Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Обзор творчества Юрия Яновского




План

1. Краткая биография писателя, его литературное наследие.

2. Роман Юрия Яновского "Всадники" - талантливая дань своему времени.

3. Размышления над романом Юрия Яновского "Четыре сабли".

 

1. Краткая биография писателя, его литературное наследие

Юрий Иванович Яновский родился 27 августа 1902г. в с. Нечаївці (Компанеевский район Кировоградской области), где когда-то был хутор пана Майера. В апреле 1945г. Ю. Яновский из уст матери записал некоторые подробности о своей родословной и место рождения, а опубликованы они полностью 1983г.

Семья имела девять детей; бедность и нужда заставляли ее несколько раз менять место своего проживания, с 1917г. жили в Елисаветграде, где отец работал на заводе сельскохозяйственных машин.

Дальше - среднее образование (народное училище, земское реальное училище); служба в 1919 - 1921 гг. в различных учреждениях; не завершено обучение в Киевском политехническом институте (1922 - 1925), где он принимает участие в литературной студии института, входит в театральные круги столицы, помогает актерам и режиссерам театра-студии имени Г. Михайличенко в создании ряда спектаклей, проявляя недюжинные знания фольклора, и пишет в соавторстве с С. Греем гротескную пьесу «Камергер»; сотрудничество с группой киевских панфутуристів. Тогда были опубликованы стихи «Море» (на русском языке под псевдонимом «Нэй») и «Колокол» (на украинском по собственной фамилией), осуществленные газетные публикации в «Большевике» (двенадцать очерков и две рецензии, подписанные псевдонимом «Юр. Юрченко»).

Хотя основных литературных успехов Ю. Яновский достигнет в прозе и драматургии, но писание стихов не облишатиме в течение всей жизни. Лучшие из них вошли в сборник «Прекрасная УТ» (1928), что была за четыре года переиздана с некоторыми дополнениями. Несколько поздних стихотворений датируются сороковыми и п'ятдесятими годами, но в печать не выдавались. Они стали известными только после смерти писателя, когда вышло первое пятитомное собрание его сочинений (1958 - 1959).

Первое прозаическое произведение - новелла «А потом немцы бежали» - публиковавшуюся в газете «Большевик» 2 марта 1924г.

1925г. выходит сборник «Мамонтовые бивни», в которую включены новеллы, созданные на материале конкретных событий гражданской войны.

1927г. - книга «Кровь земли», дополненная новыми рассказами - «В ноябре», «Байгород», «Рейд». Во время их создания Ю. Яновский работал на Одесской киностудии, осваивая там секреты новой для него кино-дела (о мастерах кино опубликовал 1930г. книгу очерков «Голливуд на берегу Черного моря»). Пишет два очерки о режиссере А. Довженко («История мастера» и отзыв-эссе о фильме «Звенигора» (1927г.)), рассказ «В ноябре», посвященное А. Довженко. В Одессе создал несколько киносценариев - «Гамбург», «Фата моргана» и др.

Принадлежал в разное время к «Комункульту», «Октября», ВАПЛИТЕ, «Пролітфронту», но эта принадлежность была в основном формальным.

Итог литературной молодости - два романа - «Мастер корабля» (1928) и «Четыре сабли» (1930), (в 1930г. несколько разделов «Четырех сабель» опубликовал журнал «Красная новь»).

Замысел «Мастера корабля» (представляет собой мемуарную рассказ То-Ма-Ки (Товарища Мастера Кино) родился еще во времена работы на Одесской кинофабрике, а реализация этого замысла происходила после приезда в 1927г. до Харькова.

1932p. - вышла отдельным изданием пьеса «Завоеватели».

1935г. - опубликование «Всадников». По содержанию, жизненным материалом и по художественной весом «Всадники» - одно из лучших произведений советской литературы о героике гражданской войны.

Рост таланта Яновского-драматурга обозначено созданием романтической трагедии «Дума о Британке» (1937). Первые спектакли «Думы о Британке» в 1937p. театральная критика не восприняла. Позже пьеса была переработана, и последний вариант ее вызывать уже меньше критических нареканий. По ее мотивам создано М. Винграновским фильм, а В. Губаренком оперу.

1939p. - опубликована пьеса из деревенской жизни «Потомки».

Во второй половине 30-х годов вызревает замысел нового эпического произведения «Капитаны», но совершить задуманное не удалось.

