Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Александра Васильевича Донченко. Роль и место писателя в становлении и развитии литературы для детей и юношества




Развитие украинской детской литературы не возможно представить без творчества Александра Васильевича Донченко, которая началась в начале 20-х годов. Тогда же появляется его первые произведения. В 1934 году состоялся первый съезд писателей, на котором О.Донченко призвал мастеров слова писать книги для детей и про детей, охватить в детских книжках вся многогранная жизнь украинского народа, рассказать детям не только о прошлом, но и "показать им жизнь с другого конца - с нынешнего или даже завтрашнего дня". Писатель беспокоится, что в украинской литературе мало книг для детей, а если и есть некоторые, то они в основном неудовлетворительные ни со стороны педагогического, ни своей тематике, ни художественным исполнением.

В своих произведениях писатель изображает героев разного возраста, начиная от четырех лет и заканчивая молодым человеком, что стоит на пороге зрелости. Донченко умеет в книгах о детях давать разделам короткие и содержательные заголовки, например, "Бай Мухамедов", "Ружье", "Болезнь", "Долой!", "Магнітобур" и другие, которые отражают содержание каждого раздела и помогают глубже его понять. Воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма - вот идейно тематический стержень предвоенных произведений Донченко. В этот период написал несколько рассказов об учениках и издал их в сборнике "Школьники", но больше всего внимания к школьной жизни писатель уделяет в послевоенные годы.

Новым этапом в развитии детской литературы была Великая Отечественная война. Своими произведениями и собственным примером детский писатель воспитывает в молодежи патриотизм, ненависть к захватчикам, любовь к Родине, к этим произведениям относятся такие "Простая история", "Новогодний мальчик". Донченко принадлежал к числу тех писателей, которые средством художественного слова помогали воспитывать молодежь. В публицистической статье "Письмо к другу (некоторые мысли о детской литературе)" Донченко горячо выступает против тех писателей, которые изображали в своих книгах "голубые ранки, трепет росяных колокольчиков и ландыша и суетливого муравейника с белой куколкой в челюстях", потому что, мол, война закончилась и надо детям дать отдохнуть от ее ужасных событий.

Но, раскрывая перед каждым читателем всю красоту и нежность росяной ландыша, - писал Донченко, - имеем ли мы право молчать о том, что на родные просторы нашей Родины с ее красотой и природными сокровищами и сейчас еще посягают жадные, булькаті глаза, и кігтисті руки, которые тянутся к нам через океан, реки и горы? Автор требует прежде всего високоідейних произведений которые бы воспитывали будущих борцов за независимость Родины.

Еще на заре литературной деятельности писателя не покидала мысль, что "всегда новой остается старая тема про школу". Из школьной делом чаще всего связано развитие детской литературы. Очень трудно представить школу без детской литературы и наоборот. Только глубокое изучение жизни учащихся и учителей дает возможность создать такой образ "которого бы страстно полюбил читатель... которому бы подражали миллионы наших детей". Все это позволило писателю написать много книг о школе.

Его "Школа над морем", "Юрий Васюта", "Золотая медаль" стали настольными книгами учеников и учителей. Красоту своих маленьких героев писатель воспроизводит различными приемами: через мысли и поступки персонажей, через их язык. Этому служит также изображения пейзажей, описание вещей, окружающих героев. Через восприятие окружающей деятельности, через мечты раскрывается их детский характер.

В послевоенные годы в украинской детской литературе появляется много произведений о школе: "Лісничиха", "Сад", "Юрий Васюта", "Золотая медаль", которые стали помощниками учительского коллектива. В разработке школьной тематики первое место принадлежит Олесю Донченку. В повести "Лісничиха" писатель ставит и верно решает проблему нравственности учащихся, их родителей. Донченко совершенстве владеет языком своих героев, видит окружающую действительность их глазами. Логическим продолжением и завершением темы о школе, а также всего творчества Донченко есть роман "Золотая медаль". В отличие от других произведений здесь внимание сосредоточено на десятиклассников. Сегодняшнее и завтрашнее молодых людей, которые стоят на пороге зрелости. В этом произведении он выдвинул много важных проблем: учительских коллектив как основное начало в воспитании детей, формирования характера молодого человека. Эти проблемы О.Донченко решает полно и правильно с большим знанием жизни школы.

Художественное наследие Донченко, в частности его произведения на школьную тематику является важной составной частью всей украинской детской литературы. Все свое энергичное жизнь, полную творческого труда, Донченко отдал делу воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Повесть О.Донченка
"Школа над морем" - рассказ о вековой тяга детей к приключениям, загадочности, испытаний

Произведение привлекает прежде всего жизненностью, романтикой, искренностью событий. Собирая материалы для повести "Школа над морем", Олесь Донченко уехал в Одессу, где жил среди своих будущих героев, рыбаков, пограничников.

События повести не выдуманные, понять жизнь жителей Слободки писателю помогло проживания его самого в их среде.

