Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


 
 
В С Т У П

С арестом Т.г.шевченко в 1847 году прогрессивная украинская литература понесла тяжелый удар. Николаевская реакция еще более усилилась в связи с революцией 1848 года в западноевропейских странах . В декабре 1849 года стояли на эшафоте осужденные военным судом петрашевцы. Смертный приговор был заменен им заключением.

Но в середине 50-х годов с новой силой развиваются освободительные идеи, порожденные обостренной классовой борьбой накануне реформы 1861 года и активизацией деятельности революционеров-демократов.

После объявления манифеста ( в феврале 1861 года) о ликвидации крепостного права вчерашние крепостные крестьяне вышли "на свободу" ободранные, как нищие, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам .

Перед писателям, которые возвышали свой голос в защиту интересов трудящихся, встала задача - дальше разоблачать крепостническую систему, поскольку ее многочисленные остатки были очень живучими во всех сферах правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений между експуататорами и эксплуатируемыми.

Одновременно пореформенные условия жизни выдвигали и новые идейно-творческие задачи: критически отражать в художественных произведениях те отвратительные, уродливые, антинародные по своей сути явления, продолжала и утверждала новая общественно-экономическая система - капитализм. Для передовой литературы весьма важно было донести до свдомості трудового народа простую и ясную истину, что в результате реформы 1861 года в стране изменились только одни эксплуататоры другими, что люди труда как были, так и остались нещадно эксплуатируемыми,социально бесправными.

                                                                                             

Високоталоновитий художник слова, чрезвычайно чувствительный и внимательный ко всему новому в общественной и духовной жизни народа, Марко Вовчок привлекла своим творчеством пристальное внимание читателей к многих злободневных вопросов, порожденных условиями 60 - 80-х годов ХІХ века.

Конечно, не на всех этапах своей литературной деятельности писательница работала одинаково плодотворно и с успехом. Бывали годы, особенно в начале творческого пути, когда ее произведения ( рассказы, повести, сказки, романы) появлялись часто, один за одним. А было и такое в жизни писательницы, когда новые произведения из-под пера выходили редко и не производили такого впечатление, как в ранний период, а литературное имя в кругах образованной, читающей публики почти забывалось, исчезало из поля зрения.

Жизненная и творческая биография Марка Вовчка необычайно богата на значимые с культурно-общественного и историко - литературной точки зрения события и факты. Тропы-дороги ее жизни пролегали по многим городам и весям России и Украины. Встречи, знакомства, дружба с украинскими, российскими, зарубежными писателями, художниками, композиторами, актерами, учеными, политическими и культурную - общественными деятелями, с многочисленными простыми людьми из среды крестьянства, ремесленников и разночинной интеллигенции были для писательницы не только важными источниками познания действительности, но и постоянно действующими жизненными университетами.

В высших учебных заведениях Марко Вовчок не училась. Но ее близкое окружение, постоянное общение с высокообразованными, интеллектуально богатыми людьми побудили приобретать знания самостоятельно, прежде всего чтением обществоведческого и естественнонаучного, научной и художественной литературы. Самообразованием писательница занималась всю жизнь и была широкоерудованою человеком. Она хорошо ориентировалась в истории, следила за развитием естественных и технических наук. Марко Вовчок имела редкие способности к изучению языков. Она в совершенстве владела французским языком, хорошо знала немецкий, английский, польский, итальянский языки. Еще в начале своего литературного творчества выучила язык украинский. И изучала с таким глубоким постижением его сущности, что надовічно дала высокий образец использования лексических и фразеологических богатств в своих достославних "Народных рассказах и других писаных украинском языке произведениях.

 

 

 

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

 

Жизненная дорога писательницы началась в Елецком уезде, Орловской губернии, недалеко от села Казаки. Здесь помещики Даниловы имели небольшое имение-хутор Екатерининское, который они дали в приданое дочери Параскеве, когда она вступала в брак с майором Сибирского гренадерского полка Александром Алексеевичем Вілінським. На этом хуторе 22 декабря 1833 года в семь"и Вілінських и появилась на свет девочка, которую назвали Марией. На седьмом году ее жизни скончался отец. Мать с тремя малыми детьми переселилась к двоюродной сестры Варвары Дмитриевны Писаревої - матери будущего критика и публициста Д.І.Писарева.

