Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Народно особенности интонации стихов Ивана Франко



 

"Если музыка возникла из пения,- утверждает О.Потебня,- то стихосложения и размер - с связи слова с пением" [5, 112]. Прослеживаем, как писатель обогащает поэтическую палитру на основе народной песни, которая обусловила наспівну мелодику некоторых его поэтических произведений. В таком плане написано много стихов из сборников: "Веснушки", "Увядшие листья", "С вершин и низин", и других.

Прекрасным аккордом во втором "пучка" есть стихотворение "Ой ты дубочках кудрявый", что своим поэтическим содержанием близок к стихотворению "Красная калина, чего в лугу гнешься?". Стихотворение щедро наполнен сравнениями, эпитетами, которые идут от народной песни: дубочках кудрявый, густые лозы, мелкие слезы, черные глаза, темные ночи, листочки увядшие. Начинается произведение присущим для народнопісенної творчества риторическим обращением, усиленным вопросительным предложением:

Ой ты, дубочках кудрявый,

Ой, а кто же тебя скучерявив?

"Фигура риторического обращения к предметам, явлениям навколішнього мира - одна из самых распространенных особенностей поэтического языка Франка. Он вливает жизнь в свою поэзию, чувства в неорганическую природу, олицетворяет силы и явления природы" [7, 115].

Начало стихотворной миниатюры тождественен поэзии "Ой ты, девушка, из ореха зернышко". В обоих стихотворениях начальное "ой" взяты из народной песни, а дальше звучит обращение. Сравним:

Ой ты, девушка, из ореха зернышко

и

Ой ты, дубочках, кудрявый

В следующих строках наблюдаем любимое средство поэтического синтаксиса Франко: частое употребление глаголов, что создает градацию. "Глаголы, как известно, разворачивают понятия, которые становятся в центре внимания говорящего. Поэтому глагол придает тексту динамики и эмоциональной выразительности. Исследование стилей разных писателей доказало, что произведения, в которых преобладает эмоциональность, аффект, характеризуются особенно высокой частотой употребления глаголов" [3, 65]. Народная песня всегда эмоциональная, откуда и вытекает ее напевность. Большое внимание в этом плане в произведении играет народно-поэтическая рифма, как лозы - слезы, ночи - глаза, краса - непогода, тает - увядает, злоба - скот и фольклорные эпитеты - дубочках кудрявый, густые лозы, мелкие слезы, темные глаза, черные глаза, пышная красота, гордая речь, ветер холодный, вечная разлука, листочки увядшие, остре пили, человеческая злоба.

Логические ударения падают на самые весомые по значению глаголы, которые делают мелодию стиха не монотонной:

Скучерявили густые лозы,

Подмыли корень мелкие слезы.

Фольклорным епітетам Франко придает большого значения, ведь эпитет Франка содержит в себе ярко обрисован образ. "Эпитет придает особой выразительности. (...) хорошо подобранный эпитет - это одно из средств поэтического искусства, что создает пластический образ, который переносит читателя в воображение поэта" [6, 8]. Минорная мелодия стиха обусловлена печальным содержанием, она меняется в зависимости от содержания, появления новой мысли. Значительная нагрузка сконденсировано в глаголах, в которых заложено большую эмоциональную силу: Уже моя сила слабеет, гнется, Уже мне весна не улыбнется. Падающие листочки увядшие, зв'ялі - вот так и сам я упаду далее. Наспівну интонацию поддерживает звукопис, который усиливается богатыми парными рифмами. Звукопис в Франко - это не самоцель, а всегда находится вместе с тем, что он изображает.

В структуре стиха десять строф, написанных двовіршем. Наблюдается нечеткость ритма вследствие чередования различных размеров: в определенной последовательности фигурируют різнометричні стопы: ямб, хорей, хоріямб, холіямб. В античной лирике (чаще всего хоровой) - это так называемые логаеди - "от греческого logaedikos от logos - слово и aoide - пение - стихи смешанных размеров" [4, 224]. Во второй строфе первого віршового строки последняя стопа превращается в хорей - хоріямб:

 
С к у ч е р я в и л и г у с т и л о с ы

 

В начале 3, 5, 9, 10 строф скандується хоріямб - чотирискладова стопа, состоящая из хорея и ямба: - - Например:

 


Го р д а я м о в а - в е т е р с ы м н ы й,

 


В и ч н а г о с л у к а - ж а л ь н ы е с т р ы м н ы й.