1940 г. выходит книга рассказов «Короткие истории». Это остросюжетные рассказы («Шпион»), разновидность дорожного очерка («Дорога на Запорожье»), романтические новеллы («Чапай», «Романтик», «Червонарм»), стилизованные сказания монологического типа «Василий Палийчук, гуцул», «Иван», «На зеленой Буковине». Несколько произведений («Наталка», «Анна Антоновна») могут быть условно названы новеллами портретами.

1944г. - сборник новелл «Земля отцов». В форме новеллы-монолога выдержаны рассказы «Коваль», «Генерал Макодзьоба», «Дед Данила из «Социализма», «Девочка в венке» и др.; в форме классического рассказа - «Ястребок», «Комиссар», «Украина».

Несколько лет (военных и послевоенных) Ю. Яновский работал редактором журнала «Украинская литература» (с 1946г. «Отчизна»), много ездил по стране, на Нюрнбергском процессе был одним из корреспондентов советской прессы, что дало возможность написать цикл волнующих репортажей «Письма из Нюрнберга» (1946).

1945 - 1946 гг. - работа над романом «Живая вода» (1947), который в более поздней редакции (после смерти писателя) уже публиковался под названием «Мир» (1956). Журнальная публикация романа «Мир» - «Живая вода» (Днепр. - 1947. - № 4-5) воспринята была сначала одобрительно, но через какое-то время потерпела глубоко несправедливой критики, организованной Л. Кагановичем.

1948г. - новая книга «Киевские рассказы», отмечена 1948г. Государственной премией СССР (рассказ «Через фронт», «Киевская соната», «Борьба за человека», «Путь во Францию», «Династическое вопрос», «Под яблоней» и др.).

1954г. издана «Новая книга» («На ярмарке», «Искусство», «Святой вечер»).

Отдав лучшие творческие годы прозе, последнее слово в литературе писатель сказал языком драматургического искусства. Речь идет о пьесе «Дочь прокурора», которая увидела свет рампы за несколько дней до смерти Юрия Ивановича Яновского.

Работая над драмой (замысел пьесы относится еще к предвоенных лет, когда писатель начал работу над незавершенной пьесой «День гнева», 1940), он одновременно публикует комедию «Райский лагерь» (1953) (сатирический памфлет на империалистический мир периода интервенции США в Корее), начинает работать над тетралогією «Молодая воля», которая посвящена 300-летию воссоединения Украины с Россией (романтическая драма о молодых годах Тараса Шевченко).

Как сценарист Ю. Яновский также создает сценарий художественного фильма «Связной подполья» (1951), литературный сценарий «Павел Корчагин» (по мотивам романа М. Островского «Как закалялась сталь», 1953) и сценарий документального фильма «Николай Васильевич Гоголь» (1952).

Не стало Ю. Яновского 25 февраля 1954г.

Наследие писателя получила широкое признание читателей. Дважды выходили его произведения п'ятитомними изданиями. Лучшие из них переведены на многие языки, опубликованы в Болгарии, ГДР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Италии, Франции.

 

2. Роман Юрия Яновского "Всадники" - талантливая дань своему времени

Кровавой волной прокатилась гражданская война по Украине. Ради призрачных идеалов брат убивал брата, отец убивал сына, а сын поднимал руку на отца: смерть колдовала на каждом шагу. Видимо, тем, кто жил в это страшное время, казалось, что пришли последние дни мира. Именно об этом пишет Юрий Яновский в романе "Всадники".

Состоит роман из восьми новелл, в каждой из которых развито множество мотивов, выхваченные автором из пламени гражданской войны. Не связанные единым сюжетом, они, однако, соединяются между собой чем-то большим. В каждой новелле герои очерчиваются с такой выразительностью, что воспринимаются как символы. Символическими предстают братья Половцы из новеллы "Двойной круг", которые оказались с разных сторон политической борьбы; символическое свет излучают родители Половцев в "Шаланді в море", усилия которых направлены на сохранение рода; символический безымянный почтальон в новелле "Письмо в вечность", который не склоняет голову даже перед смертью... Все эти новеллы - это настоящие поэмы о борьбе добра и зла на земле, о красоте украинского неба и степи, о человеческую выносливость и жажда свободы.

Первая новелла ("Двойное кольцо") является, пожалуй, самой яркой. Она рассказывает о трагедии рода Половцев. Было у отца пять сыновей. Каждый из них выбрал свою дорогу, свою цель, свои идеалы. И все эти дороги пересеклись в один день в одном месте. Род Половцев оказался на грани исчезновения.