До восьми лет жизни Маша воспитывалась в домашних условиях, вместе с детьми Писаревих. В 1845-1846 году девочка находилась на обучении и воспитании в частном пансионе в Харькове. Училась добросовестно, уже тогда владела французским языком, особенно хорошо писала сочинения, проявляя "наблюдательность и поэтическое чутье"*

В 1847 году Машу взяла в свою семью ее тетя Екатерина Петровна Мардовіна, жена секретаря Орловской губернской гражданской палаты Мардовіна М.С. В богатом доме Мардовіних в определенные дни собирались для проведения досуга значительные местные лица, а время от времени и приезжие артисты, литераторы, художники. В салоне Мардовіних бывали, в частности, фольклористы П.Якушин и П.Киреєвський, молодой писатель М.Лесков, будущий профессор, историк и философ Т.Грановський, студенты столичного университета. Имел сюда доступ и украинский фольклорист и этнограф О.В.Маркович, выпускник Киевского университета, сослан в Орел на три года за участие в Кирилло-Мифодіївському обществе. Симпатичный собой , интересный собеседник и незаурядный певец, он понравился Маше Вілінській. Когда Маркович сказал, что хочет жениться на ней, она дала согласие. Но дядя и тетя Мардовіни были решительно против намерения молодых. Вспыхнул конфликт. Мария тайно покинула дом своих опекунов и поехала в с. Знаменське к Писаревих с намерением начать самостоятельную трудовую жизнь.

Тем временем кончился срок ссылки Марковича и он хлопотал о разрешении вернуться на Украину, подыскивал место службы. Вскоре, в январе 1851 году, Афанасий Васильевич и Мария Александровна поженились.

Сначала супруги поселились в Чернигове, где Пананс Маркович сотрудничал в редакции местной газетии и собирал различные материалы из народной жизни. Мария Александровна помогала своему мужу. Она записывала и изучала украинские народные песни, сказки, легенды. В сборнике "Народные южнорусские песни", изданной А.Метлинським в 1854 году, помещены некоторые песни, записанные Марком Волчком.

        

________________________________________

* Ожигина Л.А. Своим путем СПб.,1870,с.222

 

 

Годы пребывания на Черниговщине имели большое значение в творческой жизни писательницы. Здесь она имела возможность ближе познакомиться с украинской литературой. Деятельность Афанасия Марковича в черниговской газете, его участие в любительском театральном кружке поощряли к культурно-образовательной работы и Марию Александровну.

Но наибольшее значение для развития письменніці имели ее живые связи с народом. С каждым годом росло количество крестьянских восстаний. Стремление народа к свободе звучали в антикріпосних песнях, сказках, пословица"ях. Молодая, впечатлительная, слышала женщина прислушалась к голосу народа. Судьба народа, трагедия женщины-крепостной будили творческую мысль. Все это влияло на формирование демократического мировоззрения писательницы.

Вмвчати жизни трудового народа, собирать его устные произведения продолжала Мария Александровна и позже, перїхавши с мужем в Киев, а затем в Немиров. В повседневных разговорах с народом, в его песнях и сказках она нашла богатейший материал для своего литературного творчества, внаслідо чего в 1857 году вышел сборник ее произведений "Народные рассказы" под псевдонимом Марко Вовчок.

 

Творческие взаимоотношения с Шевченко и передовыми русскими писателями.

 

С большим прихільністю встретили первый сборник произведений молодой писательницы прогрессивные русски и украхнські литераторы. Д.Писарев откликнулся на сборник одобрительной рецензией. Приветствовал появление этой книги и Тургенев.

Возвращаясь из ссылки, Т.Г.Шевченко в Нижнем Новгороде прочитал "Народные рассказы" и записал в дневнике:" Надо будет ей написать письмо и благодарить ей за радость, которую дало чтение ее вдохновенной книги". А в письме к одному своему знакомому Шевченко назвал "Народные рассказы" "сердечными,искренними".

В 1858 году Марко Вовчок начала писать повесть "Институтка", о чем через Марковича извещала Шевченко. В начале 1859 года в Петербурге состоялась трогательная встреча писательницы с Шевченко, который посвятил ей на память стихотворение "марко Вовчок", где были такие слова:

...Боже мой!

                               Моя ты зоренька святая!

Моя ты сила молодая!

                               Миры на меня, и огрий,

                               И оживи мое побитое

                               Убогое сердце, неукрите,

                               Голоднеє...

