Щедрая и неисчерпаемо плодородная украинская земля подарила всечеловеческом созвездия ю гениев неугасимого Светоча - Тараса Шевченко, Тираноборця и Пророка, Голос свободы, который поставил на страже у своих земляков, "рабов немых", огненное слово, а в "Завещании" дал им приказ:"Цепи разорвите!".
Появление Шевченко - поэта и художника, художника и борца, который стал символом украинской нации, - была обусловлена всем ходом исторического и духовного развития Украины с ее длительной, полной драматизма, героической борьбой за свободу.
Много сказано о величие Тараса Григорьевича Шевченко, Кобзаря, который стал живым символом национального единства, консолидации украинского народа. И теперь его жизнь, творчество анализируются, осмысливаются учеными-шевченковедами, потому неопределенностей, спорных вопросов в шевченкознавстві еще много.
Творчество Т.г.шевченко - показательная среди всех украинских литераторов. Шевченко первый среди первых. Не один он с упорством доказывал достоинство и високоінтелектуальність "малороссов" в довольно трудные для украинцев времена. Мало кто признавал роль украинской нации во всемирной культуре. И Шевченко один из первых (или не единственный), кто смог доказать, что украинцы, их литература, культурные достояния - достойны внимания мировой общественности.
Каких только тем не касался А.с.пушкин в своих стихах. И про тяжелое положение украинского крестьянства, и о трагической судьбе Украины, и о ее историческое прошлое. Не обошел он и тему женщин, в частности материнства.
Именно благодаря певучести своих стихов Шевченко удалось в своих стихах глубоко и нежно обрисовать всю сложность материнской души, материнской судьбы. Особенно, если эта мать любит, охраняет, хочет лучшего для своих детей, но не имеет возможности этого сделать.
Крепостные матери - это самая тяжелая профессия того времени. Ведь им приходилось не только обхаживать семьи, но и находить средства, чтобы хоть как-то обеспечить своих детей самым элементарным.
А если посмотреть на образ матери в творчестве Шевченко под углом зрения государственности, то можно проследить своеобразную метаморфозність данного образа. Украина - это мать всех детей, именем каким - украинцы. В данном разрезе образ матери в творчестве Шевченко - это гораздо более объемное явление, которое требует особого подхода и трактовки.
Среди всех человеческих законов есть один бессмертный в своем благородстве - закон жертвы. Все мы в большей или меньшей степени жертвуем людям что-то свое: время, знания, любовь... Высочайшее самопожертвование - в материнстве, а и дарит нам не только свое время и безграничную любовь - она отдает всю жизнь, всю себя, каждую минуту сердечной теплоты.
Для Шевченко в его поэзии было как бы две Украины: Украина как непреходящая основа и Украина как исторический момент. Украина - мать и Украина блудная. Украина непорочная и Украина "избалованная". Украина "рыцарей" и Украина "рабов", "підніжків" и эту вторую, исторически искаженную и исторически преходящую Украину, он и проклинал ради первой - Украины - матери.
Образ матери - доброй, щедрой на любовь и ласку - предстает перед нами из произведений Тараса Шевченко. Примером может служить Анна, главная героиня поэмы "Наймичка".
С особой задушевностью поэт раскрывает богатый и прекрасный мир матери-крестьянки. Анна, так звали героиню поэмы "Наймичка", хочет видеть своего сына счастливым, хочет познать радость материнства. И, прибегнув к хитрости, горьких, как и сама судьба Анны, она подбрасывает бездетным людям ребенка, а сама идет к ним наймичкой. Тяжелые переживания матери, которая вынуждена даже перед сыном крыться, не выражая того, что она его мать, составляют поэтическую основу поэмы. Анна - покрытка, но она остается жить ради своего сына. Ее материнская любовь такая мощная, что способна принести жизнь в жертву ради счастья сына. Жизнь Анны - материнский подвиг. Она отказывается даже быть свадебным матерью своего сына и лишь перед смертью раскрывает правду. Каким страшным приговором тем обстоятельствам, что обрекли мать на адские муки, лишив ее священных природных прав, звучат слова:
- Прости меня. Я караюсь
Весь век в чужом доме...
Прости меня, мой сыночек!
Я... я твоя мать._
И и замолчала...
