Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Образ народного певца в поэзии Т.г.шевченко


 

Настоящего Шевченко надо открывать и чувствовать сердцем.

Собственно, в той тайне сила и вечность его поэтического слова.

В украинской литературе к Шевченко образ народного певца создали Маркевич, а. метлинский, л. боровиковский, е. гребенка. Тарас Шевченко, безусловно, знал эти произведения. Но он дает новый, не похож на созданных его предшественниками, образ певца. Ведь Метлинский ("Смерть бандуриста") говорит о певца, который гибнет, и о языке, которая не имеет будущего, бандурист у Боровиковского ("Бандурист") поет о прошлых походах как о здобичницькі. О прошлом говорится и в поэзии "Украинский бард" Є.Гребінки.

Шевченковский образ народного певца пришел к нам образу старого кобзаря Перебенде, "старого и странного", что сел в широком бескрайние степи и спел песню. И вознеслась она над Днепром на всю Украину. Стихотворение "Перебендя" является единственным произведением Шевченко, полностью посвященным образа народного певца, хоть этот образ часто встречается во многих его произведениях первого периода творчества.

Балагур - романтический образ странствующего народного певца. Он сирота, слепой,бедолага, побираться и днюет и ночует, с недолей шутит. Певец горюет и тоскует, бродит по свету, находит нужным людям слово.

Балагур кровно связан с народом, является выразителем его забот, носителем народных традиций, певцом исторической славы народа, знает запросы людей, его песенный репертуар широкий, рассчитанный на различные слои деревни, на разные случаи жизни.

Девушкам на выгоне он поет "Горлицу","Гриши","Веснянку". В кабаке для парней он поет "Сербина", "Шинкарку", а там, где свекровь злая, о тополь, "В роще". На базаре, где собирается много народа, Балагур поет о Лазаре - песню о том, как Сечь разрушали. Поет кобзарь и песню про Саву Чалого.

За свою вдохновенную песню, которая "людям тоску разгоняла", Перебендю народ любил и уважал.

Наибольшая сила его таланта, душа Перебенде раскрывается в полной мере лишь тогда, когда он остается один в степи на могиле. Там одиноко поет кобзарь:

В степи на могиле, чтобы никто не видел,

Чтобы ветер по полю слова розмахав,

Чтобы люди не слышали, потому что божье слово,

То сердце медленно с богом разговаривает.

Здесь уже этот образ в значительной мере сливается с образом самого Шевченко, перерастает в обобщенный образ поэта.

В произведении "Перебендя" отразились литературно-эстетические взгляды молодого поэта, его мысли о месте в обществе: кому и для чего он пишет, каким должно быть художественное слово, кому служить. Именно эти взгляды нашли свое отражение и в элегии "На вечную память Котляревскому", в стихотворениях "Думы мои, думы мои...", "К Основьяненко".

Тема призвания художника в творчестве Шевченко занимает весомое место. И видит свое призвание поэт в служении народу, родной земле - Украине.