 

В воспоминаниях о Шевченко І.Тургенев писал, что Марко Вовчок "была украшением и средоточием небольшой группы украинцев", которые собирались в столице. В центре этой группы стоял Шевченко, который после ссылки поселился в марте 1858 года в столице. Шевченко считал молодую писательницу человеком, идейно близкой к революционно-демократического лагеря.

Находясь в столице, Марко Вовчок наладила связи с группой "Современника". Вскоре она уехала на лечение за границу.

В 1859 году вышла в русском переводе сборник рассказов Марка Вовчка под названием"Украинские народные рассказы", предисловие к которой написал И.тургенев. В этом же году вышел сборник ее произведений на русском языке под названием «Раасказы из народного русского быта». Журнал "Современник" откликнулся на нее статьей Добролюбова.

В 1860 году вышел "Кобзарь", экземпляр которого Шевченко прислал Марку Волчке с надписью :"Моей единственной дочурки Маруси Марковічевій - и родной, и крестный отец Тарас Шевченко".

В этих творческих взаимоотношениях с Шевченко и с передовыми русскими писателями Марко Вовчок идейно росла, изменяя демократические позиции.

 

 

За рубежом.

За рубежом Марко Вовчок жила до 1867 года. Побывала она в Германии, Англии, Италии, Франции, жила в Париже и других городах. За рубежом Мария Александровна встречалась с О.Герценим, после чего в нее установилась с ним дружба и переписка.

Лечась в Германии, Марко Вовчок познакомилась с российскими учеными, которые находились тогда за границей,- Сеченовим, Менделеевым и композитором Бородиным.

За рубежом Марко Вовчок часто встречалась с И.тургенев, познакомилась с Л.Толстим. В Италии в 1861 году она встретилась с Добролюбовым и начала переписываться с ним.

Марко Вовчок держала связи со знакомыми в России и на Украине, жила общей судьбой со своим народом.

Из "Колокола" Марко Вовчок довідувалась о политической жизни, о событиях в России. Здесь она прочитала в 1861 году известие о смерти Шевченко, а чуть позже - о смерти одного из самых известных российских публіцістів - революционера-демократа Добролюбова. Эти известия глубоко поразили письменниццю.

Живя за границей, Марко Вовчок сотрудничает в журнале "Современник" и в других изданиях.

В 1862 году в Петербурге вышла вторая книга "Народных рассказов", куда вошли такие произведения как "Ледащиця", "Два сына" и другие.

 

Сотрудничество в "Отечественных записках".

В начале 1867 года Марко Вовчок вернулась в Россию и до 1878 жил преимущественно в Петербурге. Здесь она сотрудничала в журнале «Отечественные записки», где напечатала ряд крупных прозаических произведений на русском языке : «Живая душа», «Теплое гнездышко» и другие. Это был единственный на то время демократический журнал. После закрытия «Современника» в 1866 году Некрасов начал редактировать «Отечественные записки». Вокруг Некрасова и Салтыкова-Щедрина"объединились передовые литераторы, среди которых была и Марко Вовчок.

В это время писательница также часто встречалась с Д.Писарєвим, переводила с ним произведения Дарвина. Это сотрудничество было оборваны 1868 года трагичною гибелью критика.

 

Последние годы жизни.

В 1878 году Марко Вовчок уехала из ПЕтербурга. В это время началось новое наступление реакции, который привел в 1884 году до закрытия «Отечественных записок». Живя в Петербурге, Марко Вовчок подружилась с Некрасовым, читала запрещенные цензурой произведения, сотрудничала с ним. Смерть Некрасова в 1878 году была тяжелой потерей для писательницы. Писательница остро чувствовала наступление реакции, и это было главной причиной, почему она покинула столицу.

После выезда из Петербурга Марко Вовчок жила на северном Кавказе, на Украине, в Саратове. На Украине писательница некоторое время находилась на Киевщине, где дорабатывала ранее написанные произведения и писала новые.

В 90-х годах вышло в Саратове семитомне издание произведений Марка Вовчка.

В последние годы своей жизни Марко Вовчок написала несколько публицистических статей, в которых она с чувством патриотизма откликается на события русско-японской войны и революции 1905-1907 годов.

Умерла Марко Вовчок в 1907 году в городе Нальчике на Северном Кавказе, где и похоронена.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                               ТВОРЧЕСТВА

 

 

Марко Вовчок начала писать художественные произведения в середине 50-х годов, когда происходило возвышение в демократической литературе. Это время ознаменовалось приходом к "Современника" Чернышевского и Добролюбова.

