Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Творчество Александра Вильчинского




Для Александра Вильчинского свойственны несуєтність, размеренная и даже медленная, но тяжеловесная походка. Как никто, он почувствовал пагубность и хаотичность книжного рынка последнего десятилетия и не спешил с изданием своих книг, пережидая, когда пройдет, перевирує, стихнет девятый вал ширпотреба. Подобную позицию заняла большинство действительно талантливых людей - Лина Костенко, Василий Захарченко, Петр Скунц, Иван Чендей, Михаил Медяница. Это не означает, что они не пишут, совсем нет, но выбрасывать на книжный рынок свои новые произведения не спешат.

Кто-то может возразить, что хорошая книжка нужна всегда. Это правда. Но я о том, что настоящие высокохудожественные произведения в том хаосе, что до сих пор господствует в литературе, просто не замечают. Самый яркий пример - последняя книга одного из лучших прозаиков нашего времени Юрка Гудзя „Заговоры невидимых крыльев". Эта книга - явление в нашей литературе, а ее упорно не замечают, тираж не расходится, резонанс нулевой..

И будем верить: потому и не замечают, что у таких книг впереди бесконечно долгая жизнь. Придет время и эта книга станет раритетом, за ней будут охотиться библиофилы и все настоящие ценители художественного слова

Имею устойчивое убеждение, что так охотиться некогда и прозой Александра Вильчинского.

У писателя должен быть стержневой произведение, для которого он родился и жил. В Р.Андріяшика это „Люди из страха", в В.Міняйла „Вечный Иван", в. Захарченко „Белые вечера", в С.Пушика „Страж-гора", в І.Чендея „Эхо голубого овиду", в Б.Харчука „Кревняки", в М.Медуниці - „Братья и побратимы"... Через них мы приходим в художественный мир великих мастеров, они дарят нам возможность почувствовать неповторимую красоту их слова. Без такого произведения их мир в основном оставался замкнутым, или малоприступним. Понятно, что для каждого читателя такие произведения-ключи могут быть другими. У каждого свой. Но они непременно должны быть.

„Дежавю" - сочинение-ключ, открывающий двери в мир творчества прозаика О.Вільчинського. Настоящий художник пишет так, что в тексте всегда остается что-то неуловимое и непостижимое. Его не повторишь, не обкрадеш. Так написаны лучшие рассказы этой книги - „Лора", „Последние лови", „Стена", „Маслины на десерт", повесть „День восьмой"....

Читая их, чувствуешь, что ценность имеют не столько строки, мастерски скомпонованы фразы, крутые повороты сюжета, а те чувства, что их пережил автор во время их написания и каким-то странным образом, за непознанными законами суггестии, передал нам.

Что выделяет эту книгу среди сотен других, которые запруджують книжный рынок? Прежде всего оригинальные сюжеты, інтнтригуюча рассказ, интеллект, отточенная логика, уникальное умение проникнуть в сущность вещей и показать их изнутри, взглянуть на мир их внутренним зрением, умение перевоплотиться в слух и глаз вещей.

Такие произведения имеют свою энергетику и мы их ценим прежде всего за нее. Динамичный захватывающий сюжет, совершенная композиция, чар повествования, конечно же, важно, но несмотря на все чувствуешь энергетику этого произведения - и она делает в твоей душе что-то невероятное. Для этого достаточно прочитать несколько первых предложений и безошибочно угадываешь: она есть или нет. Воодушевить произведение энергетикой, или говоря другими словами, вдохнуть в него душу, способен только талантливый рассказчик.

Александр Вильчинский писатель насквозь самобытный, самодостаточный, иногда герметичный, по-новаторски непредсказуем, что не чурается постмодерных веяний, умело пользуется ими, иногда может показаться, что его интересует только сам процесс написания, то, что приносит душевную радость, что он пишет только для себя и только ради внутреннего удовлетворения, и если это окажется интересным для других, то хорошо, а если нет, то ему и дела до этого нет.

Но на самом деле это не так, что стало более чем очевидным после появления романа „Неучтенная жертва", крутого детектива, имеющий подзаголовок в духе нашего времени „убийство после убийства". Ему не безразлично, как его слово отзовется в душе другого человека, затронет какие-то струны, вызовет неприятие и протест. Он заинтригован и сам стремится интриговать других.

„Когда я впервые услышал о деле Евгения Домарецького из уст его матери госпожи Софии, и даже позже, когда, соблазнившись обещанным гонораром, взялся помочь ей и занялся, как она сама это назвала, „независимым журналистским расследованием" обстоятельств гибели ее сына, известного предпринимателя, владельца нескольких ночных баров и единственного в нашем городе казино, то, конечно, и не подозревал, в какой ситуации окажусь. То уже позже дошло, что в нашей стране, когда берешься за такие дела, никогда не стоит ожидать чего-то хорошего. За последние годы, кажется, привык ко многому и даже в какой-то момент смирился с мыслью, что уже получил от судьбы свою долю успеха и тому подобное, но дело Домарецького превзошла все это. Те недобрые предчувствия, что начали навещать меня уже с самого начала моего участия в этом расследовании впоследствии вполне оправдались и, видимо, весь остаток своих дней я не смогу без горечи и сожаления вспоминать о событиях тех нескольких дней в преддверии зимы, свидетелем и участником которых мне пришлось быть..."

Детектив требует предельно простого языка, текучей, но напряженного повествования, зримости и выпуклости характеров, логичности построения сюжетных ходов - и все это у автора „Неучтенной жертвы" есть. Но есть у него и нечто гораздо большее - чар письма (писатель существует до тех пор, пока удерживает форму и сохраняет неповторимый стиль), потому что он пишет так же, как и для своего воображаемого читателя и пока будет продолжаться жизнь, до тех пор будут продолжаться эти поиски единомышленников и друзей с помощью текста. Потому что в тексте ты весь, в нем твое сердце и душа, ритм крови и мысли. По крайней мере так кажется мне.

Бесспорно, все мы пишем в надежде, что нас прочитают прежде всего коллеги-писатели, что это должно взволновать и удивить их. Но на самом деле большинство писателей давно никого не читают, кроме себя. А из тех, что читают других, большая половина бесится, когда это написано хорошо. Александр Вильчинскому каким-то странным образом везет заинтриговать даже коллег, мастеров по одному цеху. Как на меня, это хороший показатель, что свидетельствует об универсальности его стиля, хотя главное, конечно, в другом, что он имеет своего читателя, и этот читатель массовый.