Отряды деникинца Андрея Половца i петлюровца Оверка Половца столкнулись в безграничном степи в кровавой битве. Их взаимная ненависть просто поражает. Андрей бросает Оверкові в лицо яростные слова: "Проклинаю тебя моим русским сердцем, именем великой России-матушки". Только закончился первый бой, как налетели махновцы неожиданно во главе с Панасом Половцем. Несколько минут бешеного боя - и уже Панас перед Оверком. Именем Батьки Махно с улыбкой на устах он собственноручно убивает Оверка, также забыв о родительский завет. Не успел Афанасий отпраздновать победу, как "за дождем появилось марево": развернулся издалека красный флаг конного отряда во главе с Иваном Половцем. Панас, понимая, что пощады от брата не будет, сам причинил себе смерть.

"Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие", - говорил когда-то старый Половец своим сыновьям. Но они пренебрегли родительским приказом и погибли, потому что не было между ними ни согласия, ни семейного чувства. Затерялось оно на жестоких тропам гражданской войны, перевелся род Половцев, будто и не было никогда на земле таких людей.

В романе нет настоящего победителя. Произведение воспринимается как рассказ о трагедии рода, матери, Украины. Трагедии, разыгравшейся в годы гражданской войны, а потом еще долго звучали голодом, смертями, репрессиями...

20 октября 1944 года на поле боя возле небольшого прусского городка в павшего бойца Андрея Ткача, родом из Николаева, было найдено пробитое тремя пулями окрашенную кровь ' ю книгу Ю. Яновского "Всадники". На одной из страниц этой книги, где случилось свободное место, Андрей Ткач вел счет уничтоженных им гитлеровцев.

Этот пример свидетельствует о том, что роман Юрия Яновского "Всадники" - один из лучших произведений украинской литературы о героизме рабоче-крестьянских масс в борьбе против внутренних и внешних врагов во время гражданской войны.

Классовая борьба в те времена была очень острой, сложной. Случалось, что отец и сын или родные братья находились во враждебных лагерях. Писатель этого романа показывает схватку четырех братьев Половцев, которые олицетворяют основные политические силы столкнулись на фронтах.

Андрей командовал "отрядом добровольческой армии генерала Антона Деникина". У него взгляды монархиста: "Проклинаю тебя моим русским сердцем, именем великой России-матушки, от Варшавы до Японии". В воображении отца встает "силуэт подпрапорщики российской армии, поверхстрокового воины за веру, царя и отечество". В воспоминаниях матери он "такой же лодырь, как и богатый дядя Сидор. В глазах Панаса он "афицер". Портретная деталь также показывает Андрея как белого офицера: "раненую руку заложил за френч".

Оверко вел "кучу конного казачества главного атамана Симона Петлюры". Его подчиненные - "черношлычники": "Среди битвы ставился на копье желто-голубой флаг". Для Андрея Оверко - "мазепа проклятый", "петлюровское стерва". Панас о нем: "По "Просветах" в Одессе на театрах играл и учительскую семинарию прошел", "проклятый был босяцюра". Мать: "Артист и играл с греками в "Просвете".

И Андрей, и Оверко - "степные пираты", "высокие, широкоплечие с хищными клювами".

Панас, по словам Оверка, "махновский убийца", "вор каторжный". "Бывший моряк торгового флота i контрабандист". Отцу упоминаются "контрабандистські дела сына Панаса". Для матери он "привозил контрабандные платки и серьги". Политические взгляды анархиста раскрываются в высказываниях: "На территории матери порядка анархии", "свободный моряк батька Махно". Его воины - "всадники с черным флагом". Бандитские возгласы махновцев: "наша берет, и морда в крови", "делай грязь!"

Иван - командир конного защиты интернационального полка", "с белыми сражается". Особую ярость у махновца Панаса вызывает верность коммуне. Мать одобрительно думает о нем: "Только Иван работает на заводе и делает революцию". Его политические взгляды "Везде по степям судятся теперь две правды: правда богатых и правда бедных".

Так, описывая кровавые бои между братьями, автор прибегает к сравнениям, которые имеют отчетливо оценочный характер. Когда столкнулись деникинцы и петлюровцы, "гелгання бойцов напоминало ярмарку, а пыль вставал, как за стадом", тачанки махновцев "подскакивали над землей, словно фуры демонов". И мы чувствуем, что эти силы чужды автору.

