В записной книжке А. Довженко от 5 апреля 1942 г. читаем заметку, которая свидетельствует о том, что он с годами все чаще вспоминал родной дом, благословенный край своего детства. Вспоминая зачарованную реку Десну, сенокос, деда, отца, мать, писатель «смеялся и плакал». На склоне своего укороченного сталинизмом жизни к нему все чаще приходили воспоминания. Они мучили его и без того измученную душу, посещали в беспокойных, тревожных снах.
В одном из писем к матери и сестры Довженко сообщал: «Пишу одну повесть про деда, отца, мать и все, одно слово, наше союзническое жизни, еще когда я был маленьким». Однако замысел написать поэму в прозе, в которой воспеть родной край, его трудолюбивых, добрых людей был осуществлен писателем лишь в 1955 г.
Четкого сюжета и последовательности рассказа в «Зачарованной Десне» нет, потому что произведение писалось не только для чтения, но и для экранизации. Основную сюжетную линию создают повествования-воспоминания автора, овеянные романтикой сельской жизни, любовью к птичьему щебету в саду, до плеска весеннего половодья, до нежно-заунылого лягушечье лягушек в болоте, до девичьих песнопений, колядок, щедривок, обжинок, к «буханье яблок в саду», в сельской музыки - высокого и чистого звона косы,- все это вызывало радость и утешение, которую Довженко трепетно и нежно вспоминает как незабываемое, что живет в его хорошем и поэтическом сердце.
Все события киноповести проходят через призму оценки их малым Сашей Довженко, что придает повествованию искренности, неподдельного лиризма и задушевности, тонкого юмора. Описывая свое детство, которое проходило на лоне живописной природы, Довженко с любовью вспоминает свою семью, похожего на бога Саваофа деда, что никогда не расставался с псалтырь, бранную прабабушку, которая проклинала всех, кто попадался ей на глаза, удивительно доброго отца, который любил рассказывать сыну о Десну, о травах, о таинственные озера; тихую, любящую мать, которая любила растениях И сажала их в своем небольшом огороде, "чтобы проізростали", хороших знакомых и просто хороших людей, которые, как и его отец, спасали крестьян от смерти, от наводнения, от беды.
Лирические поэтические описания - странный сон мальчика - чередуются со сценами, написанными в стиле украинского народного юмора. Такова картина пасхальной наводнения, когда вся загребельська приход сидела на крышах с несвяченими ремнями, а рев скота по кошарах, крики людей «спасайте!» нисколько не смущали отца Кирилла, что с дьяком И старостой разъезжал на лодке и святил куличи чистой деснянской водой.
Вспоминая прошлое своей семьи, своего народа, Довженко не раз подчеркивал, что в его жизни было и много «неравновесия, плачу, тьмы и сожаления». Автор обратился к воспоминаниям своего детства не потому, что болел за стариной, прошлым. «Я не приверженець старого села, ни стариков, ни старины в целом,- писал Довженко в повести.- Я сын своего времени и весь принадлежу своим современникам».
Привлекают внимание и размышления писателя о людях труда, о призвании художника и истоки его патриотизма. Влюбленный в родной край, в трудолюбивый И красивый душой украинский народ, Довженко считает долгом писателя показать миру, что жизнь сама по себе прекрасна. Поэтому он с таким восхищением выводит в повести светлый и неповторимый образ зачарованной Десны, этой «девственной девицы», вспоминая о которой писатель «добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым». До реки своего детства Довженко обращается с нескрываемой любовью: «Далекая красота моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и сказания о старых древности, что считал в тебе звезды на перевернутом небе...»
Благословляя Десну - «далекую красоту моего детства» - за щедрые дары, писатель показал, что человек, какую бы должность не занимала бы, становится бесцветной, слепой, если она в истории своего народа, в жизни своих предков ничего не видит дорогого, близкого, родного».
О чем бы ни говорил писатель, все ему дорого и близко. О основу эстетики Довженко и содержание его киноповести образно сказал М. Рыльский в статье «Александр Довженко": «Его «Очарованная Десна» - это задушевная лирическая исповедь, доверху напоена любовью к родному краю, к трудовому народу, к Украине с ее большим, но скорбным прошлым, с ее большим и радостным будущим». «Очарованная Десна» - это гимн красоте, природе, родному краю, поэтическая картина трудовой жизни народа.
|
|