За короткое время вышло несколько сборников произведений Марка Вовчка, которые нашли широкие отклики у читателей. Как вспоминают мемуаристы, в те годы вся передовая Россия увлекалась повестями Марка Вовчка и рыдала над судьбой ее героинь-крестьянок.

Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы в своих произведениях преподнести основные вопросы борьбы с кріпосництвом.

 

Источники творчества.

Марко Вовчок создала реалистичные рассказы и повести, широко используя антикріпосницьку народную поэзию. ЕЕ произведения пройнфті глубокой народностью.

Во времена деятельности Марка Вовчка писатели разных направлений по-разному ставили вопрос о народности в литературе. Реакционные российские писатели (Погодин, Шевырев), преподнося лозунг православия, самодержавия, "народности", пытались привить народу рабскую покорность перед самодержавием. Прогрессивные писатели изображали презрение и ненависть народа к рабству и покорности, его несгибаемую борьбу за свободу.

Такое понимание народности восприняла и Марко Вовчок. В ее произведениях народ выступает не в праздничном наряде, а в труде, нужде и борьбе. Обличая язвы крепостнической системы, Марко Вовчок призывает народ к борьбе за свободу. Проза Марка Вовчка, правдиво изображая действительность, отвечала прогрессивным требованиям своего времени. Передовая русская критика горячо поддерживала "гоголевский направление" в литературе, то есть направление обличительно-реалистичный. Умение Гоголя создать яркие типы, острая критика всего, что угнетало народ, стали образцом и для Марка Вовчка. Она внимательно прислушивалась к Чернышевского, который в период написания ею "Народных рассказов" поместил в журнале "Современник" большой труд о "гоголевский направление " в литературе.

На раннем творчестве Марка Вовчка сказалось влияние "Записк охотника" І.Тургенева, что вышли отдельной книгой в 1852 году и приобрели большую популярность. Умение русского писателя простыми словами крепостного воспроизвести его мысли, стремления, желание свободы было лучшим образцом для писательницы.

Одним из источников вдохновения для Марка Вовчка был "Кобзарь"Шевченко. Пламя яне идеи освободительной борьбы в лирике Шевченко, образы скорбящих, обездоленных женщин имели большое влияние на ее творчество.

Тема обездоленного жизнь женщины-крепостной впервые приобрела социальной обостренности в творчестве Шевченко. Марко Вовчок разрабатывала эту тему в прозе и вывела поразительные своей простотой и правдивостью образы крепостных. В темном доме крепостного убогая обстановка; обессиленные голодом и забитые барщиной люди живут мечтами о воле: то сквозь окно крепостная видит свободного человека, то снится ей воля, то маревом ходят думы о лучшей жизни. Особенно яркими являются в произведениях Марка Вовчка образы крепостных-матерей, которые, надеясь на лучшую жизнь, верят в будущее счастье для своих детей.

 

"Народные рассказы" и другие произведения.

Большим событием в литературной жизни было издание первой и второй книг "Народных рассказов" Марка Вовчка. Будто сам народ заговорил в них о своей жизни, о крипацьку судьбу, про свои жгучие боли и желание освободиться от крепостников. Наряду с гневной, революционно-пристрастною поэзией Шевченко "Народные рассказы" были могучим средством в борьбе против крепостничества.

В первый сборник вошли такие рассказы: "Сестра", "Казачка", "Горпина", "Одарка", "Сон", "Выкуп" и другие. Большинство этих рассказов изображает трагедию крестьянина-крепостного, доказывает, что крепостничество - нестерпимое, позорное явление в общественной жизни. В рассказах проходят фигуры бесправных, затурканих, истощенных несвободным трудом крепостных. Женщины-матери, надорваны крепостной трудом, болеют, сходят с ума. Их разводят с мужчинами, детьми,что приводит к большим страданиям и гибели.

В "Народных рассказах" выведено также отдельные пола незакріпачених крестьян. Такой образ женщины в рассказе "Сестра", таков и герой рассказа "Чумак". Здесь писательница противопоставит жизни незакріпаченої человека жизни крепостного. Тяжелая жизнь и сестры, и чумака, но они свободны в своем труде, в своих действиях. Это дает возможность полнее проявить лучшие черты своего характера.

Реализм произведений Марка Вовчка достигает наибольшей силы в изображены крепостничества.