Классовую сущность враждебных сил, которые сошлись в бескомпромиссном поединке, помогают понять также пейзажи. Вот картина столкновения деникинцев и петлюровцев: "...изогнутый столб пыли прошел путем, затмив солнце, течение бахча, прогув полем битвы, и полетело вверх лохмотья, шапки, падали люди, метались лошади".

А вот другой пейзаж, употребленный для раскрытия антагонизма двух миров в романе: "и тогда за дождем появилось марево: развернулся издалека красный флаг конного отряда интернационального полка во главе с Иваном Половцем..."

Таким образом, торжественная захватывающая картина помогает нам увидит в красных кіннотниках носителей высокой справедливости, новой жизни.

Правда на стороне защитников революции. Андрей, Оверко i Панас, стремясь спастись от смерти вспоминают мудрое изречение отца: "Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие". Им не понять, что по-настоящему объединяет людей. Это твердо знает Иван. Именно этим образом автор не только провозглашает идею классового единства трудящихся, но и опровергает измышления буржуазных националистов о незыблемости "родовых" национальных устоев.

 

3. Размышления над романом Юрия Яновского "Четыре сабли"

"В 1925-1929 гг. написаны мои книги "Кровь земли", "Мастер корабля", "Четыре сабли". Они несут на себе тяжелое бремя мелкобуржуазного мировоззрения, от которого я, конечно, с трудом, визволявся в следующих двух десятках лет", - напишет Ю. Яновский в статье "Мои ошибки" в "Литературную газету" 1948 г. Представляете, какой ценой дались эти слова Ю. Яновскому, ведь названные книги были одними из лучших в его творчестве. Стоило ли писать кровью сердца, чтобы потом отказываться от своих родных детей. А Ю. Яновский вынужден был это сделать. Вообще, он половину своей жизни жил в принуждения, видимо, поэтому так много болел и так рано умер. "Роман "Четыре сабли", вышедший в 1930 году, был встречен тогдашней критикой как произведение с национальной романтикой, с восхищением украинской стариной. Это была верная оценка, в этом оказалось влияние националистического окружения, но это было не все. Тогдашняя критика не в состоянии была заметить и сформулировать более существенные промахи романа, они заключались в том, что автор, показывая гражданскую войну в Украине, подал читателю вымышленный им хаос, нерозбериху, отсутствие направляющего центра в лице партии большевиков. Я обязан был понять, что хаос в событиях гражданской войны существовал только в моем воображении, а события, которые утверждали завоевания Октябрьской революции, проходили под железным руководством коммунистической партии..."

Мне кажется, что эти слова писал человек, к которой соприкасались каленым железом. Юрий Иванович Яновский так не думал.

Он хотел увековечить в слове освободительное движение родного народа и воплотил это стремление и четырех образах - Шахаєві, Остюку, Галатові i Марченко. Вот те, что держали четыре сабли Яновского. Их автор называет в песенном зачині "четыре ростки крепкого дуба" (то есть сыновья великого народа). Разные они, но объединенные общей целью, в определенной степени романтизированы, даже идеализированные. Автор умышленно ставит их в такие ситуации, в которых максимально выразилось бы их глубинная суть, отвага, геройство, сила. Шахай выдается бригаде "сверхчеловеческой силой", тяжело ранен Ость продолжает героически сражаться и управлять конниками. "Это сидели на скале орлы", - так будет о них сказано в самом начале романа. Мы еще не видим их в бою, а уже готовы воспринимать их как героев, которым симпатизирует автор. Стиль первых четырех разделов характеризуется восторженным, радостным восприятием жизни, борьбы народа за освобождение. Эта борьба показана в духе лучшей романтической традиции XIX века, ярко проявленной в "Черной раде" П. Кулиша, в "Гайдамаках" Т. Г. Шевченко.

А вот стиль последних трех разделов отличается от первых четырех. Дело в том, что уже отгремели бои и национальное освобождение потерпело поражение. У главных героев причины для оптимизма исчезли под давлением реальной жизни.

По моему мнению, творческий путь Ю. Яновского напоминает путь М. Волнового. Оба они после безумного романтическом запала вдруг на скаку остановились i - разочаровались. И это не могло не отразиться на развязке романа. Итак, Ю. Яновский четко осознал, что получил народ после победных боев под красным флагом. Вот за это понимание автора и шельмовали.

Использована литература:

1. Украинская литература ХХ века. - К., 2000.

2. Семенюк И.Я. Феномен Юрия Яновского. - К., 1998.