Читая повесть, мы незаметно для себя представляем героев. Перед нами встает постоянно жаждущий приключений и испытаний ученик шестого класса Слободской школы Олег Башмачний, таинственный и нелюдим "обитатель школы" старый летучая Мышь, мудрый, расчетливый директор школы и классный руководитель 6 класса Василий Васильевич, все ученики 6 класса, другие жители села Слободки: рыбаки, пограничники.

Все образы в повести тесно переплетены, однако главными по мнению самого автора, образы детей.

Это рассказ о жизни небольшого поселения Слободки, что лежит близ моря, о жизни семилетней школы. Повесть написана для среднего школьного возраста, поэтому сюжет сопровождается яркими, доступными описаниями образов героев, картин природы: "Сейчас же за школой раскинулся большой сад. Он спускался вплоть до отвесной каменной круче над морем. Теперь сад черный, незапишнений и прозрачный. Если взглянуть из школьных окон, то в конце ровной главной аллеи видно синее прозрачное море. Но это не та нежная синева моря, которая бывает летом. Время волны меняют свой цвет и, когда на небе собираются тяжелые тучи, море тогда имеет неприветливый оловянный оттенок..."

Одним из героев повести, который привлекает внимание читателя есть летучая Мышь: "у него были большие уши и острые глаза под мохнатыми бровями. Кустики волос выглядывали у него из колючей носа, из ушей, росли на длинных костлявых пальцах. О этого нелюдимого старика переводили различные причудливые слухи. Говорили, что он в темные ночи вылезает на чердак и тогда, оттуда слышны жуткие крики сыча...

"Как поселилась в бывшем доме шумная школа-смеричка летучая Мышь пришел к директору и попросил разрешения остаться жить в доме, обещая за то выполнять обязанности садовника. При школе был большой красивый сад и летучая Мышь проявил себя действительно хорошим садоводом. Ему дали маленькую комнатку на втором этаже..."

"Летучая мышь сторонился людей даже до ночного сторожа школы Данилыча никогда не заходил и когда не было работы в саду, целыми днями сидел запершись в своей комнате". Читая дальше повесть узнаем, что летучая Мышь был преступником, нарушил закон, укрывая и поддерживая связи с шпионами.

С образом шпиона переплетается образ школьника Олега Башмачного, парня интересного, вычурного, который стремится тайн, приключений. Уже с первых страниц повести мы встречаемся с этим парнем, который сразу же встряває в опасное дело с летучей мышью, найдя адресован ему (летучей мыши) письмо, и не отдав его. С этого все и началось. Олег мечтает найти скрытый некогда сокровище господина Капниста и, прославившись на всю деревню, хочет стать героем и командиром настоящего большого ледокола.

Читая повесть, мы наблюдаем бурное, все в приключениях жизни шестого класса слободской школы. Мы видим тяга детей к знаниям, к получению лучших оценок. Перед ними стоит стимул их обучения - настоящий парусная лодка, который будет подарен пограничниками классовые с лучшими оценками.

Дети стремятся помимо учебы заниматься другими делами, разными для разных учеников. Так Саша Чайка предлагает выдавать классный журнал "Отличник", где помещены произведения учеников, учителей и даже директора. Видим борьбу между двумя классами за лучший журнал: шестой класс "Отличник" и седьмой класс "Широкий путь". "Отличник" оказался лучший во всем: и в художественном оформлении, и по содержанию.

Как уже было сказано, главными героями являются дети, не только Башмачний хочет приключений, но и, например, Емеля Нагорный, который так увлекается гипнозом, что ведет своих друзей на страшное темное чердак, чтобы "загипнотизировать" Дмитрия Нагорного, еще и приказывает ему взять белую простыню, мол, без него ничего не получится. Однако, действительно ничего не получилось, но Василию Васильевичу удается убедить Емелю, что астрономия интересная наука, чем гипноз. И вот парень уже руководитель кружка астрономии в школе.

В шестом классе есть и молодой изобретатель Яша Дереза, который своими руками смастерил модель военного корабля - миноносец, который управляется по радио на расстоянии".

Главными героями предстают и Саша Чайка и Галина Кукоба, взаимопомощь, взаимопонимание царит между этими детьми. Между ними зарождается большое чувство дружбы, товарищества.

Но все-таки автор снова и снова приводит нас к "відшукувача сокровища господина Капниста". Так Довженко называет Олега Башмачного. Читая повесть, мы узнаем все новые приключения Олега: то он сталкивается в темном чулане с неизвестным зеленоглазым чотирипалим; то он становится зрителем гипноза, что его очень напугало, то находит револьвер на чердаке и т.д. А все началось с письма, которое было адресовано летучей мыши. Иногда Олег каялся, что нашел того проклятого письма. Но не было бы письма, не было бы приключений.

Итак, прочитав повесть Донченко "Школа над морем", мы узнали о бурная и интересная жизнь рыбацкого поселения Слободки. В повести чувствуется педагогический талант автора. Мне кажется, что в образе директора Слободской школы Василия Васильевича иногда можно узнать самого Донченко. Прочитав повесть, мы понимаем, что жертвами шпиономании, общей атмосферы недоверия, характерной для тех времен (а повесть написана в 1937 году) становилась большое количество честных людей, даже школьники.