Второй сборник "Народных рассказов" отмечается еще более широкой тематикой, выразительнее идейным направлением. Поддерживая в это время тесные связи с русскими революционными демократами, журналом "Соввременник", Марко Вовчок удалилась на более высокий идейный уровень в своем творчестве. В рассказе "Ледащиця" писательница вновь выводит фигура женщины-крепостной, которая не только мечтает о свободе, но ценой своего загубленного жизнь приобретает ее.

Есть у Марка Вовчка и сатирические произведения, как например "Тюлевая баба", где остро высмеивается пустое жизнь помещиков. Заслуга Марка Вовчка также в создании литературной сказки ("Девять братьев и десятая сестрица Галя", "Кармелюк" и др.

 

"Два сына". Злободневной в то время теме рекрутчины посвящен рассказ "Два сына". В нем раскрыты глубокие переживания матери двух сыновей, реалистично изображены картины бесправного положения крепостных. Развязка рассказа напоминает развязку Шевченковской поэмы "Сова". Морально изуродованная, старая мать доживает свой век в одиночестве. Рассказ "Два сына" своей темой и сюжетом имеет много общего с поэзией Некрасова "Орина, мать солдатьсяка" (1863), в которой мать рассказывает о сыне, что не выдержал солдатчины, вернулся больной и умер.

Марко Вовчок, строя повествование в форме рассказа матери, пользуется средствами народной лирики. Детей у нее так сказано:" А детки растут, уже и вьются возле меня и щебечут, моїсоловейки". Метафорами вьются, щебечут писательница передает радость матери во время ухода за маленькими детьми.

Тяжелые мысли матери, ее настроения и переживания подчеркивают сравнение фольклорного происхождения:"Обняла меня, словно черная туча, только и светятся мне, как две звездочки темной ночи: то дітоньки мои"*

Язык повествования живой, колоритная, богатая на народные пословица, сравнения, помогает глубже раскрывать характер простого человека.

 

 

"Ледащиця" тяжелую жизнь девочки-крепостной Насти, которая погибла, добиваясь освобождения от крепостного права, - тема рассказа "Ледащиця. Образ Насти подано в ином плане по сравнению с героями ранних рассказов Марка Вовчка. За свою волю Настя борется вплоть до гибели, тогда как женщины в ранних рассказах гибнут не в борьбе, а в тяжелых условиях непосильного труда и безправ"я. Такая эволюция женского образа в произведениях Марка Вовчка произошло в большой степени под


влиянием идей революционных демократов

* Рассказ "Два сына" на украинском языке было напечатано впервые в "Основе" 1861 года

.

 

"Институтка" Идея необходимости раскрепощения крестьян наиболее полно раскрыта в социальной повести "Институтка".

Марко Вовчок начала работать над повестью еще в 1858 году, когда жила на Украине. В 1859 она читала ее в Петербурге в присутствии Шевченко, Тургенева и других культурных деятелей, которые положительно оценили произведение. Закончив повесть, Марко Вовчок посвятила ее своему идейному вдохновителю Т.Г.Шевченко.

Темой повести является изображение бедственного положения крепостных и нарастание народного гнева, стихийного протеста против кіпосників. Крепостные потеряли терпение и уже не боятся проявлять неповиновение.

В повести писательница доказывает необходимость решительной борьбы против крепостнического гнета. Писательница преподнесла демократическую идею борьбы против крепостничества, отразила мощную силу народа, его стремление к освобождению, большую ненависть к самодержавно-крепостнического гнета.

Повіст "Институтка" - высокохудожественное произведение. Марко Вовчок мастерски воспроизводит рассказ крепостной, пользуясь для этого народными пословицами"ямы, метафорами, сравнениями. Бережно подбирает писательница соответствующую народную лексику.

Идейные и художественные особенности повести "Институтка" дают основания считать ее одним из лучших произведений Марка Вовчка.

 

Исторические повести для детей (сказки).
 

Украински произведения писательницы посвящены двум крупным тема - изображению крепостнической системы и змальовуванню исторических событий и освободительной борьбы народных масс.

К исторической тематике писательница обращалась преимущественно после ликвидации крепостничества. На исторические темы Марко Вовчок написала несколько повестей - "КармелюК", "Невольница", "Маруся", начал повесть "Гайдамаки". Собирала писательница также материалы для повести "Савва Чалый". Все эти произведения писались для молодых читателей, для детей и имели большой успех. "Маруся", например, переводилась за рубежом на многих языках.

