистичную. И этим становится похожей на других членов семьи, каждый из которых заботится только о себе. Никто и ничто не могло примирить эту семью. И хотя после того, как засохшая груша, в семье Кайдашей стало спокойно, мы чувствуем, что это ненадолго. В погоне за наживой, в постоянной грызне за «мое», «твое» люди воспитанные в условиях тогдашнего общества, других интересов и иметь не могут, подчиняют им все свои действия. И это страшно. Если разрушается семья, дети поднимают руку на родителей, то какое же будущее у общества?!

Творчество И. Нечуя-Левицкого - это «раскрытая книга», в которой читаем правду о тогдашней жизни украинского народа, это художественная энциклопедия народной жизни. «Мы не можем не ценить в его творчестве широкий охват украинской жизни в различных его слоях и правдивое в целом изображение этой жизни. Нас не может не восхищать глубокая любовь писателя к... живой красоты, разлитой в природе, улавливается в людях, в народные и творчества, в крупных творениях искусства», - говорил академик А. И. Белецкий. И это действительно так.