Сколько бы не перечитывала эти строки, столько же переживаю те внутренние чувства, которые прошли через душу и сердце Анны.
Милосердием и любовью полна поэма т. г. шевченко "Наймичка". Его женские образы - это простые обиженные крестьянские девушки. Однако среди нищеты и горя Кобзарева мать - это самый высокий и самый святой творение на земле. Поэт всем сердцем сочувствует и защищает в своих произведениях женщину-покритку, хоть народная мораль ее осуждает. Он страдает вместе с ними. Художник всем сердцем склоняется перед образом простой необразованной крестьянской женщины - этой безталанної мадонны украинского народа.
Шевченко - поэт современный и актуальный поныне; таким он был вчера и позавчера, таким будет завтра и послезавтра. Это поэт на все времена, поэт вечно насущный и всегда злободневный. В том есть и радостное, и печальное. Радостный - потому, что вечны и нужны нам его идеалы, его мысли, вся глубина и красота его поэзии. Грустный - потому, что и сейчас жизнь человечества и наша жизнь не являются свободными от тех обид и болей, что запеклись в страждущему слове Кобзаря.
Как много говорит его поэзия о наиболее острые проблемы бытия нашего народа: потерю национально-исторической памяти, усыпление национального самосознания, униженное самочувствие, даже потерю языка, рабство духа, розбрад и самоедство, неправду и несправедливость.
Это прекрасно, что сейчас мы возвращаем себе национальное самосознание под знаком Шевченко. Потому что Шевченко был гуманистом и интернационалистом и не имел он ни капли национальной заносчивости или предубежденности против других народов, и Украину любил, за нее стоял непоколебимо, и себя отдал не потому, что хотел ее поднять над другими народами, а потому, что хотел видеть ее равной с другими в семь"й мировой - "семь"ї вольній, новій".
Будучи плоть от плоти и кровь от крови своего многострадального народа, его симпатии и принадлежа ему всем своим существом, Шевченко отвергал в нем то, что было воспитано веками национального растления и социального рабства. Взяв от народа все лучше и животворящее, он ему сторицей и отдал. Большая заслуга поэта перед украинским, прежде всего, а потом и перед другими народами в том, что он высоко нес идеи демократизма, социальной справедливости, правды и свободы. Приложив столько усилий для пробуждения национального самосознания и воспитания национального достоинства украинского народа, он, как настоящий апостол правды и свободы, направлял его не в сторону национальной замкнутости и вражды, а в сторону взаимопонимания, сотрудничества всех народов.
Шевченко принадлежит не только Украине, а всему человечеству, хотя каждое его слово - об Украине. Здесь происходит частое в истории литературы преобразования: поэзия, рожденная злобой дня, живет вечно; поэзия, содержание и характер которой - непосредственно национальные, сочетаясь с мировыми соревнованиями, приобретает общечеловеческого значения, вырастает до общечеловеческих масштабов.
Поэзия Тараса Шевченко давно стала нетленной и важной частью духовного бытия украинского народа. Шевченко для нас - это не только то, что изучают, а то, чем живут, с чего черпают силы и надежды.
Особое место в его творчестве занимает "Завещание" - политический манифест, в котором выражено освященную веками борьбу всех народов за свою мечту о новое, справедливое общество. "Завещание" - это поэтический призыв к освобождению родного народа от цепей рабства, которыми российский царизм сковал Украину.
Призывы "Завещания" вырвались из окружения поэта сердца 25 декабря 1845 г. (по юлианскому календарю), когда Шевченко тяжело заболел и едва не умер. Болезнь заставила поэта задуматься над собственной жизнью и жизнью целого украинского народа. В глубины будущего посылал он свои незыблемые заветы сынам своего народа, и среди этих заветов первый и последний:
Свою Украину любите,
Любите ее... во время лютое,
В последнюю тяжкую минуту
За нее Господа молите.
Тарас Шевченко по своим творческим диапазоном и глубинной силой художественного слова снискал всемирную славу, а потому не случайно на всех континентах, в столицах и городах многих государств стоят памятники великому Кобзарю. Его именем названы улицы, парки, школы. Священным местом для каждого украинца навсегда стала могила Т.г.шевченко на Чернечей (Тарасовой) горе над Днепром, возле Канева. Именно здесь 22 мая 1861 г. был перезахоронен прах великого сына украинского народа.
|
|