 

На примере этого поэтического шедевра видим, что гений Франко в украинской народной песне нашел своего учителя, позаимствовав в ней много приемов, которые стали средством стилизации его стихов под народные песни.

Напевный стих представляет финальная поэзия первого "пучка" "Эпилог" (Развейтесь с ветром, листочки увядшие). Первая строка - словно камертон ко всей миниатюры. Сразу слышится минорная тональность, созвучна внутреннему состоянию героя. Кстати, в стихах раздела заметное тяготение к минорных интонаций. Минорную тональность песни героя подчеркнуто уже в первом строковые обычным эпитетом - "листочки увядшие", который выполняет в предложении функцию обращения, именно в нем заложен большую силу чувств героя. Содержание усиливают аллитерации по и асонанси:

Развейтесь с ветром, листочки увядшие 2р, 3в, 3в, 3т

Розвійтесь как тихий вздох ! 1р, 2з, 1в, 3т

Незгоєні раны, невтишені сожаления, 1р, 1с, 1в, 1т

Завмерле в сердце любовь. 2р, 1з, 2в,

причем, аллитерации по разные по характеру. Первая идет в паре с сонорним в - спокойная, как втишений боль, но он не прошел - о нем напоминает аллитерация г, что соответствует чему-то болезненном. Сочетание нескольких аллитераций обогащает звучание стиха.

В произведении значительный вокалізм, созданный с помощью чередования гласных звуков высокого и низкого поднятия. В книге М. Ласло-Куцюк "Основы поэтики" отмечается, что "... гласные звуки делятся на бемольовані и диезы" [3, 135]. Конечно, на основе деления их на гласные высокого, среднего и низкого подъема. Как известно из теории музыки, знак бемоль понижает звучание основного звука на полутон, а диез - наоборот - повышает звучание звука на полутон. За Ласло-Куцюк, бемольовані звуки о, у, а дієзні - е, и. Интересно, что интонация на диезных звуках повышаются, а на бемольованих - понижается. Поставленные рядом дієзні звуки е и и будут гармоничными, так же, как и бемольовані звуки о, у. Итак, наблюдаем легкое покачивание восходящей и нисходящей интонации, которое образует интонационный рисунок, а он, в свою очередь, -тип мелодики стиха:

о-и - э - а, и-о, ы - о-ы, и-а - и (это пример первой строки первой строфы и т. д.) Эффект евфонії поэзии создается именно наличием в строфе, в стихотворной строке частности ряда подобных или контрастных звуков. Таким образом, образность воспроизводится как через алітерацію, так и через асонанс акустически контрастных звуков : н-р, о, а, и, э, ы (первая строфа), соответственно подобранных к воспроизведению темы стихотворения.

Стихи этого типа мелодики имеют также свою синтаксическую норму, которой свойственно преобладание сочинительной связи над подрядным. В структуре стиха три строфы, в которых преобладает безсполучниковий связь с однотипными частями, то есть бессоюзные сложные предложения однородного состава, для которых характерна интонация перечисления, что в значительной мере предопределяет напевность стиха. В этом же контексте употреблены однородные члены предложения - "раны", "сожаления", "любовь", (первая строфа); постоянные эпитеты, обрамляющие означувані существительные, - "листочки увядшие","тихий вздох", "незгоєні раны", "земного роще","клад богатый", "души молодой", "нищий одинокий", "печальными тропами"; средство словообразования, который, отражая связь поэзии с фольклором, реализует творческую установку автора в произведении. "Повтори предопределяют внятную віршову ритмізації мовленя" [2, 42]. В основе размера положено чередование 4-стопного и 3-стопного амфібрахію, который, по нашему мнению, приближает стихотворение к романсової лирики.

