Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Образ Чипки


 

Образ Чипки. В центре романа образ Чипки - селянинабунтаря, неутомимого искателя правды, который в итоге сошел на кривую тропу борьбы i стал "пропащей силой".

С Цепкой мы знакомимся уже на первых страницах произведения. Это широкоплечий двадцатилетний парень, с острыми карими глазами, довгобразим лицом, одетый в белую вышитую рубашку и простую рубашку, наброшенную наопашки. На голове у него высокая решетиловская шапка. И авторы не довольствуются внешним признакам в обрисовке портрета, как это свойственно их современнику 1. Нечую-Левицкому. Они находят и такие черты, раскрывающие социальное положение персонажа ("Не богатого рода! - говорила простая свита"), передают качества его характера ("Таких парней часто и густо можно встретить на наших хуторах и селах. Одно только у него большое - очень пылкий взгляд, быстрый, как молния. Ним светилась какая-то необычная смелость и духовная мощь, вместе с какой-то хищной тоской...").

А дальше подробно з'ясовуіться формирования характера героя, нарастание его протеста против порабощения человека. Сын попираемой крестьянки-беднячки. Цепкая зростаі в нищете, в атмосфере недоброжелательности и враждебности. Только бабушкины сказки расширяли кругозор мальчика, заставляли его задуматься, вызывали у него порой далеко не детские вопросы. Уже в детстве, когда Цепкую за упрямство прогнал богатой Бородай, он "понес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и рабочего..."

Ранимая душа и пытливый ум ускоряют вызревание Корточках. Его доброе, горячее сердце, разбуженное увиденным или услышанным, долго не могло успокоиться. Рассказы деда Власа пре крепостную неволю, в частности о несчастной судьбе отца, тяжелым камнем придавили душу Корточках. Сколько он передумал, перестрадал в те дни, аж на виду изменился.

Каждый из этапов жизни героя отчетливо постаі перед нами благодаря мастерству авторов в раскрытии его внутреннего мира. Так, большой силой эмоционального наснаженості, психологической убедительностью обозначены размышления Корточках в связи с несправедливым отъемом земли. Резкие переходы от надежды жить счастливо на своіму добрые до горьких отчаянных настроений, до мучительных мыслей о несправедливости, что "основала целый мир", о беда, из сетей которого не вырваться труженику, лихорадочная разговор с самим собой в тяжелую бессонную ночь, когда зримо предстала неправда в мире сильных, раскрывают честную, беспокойная душа парня. Поэтому и поразила несправедливость прямо в сердце Корточках, когда за право работать на своей земле чиновник с циничной откровенностью вимагаі взятки.

Именно в этот момент Цепкая потерял не только ниву, но и веру в справедливость. В его сердце вновь закипела ненависть, но, к сожалению, не только к угнетателям и их прислужников, а до всех людей. Это тот психологический момент, который проливаі свет на дальнейшее, часто слепое бунтарство попираемой, обворованной человека: - А все люди, все люди... Они у меня и отца отняли, людоеды; они меня еще с детства ненавидели из игрушек прогонили, шли мимо дома, одхрещувались..."

Свои горе, черную безнадежность Цепкая починаі топить в рюмке. А от пьянки уже прямой шаг к грабежу. В романе глубоко вмотивовуються преступные действия парня. Боли измученной души, вопиющая социальная несправедливость - вот что толкнуло вчерашнего земледельца, счастливого своію трудом, на путь грабежа. Цепкая вважаі эти поступки отъемом своего же блага, жривласненого другими, богаче, сильнее, уравнением богачей с бедняками.

Кстати, это те черты в характере Корточках, в его поведении, которые передают существенное в его действиях життівого прототипа. Панас Мирный, рассказывая в очерке "Подоріжжя от Полтавы до Гадячого" о разбой Гнидки, указывал, что впоследствии в народном воображении останется социальная основа этого хулиганства, и Гнедко станет рядом с "Гаркушей, Засориним и другими хулиганами ніслягайдамацької поры, которые прославились по всей Украине, как охранители убогих и бесталанных от зависти и пригніту богатых и счастливых".

Стремление ломоты насильникам еще больше поглиблюіться в Чипки после пытки его екзекуторами в день подавления крестьянского бунта. Гневные слова слетают с его уст, звучат в них и боль, и грозное предостережение угнетателям: "За те слезы, за ту кровь, что сегодня невинно пролито... они будут вечно мучиться, до суда мордуватися!.." Неудержимым чувством нпависті к помещикам Цепкая близок к шевченковских нротістатів i мстителей.

Выдающимся достижением реализма авторов романа и истинно художественные обобщения буржуазно-помещичьих порядков, піднріслення угнетающей сути всего общественного строя царской России. Раздумывая над i личной недолей, и над всенародным бедствием. Цепкая все больше усвідомлюі социальные корни несправедливости. Для него стаі очевидным, что на труженика "налегли" i господин, поп, шинкарь, и "свой брат-богатырь", "всем бажаіться жоїздити" на шее обездоленого крестьянина.

На какое-то время, в частности под влиянием дурного "общества" с дисласоваких элементов. Цепкая опустился на самое дно жизни, горько обидел своими поступками мать. Однако хорошо в его натуре смогло взятх верх, смогло победить. Он нашел в себе силы извиниться мать, вернуть ее в родной дом. Женившись на Гале, Цепкая нежно любит ее, поважаі мать, ревностно працюі в хозяйстве, искренне и бескорыстно допомагаі всем, кто звертаіться к нему за поддержкой. Его "суровая натура, закаленная давним нищим жжттям, м'якшала: он теперь соромивм своего давнего беспутстве, тіії кривой тропинки, по которой он думал дойти до счастья".

Когда пошли разговоры о земство, о выборах гласных, Цепкая, несмотря на то, что сословный Дмитренко советовал виіирати господ, закликаі общину защищать свои интересы, "а не даваться снова господам в руки". Среди других гласных от селям Цепкая выделялся гражданским мужеством, стремлением отстаивать права трудящихся. Поэтому крестьяне-гласные вопреки воле дворян и чиновников избирают его членом уездной земской управы. И господа все сделали, чтобы "очистить" свои ряды от "мужика", i Цепкую приказом губернатора было выведено из управы "по неблагонадежности".

Болезненная обида, что опять упала, как гром среди ясного ніба, на Чіпчину голову, откровенная, вопиющая несправедливость и были тем последним толчком, что сломал жизнь правдоискателя, столкнул его на тропу слепой мести. Крестьянин почувствовал на себе, еще панская "правда" хуже воровства, разбоя. Не найдя справедливости и выше. Чипка стал мстить без разбора, бить направо и налево, бить вслепую. Грабежи, убийства сводят на нет его протест, кровь загубленных жертв, смерть ни в чем невинных людей невитравним клеймом пятнают Цепкую. Собственно, он с правдоискателя превратился в обычного уголовного преступника.

В оценке морального падения Корточках авторы исходили из поаяцій народной морали, руководствовались теми критериями, что хорошо всегда прекрасное, а зло - уродливое, отвратительное, гадкое, кто бы йоге не поступил. Когда Цепкая ради "легкого хлеба", ради водки стал грабить и убивать, то этим его действиям не может быть каких-то других оценок, кроме безоговорочного осуждения.

Все развитие сюжета подводит нас к ідино правильному выводу, что самые благородные порывы перечеркиваются злечином. Неумение найти истинные пути борьбы против угнетателей и обидчиков, "кривая стежка" бунтарства и сделали Цепкую "пропащей силой".

 
 

Литература:

1. В.М. Борщевский "Украинская литература"; Киев 1990.