Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Проблема раздвоенности личности в новелле М. Хвылевого «Я (романтика)»

Так испокон веков было:

одни упирались с тряпкой в руке,

а вторые тянулись к стяга зари

и шли за хвостами комет,

раскусив орех бытия.

М. Волновой



В конце Пушкинской улицы города Харькова, по студенческим общежитием «Гигант» когда-то находилось городское кладбище, которое ныне переоборудована в молодежный парк. По старой церковью оставили для потомков несколько могил - П. Гулака-Артемовского, драматурга М. Кропивницкого, художника

С Васильковского.

Расцвет национального возрождения последних лет вернул нам имя Мы когда-Волнового (Фітільова). Члены общества «Наследие» восстановили могилу одного из самых талантливых зачинателей украинской литературы начала XX века. В поэме «Электрический век» Николай Волновой писал:

И разве посмеет вечность

швырнуть в мое лицо

упрек?..

Творчество прозаика, поэта, критика, публициста - яркий пример самоотверженного служения идее «загірної коммуны», которая стала причиной трагедии. Писатель бунтовал, сомневался, боролся, переживал, ошибался, каялся. Это не могло не найти отпечатка в новеллах, что увидели свет в 1923-1927 годах.

Наибольшее внимание в плане раскрытия психологии мечтателей, романтиков революционной эпохи заслуживает новелла «Я (Романтика)», в которой раскрыт душевный конфликт между старым и новым. Известный литературовед А. Белецкий отмечал, что произведение «силой своей не имеет себе аналогий в новейшей прозе».

Новелла «Я» имеет лирический зачин. Именно из него возникает зримый, реальный образ матери-Украины: «Из далекого тумана, из тихих озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария». Мать приходит к сыну, когда он имеет минутку для передышки между жестокими битвами. «Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична... И мой невозможен боль, и моя незносима мука теплеют в лампаде фанатизма перед этим прекрасным печальным образом».

Но постепенно нарастает тревога, надвигается гроза, сын видит в глазах матери «две хрустальные росинки».

Почему же в прекрасных глазах родного человека слезы, над чем плачет мать - Украина? Видимо, над дилеммой гуманности и фанатизма, человечности и слепой преданности абстрактной идеи. Писатель хочет помочь осмыслить противопоставление светлого и черного, добра и зла, что живут в душе главного героя новеллы.

С одной стороны - это инструмент, который должен вершить революционный суд, а с другой - человек, который умеет любить, быть нежной, невидимой силой любви связана с матерью.

М. Волновой по-новому раскрыл перед читателем извечный спор между жизнью и смертью. Уставший сын ищет покоя на старческих маминых ладонях. «Я - чекист, но я и человек»,- подчеркивает главный герой. Так хочется верить, что этим человеком на самом деле должна оказываться справедливый суд именем народа.

Но между двумя началами терзается душа «м'ятежного сына: Андрюша и мать, Тагабат - человек, с холодным умом и с камнем вместо сердца». Герой не видит выхода. Именно в такие минуты он, коммунар, вызывает сочувствие.

Через раздвоенность души сын должен был застрелить мать. «Тогда я в неге, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал на висок». И это во имя революции, во имя дороги к загірних озер неизвестной прекрасной коммуны...

Итак, писатель пытается подвести нас к выводу, что такой поступок мог совершить только настоящий революционер, который в критическую минуту «головы не потерял». Но мы все больше начинаем понимать, что фанатичная преданность идее несет только зло, убивает чувство справедливости, чувство понимания добра, и правды, разрушает человеческую личность, человеческое «я».

«Там, в далекой неизвестности неизвестно горели тихие озера загірної коммуны». Этими печальными словами заканчивается трагическая новелла - драма раздвоенности человеческой личности, заставляя задуматься над высочеством Матери, которую убивает блудный сын. А Украина, которая породила революционера, которого морально изуродовала абстрактная идея, прощает ему этот смертный грех.

Новелла Николая Хвылевого «Я (Романтика)» стала своеобразным разоблачением жестокости и несправедливости новой системы. Попытка убить в себе человека, убить добро во имя фанатизма, приводит к перерождению в дегенерата.

Вместе со своими героями писатель искал выхода из лабиринтов истории, ошибался и предсказывал, свято верил и люто ненавидел, и наконец, не выдержал дуализма современной ему эпохи. Раздался выстрел... Но никогда Вечность не жбурне в его сторону упрек. И тому свидетельство - надгробие писателю среди могил выдающихся людей Харьковщины.