Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Образ Софии Киевской символ духовного достояния украинского народа (по роману Павла Загребельного "Чудо")


 

Духовность... Мы знаем, что начинается она с древних корней нашего рода, нашего народа, о котором весь мир узнал, слушая волшебный голос Украины в колоколах куполов величественного Софийского собора, построенного десять веков назад. Стоит он и до сих пор под небом истории как величие украинского народа, как его мудрость и сила, талант и слава, как символ духовного единения нации, яквиквіт ее души.

Величественный образ собора, этого необычного чуда, "что никогда не кончается и не переводится", стал объединяющим центром романа П. Загребельного "Чудо". София Киевская взволновала писателя, что уже, казалось, навсегда определил себя как романист современной темы, современных проблем и форм, заставил еще раз обратиться, но уже с позиции дня сегодняшнего, к далекой и седой истории. И плодом таланта художника стал произведение, которое поражает своей необычайно неожиданным построением, дерзким совмещаемое с перекрещиванием времен и эпох, которое бросается в глаза после прочтения уже первых страниц.

И взламываются перед читателем глухие перегородки между темами современности и истории, разворачиваются разговоры о духовные и нравственные начала человека, новое и старое в национальном характере, об отношении к прошлому, преемственность поколений, вечные общечеловеческие вопросы жизни и смерти, преходящего и вечного. Потому осмысливать историю - то заботиться о будущем.

История народа, по мнению п. загребельного, является суммой стремлений, действий и жертв многих поколений, живших в разные периоды на земле, и поэтому каждый народ имеет на себе печать духовной силы или слабости тех, кто творил его историю. Романом "Чудо" писатель утверждает, что наши предки были не только умелыми мастерами, но и людьми высокой духовной культуры. И это прежде всего пленяет читателя, западает в душу.

Можно ли убежать от красоты, увидев ее хоть раз? - задает автор вопрос. Можно ли ее уничтожить? Нет! И таким незыблемым и вечным в своем величии и красоте является София. "Этот собор уже с первого дня его существования, вероятно, мало кто считал за жилье для Бога - он воспринимался как надежное убежище человеческого духа, здесь сразу задомовився дух гражданства и мудрости тех, кто выстраивал государственность Киевской Руси, может, потому и боялись обвинений в богохульстве все те ханы, князья, короли, налетали в разные времена на Киев и в первую очередь разоряли собор Софии, и каждый пытался стереть его с земной поверхности, но собор стоял, несхитно, вечно, будто небудований был, а вырос из щедрот киевской земли, стал ее продолжением, ее громким криком, ее пением, мелодией, цветом. Чудо!"

И создателем этого чуда стал осиротевший "роб" Сивоок, который из глубины пущи пробился к людям, увидел красоту Киева, краски церкви Богородицы, и она, эта красота, пробудила его творческие силы. Несчастному лісовикові, которому никто никогда "не уступил хотя бы куском хлеба", хотелось плакать от восторга тем буйно-удивительным миром красок, который он носил в себе, и не знал об этом, а открыл только сейчас, только здесь, в сизовишневих безмежжях поющего, сяйливого храма".

Когда же Ярослав Мудрый задумал возвести собор, который должен был прославить Киевскую Русь, возвеличить его как могущественного князя, зодчим стал Сивоок. И это не случайно. Так же он имел талант от Бога, талант, никем и ничем не испорченный, а лишь примножений увиденным, талант, который шел из глубин народной мудрости, из неисчерпаемых сокровищниц народного опыта.

И Сивоок-зодчий возводит храм, равного которому не будет во всем северном полушарии. И прославит это творение, это чудо славянский народ, его государство - Киевскую Русь навеки. И склонять головы перед этим произведением души народной друзья и недруги наши, и никто порой не сможет отрицать самобытность и самостоятельность истокам культуры предков украинского народа. Не немцы, не гунны нам ее принесли - народ сам заложил ее основы. Это была неповторимая культура, которой мир еще не видел. Не случайно на замечание князя Ярослава Мудрого, который, наблюдая за работой Сивоока, сказал: "Необычно кладешь", тот ответил: "Вот и только искусство, как непривычно... Власти это не нравится. Власти милое устоявшееся. А красота только в неодинаковости".

Своим талантом Сивоок создал поэзию в камне - величественную Софию, которая стала духовным достоянием украинского народа, доказательством талантливости народных умельцев седой старины.

Чтобы воспроизвести моральные ценности неподвластны времени, П. Загребельный прибегает к двоплановості в повествовании. Духовные сокровища древности, ставших вечным источником духовности настоящего, защищает искусствовед двадцатого века Гордей Отава. Именно он в полемике с немецким профессором Шпурре отстоял идею первобытности культуры украинского народа, ценой своей жизни сохранив от хищения фашистами творений древнего гения. И видим мы перекличка между образами Сивоока и Гордея Отавы, его сына Бориса - продолжателя дела отца. И ощущаем связь поколений украинского народа, тех, что представляли его гений в эпоху Киевской Руси, и современников, приумножают этот гений сегодня. А объединяющей силой между этими поколениями, между эпохами, и не только прошлыми и сегодняшними, но и будущими, выступает София Киевская.

В то время, когда в Украине идет процесс создания государства, пробуждение национального сознания народа, возвращение его к духовным ценностям предков, София Киевская снова и снова приобретает черты неоспоримого символа нации. Ее призвание сегодня - объединить украинский народ вокруг идеи государственности, независимости, соборности Украины, принести понимание в ряды представителей разных конфессий православия.

Гордились Софией наши предки. То же мы можем не гордиться этой вечной красотой сегодня, можем не чувствовать тех духовных истоков, которые идут к нам из неразгаданных секретов ее мозаик и фресок, ее изящного украшения?

Мы должны этим гордиться. Мы обязаны впитывать в себя эти духовные истоки, драгоценные достояния прошлых веков, потому что это - память для нас и наших детей, потому что это дух наших предков, который помогает нам осознать себя как этнос, проникнуться гордостью за свое величие и выстоять, приумножить достояние прошлого и передать этот "письмо в вечность" грядущим поколениям.