Второй "пучок" вмещает оригинальный стих "Зеленый явор, зеленый явор", который написан в ключе народных песен. Поэзия неповторима тем, что ее задумано как лирическую песню кобзаря. Мелодия будто звучит под тихий аккомпанемент бандуры. Размер постоянно меняющийся, поэзия - образец количественного стихосложения, построенного на "...ізохронізмі ритмических единиц, на учете времени, необходимого для произношения состава. Количественное стихосложение называют также квантативним (от лат. quantitas - количество), или музыкально-языковым, поскольку в основе его лежат и музыкальные, и языковые элементы" [4, 185]. Образцы произведений, которым присуще такое стихосложение, встречаются редко, потому что оно сложилось в давние времена, когда "текст песни не отделился окончательно от музыки" [4, 185]. Мелодия стиха отмечается незначительным диапазоном, "топтанием" звуков на одном месте. Повествовательная мелодия звучит как бы на басоостинатному фоне (неизменном басе). Basso ostinato - с итальянского -"постоянный бас, мелодический рисунок, непрерывно повторяется в басовом голосе музыкального произведения" [8, 19]. Каждая строфа построена симметрично: в начале художественный параллелизм из сферы природы, затем - изображение какой-либо из рис водливої девушки. Это типичная схема песенной строфы" [1, 236]. Евфонічне звучания создают повторы слов в пределах строки, которые предопределяют напевность, вносят особое своеобразие структуры стиха. Заметно, что повторы приняты не только для звукового эффекта, но и для создания нового ритмического рисунка, который имеет в себе элемент поліметрії:

Зеленый явор, зеленый явор,

Еще зеленее ива.

Ой между всеми дівчатоньками

Лишь одна мне мила.

Парное рифмовки чередуется с перекрестным. На общем фоне совпадения рим встречаются неточные рифмы, своеобразие которых обусловлено необходимостью выделить нужный образ. "Неточная рифма - следствие сознательного нарушения правил, которое допускают определенные литературные школы. (...) Она напоминает диссонансы в музыке, которые допускаются там для большего эффекта" [4, с. 355-356].

Отсутствие рифмы в отдельных строфах компенсируют определенные элементы звукопису, которые завуалировали это отсутствие. В четвертой строфе значительное ритмичное нагрузки передают внутренние рифмы:

Громкие колокола - срібнії тона,

Слух у них утопает,

И ее голос - пшеничный колос,

Аж за сердце хватает.

Эта поэтическая миниатюра свидетельствует, что Франко всегда находился в творческом поиске, стремился в каждый поэтическое произведение внести элемент новизны.

Наспівні стихи Франко пронизаны песенными мотивами и оборотами, поэтому имеют внутреннюю мелодию. Это достигается такими средствами, как народнопоетичний параллелизм, употреблением фольклорных сравнений, эпитетов, богатых рим, использованием народнопісенної живой речи, повторами, риторическими вопросами, идущие из сферы чувств, противопоставлениями, народнопоетичними обращениями, которые творят "музыку" стихов, предопределяют их напевность.

 

Литература

1. Дей О. Иван Франко и народное творчество. - К.: Днепр, 1955. - С.300.

2. Ермоленко С. Синтаксис стихотворной речи. - К.: Наук. думка, 1969. - С. 93.

3. Ласло-Куцюк М. Основы поэтики. - Бухарест: Критеріон, 1983. - С. 391.

4. Лесин В. Словарь литературоведческих терминов. - К.: Рад. шк., 1971. - С.485.

5. Потебня А. Этика и поэтика. Сборник. - К.: Искусство, 1985. - С. 301.

6. Славутич Яр. Шевченкова поэтика.- Эдмонтон:Славута, 1964. -С. 24.

7. Шаховской С. Мастерство Ивана Франко.- К.: Наук. думка, 1956. - С.192 .

8. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов. - К.: Муз. Украина, 1977. - С.205.