10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Образ Богдана Хмельницкого в устном народном творчестве
II вариант
Из глубины веков пришли к нам думы и исторические песни. В них народ воспел защитников отечества, своих освободителей, которые насмерть бились с врагами. Цикл дум о турецко-татарские нападения и неволю включает значительное количество произведений. Вторым большим циклом дум о борьбе с иностранными захватчиками являются думы о народно-освободительную войну 1648-1654 годов под руководством выдающегося полководца и государственного деятеля Богдана Хмельницкого. Основной и решающей силой этой войны было крестьянство, которое выступало против социального угнетения польских и украинских феодалов и помещиков и национального порабощения Польшей.
В думах и исторических песнях Богдан Хмельницкий изображен как настоящий народный герой, мужественный и преданный воин, мудрый вождь и политик, защитник трудящихся, «казацкий отец». Дума «Хмельниький и Барабаш» воспроизводит начало восстания против польской шляхты. Действительные факты в ней переплітаться с художественным вымыслом. Так, в думе сказано, что Барабаша убил за измену Хмельницкий. На самом же деле его убили реестровые казаки, которых он вел против Хмельницкого.
Защищая интересы украинских казаков и крестьян, Хмельницкий стремится «казакам порядки подавать, за веру христианскую достойно-праведно стать». Ему противостоит Барабаш, который уговаривает своего кума Хмельницкого с ляхами, с мостовыми панамы, хлеб-соль с миром вечный время предпринимать». В этой думе резко противопоставляются Хмельницкий - поборник народных интересов - и Барабаш - предатель, предатель. Измена с давних времен считается величайшим преступлением. Поэтому и народ одобряет действия Хмельницкого, который «ладно хорошо и поступил», что Барабашеві «с бок голову, как галку, снял!» В произведении подчеркивается единство Хмельницкого с народом. На его призыв казаки «лядские лагеря на три частые разбивали, ляхов, мостовых господ, в пень рубили».
Хмельницкий и Барабаш - обобщенные эпические образы двух основных враждующих между собой сил украинской нации. Поэтому столкновение этих фигур сприйматься как художественное отражение той борьбы, которая происходила в середине украинской нации накануне и в ходе освободительной войны. Победа Хмельницкого над Барабашем - это первая победа патриотически настроенных сил, выразителей народных идеалов.
В думе «Иван Богун» нарисован героическую оборону Виннице от польской шляхты и турок в 1651 году под руководством Ивана Богуна. В критическую минуту, во время осады Виннице на помощь ему приходят отряды Богдана Хмельницкого. После чего польско - шляхетские войска вынуждены были отступить. «А кобзари играли в струны и Богдана с Богуном песнями хватили!»
В других думах этого цикла, которые в исторических песнях, описываются победы казацко-крестьянского войска над шляхетским. Казаки и крестьяне единодушно поддерживают Хмельницкого, «за ним идут, как ярая пчела гудят», вооружившись кто чем мог».
Который казак не имел в себе сабли булатной,
Пищали семип'ядної,
Тот кий на плечи забирает,
С гетманом Хмельницким
ув охотне войско спешит.
Богдан Хмельницкий и Василий Молдавский
Так подчеркивается всенародный характер войны, которая завершилась воссоединением Украины с Россией.
В народных думах и песнях правдиво воспроизведен роль Богдана Хмельницкого в освободительной войне, воспето его как храброго воина и полководца, мудрого государственного деятеля, который пользовался любовью и поддержкой восставших масс.