Исторические повести Марко Вовчок писала за фольклорными материалами. Она стилизовала их вроде детских сказок. Живя за границей, Мария Александровна в письмах просила Афанасия Марковича прислать ей народные песни о Кармелюка, о Савву Чалого. Отмечая воспитательную роль сказок Марка Вовчка, Салтыков-Щедрин подчеркнул существенную черту героев ее сказок, которая заключалась в том, что они "с особой горячностью принимают к сердцу всякое чужое горе" и что их сердца "закипают гневом при всякой человеческой несправедливости".

Желание Марка Вовчка писать произведения для детей было известно Шевченко, и он приветствовал его.

 

 

 

 

ОТЗЫВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ

 

 

Творчество Марка Вовчка нашла широкий отклик в демократической критике. Передовые критики отмечали большое общественное значение произведений Марка Вовчка. Д.Писарєв в рецензии на "Народные рассказы" * писал:" Марко Вовчок приближается к народной поэзии не только внешней формой своих рассказов, но и всеми своими литературными средствами.

М.Добролюбов отметил черты реализма, присущие всем рассказу Марка Вовчка, глубокое воспроизведение писателем народной жизни.

Говоря о значении сказок Марка Вовчка, м.салтыков-Щедрин в журнале "Современник" подчеркивал, что писательница "просто-напросто описывает которое бывает тяжелой жизни на свете, как люди, бодрые и сильные, пермагають это тяжелая жизнь и как другие, тоже бодрые и сильные, изнывают под бременем его".

Отзывы передовой русской критики о марко Вовчок сыграли большую роль в борьбе против украинских буржуазных нацоналистов, которые порочили имя талантливой писательницы. Буржуазные националисты не хотели соглашаться с тем, что Марко Вовчок, россиянка по происхождению, стала выдающейся украинской писательницей, обнаружила большую любовь к украинского трудового народа.

Передовая критика помогла обнаружить вражескую суть буржуазно - националистических толкований творчества Марка Вовчка. В борьбе за Марка Вовчка в одном лагере с русскими демократическими критиками был и А.с.пушкин.

____________________________________________________

*"Русский вестник" 1858 г
 
МЕСТО МАРКА ВОВЧКА В ИСТОРИИ

РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ ПРОЗЫ
 

Марко Вовчок сыграла первостепенную роль в процессе становления украинской реалистической прозы. Она продолжила традиции Шевченко, знаменувались мощным развитием освободительных идей, утверждением литературы на почве глубокой народности.

Марко Вовчок была новатором в украинской прозе. Она внесла новые, злободневные темы в литературу и твердо стала в украинской прозе на путь критического реализма.

Марко Вовчок утвердила в украинской прозе новые принципы повествования, которые отличаются от повествовательной манеры. В произведениях Марка Вовчка рассказывает не моралист, а в основном участник событий. Писательница предоставляет слово для рассказа человеку, которая почувствовала на себе бремя угнетения. Марко Вовчок рисует яркие образы, глубоко раскрывая взаимоотношения между крепостными и кріпосниками. Герои рассказов выражают свою боль, говорят о лжи, о жестоком отношении к народу. Автор как бы перевоплощается в простого крестьянина. Через это читатч лучше представляет характер персонажа.

Произведения Марка Вовчка были образцом для молодых писателей 60-70-х годов XIX века. Под влиянием Марка Вовчка писал рассказы Ю.Федькович, стилб "Народных рассказов " сказался на раньому произведении Панаса Мирного "Бес попутал". Но значение рассказов Марка Вовчка не ограничивается влиянием на стилевые особенности украинской прозы поздних времен. Основное заключается в том, что творчество писательницы, проникнута глубокой любовью к крепостным, к людям труда, ненавистью и презрением к господам, имела именно через то большое идейное влияние на дальнейшее развитие украинской прозы, особенно ее социальных мотивов.

 
                               ЛИТЕРАТУРА

Вовчок Марко .Твори: в 2-х т. Т.1: Рассказы;Повести. - К.: Днепр,1983. - с.5-24

Крутикова Н.Е. Страницы творческой жизни . - К., 1965 с. 10-17

Лобач-Жученко Б.Б. О марко Вовчок:Страницы творческой биографии писательницы, - К.:"Радянська школа", 1979 с.5-21