Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
"Знаменосцы" Олеся Гончара



Знаменосцы - роман-реквием, это - гимн в честь павших.

Основная проблема романа: человек на войне. В произведении изображены боль потерь. Почти каждая семья потеряла на фронте отца или сына, дочь или мать, а многие из них шкандибали на костылях. Автор писал, что он хотел совместить высокий дух романтики с "прорывом "к правде, к изображению войны настоящей, реальной, с ее страданиями, кровью, с ее тяжелой солдатской героикой".

Олесю Гончару судьбой суждено видеть одну из самых жестоких войн в истории человечества собственными глазами, пережить войну ранимой душой и чувствительным сердцем, перенести войну на своих плечах. Судьба возложила на его юношеские плечи тяжелые минометные плиты, и кажется, что эти плиты легли навсегда, на всю жизнь. Сразу же после войны Олесь Гончар в романе "Знаменосцы" силой художественного воображения "положит" на плечи солдата-украинца Фомы Хаецкого всю землю. В трагические минуты обороны дамбы спросит комиссар Воронцов в насупленого старшины: "Трудно, товарищ Хаецкий?" - "Ой, товарищ замполит... Так трудно, гейби всю землю на плечах держишь..." - ответит жизнерадостный подоляк, вивершуючи титанический путь "сращивание" своей личности и истории.

История стала его. Фомы Хаецкого, судьбой. Судьбой обычного рядового солдата необычной войны. Как и судьбой миллионов тех творцов победы над фашизмом, которые вернулись искалеченными физически и морально с фронтов и понесли по войне унизительного колхозного закрепощения, горечи государственной равнодушия к их героической победы, а то и новых сталинских репрессий. А верилось, что будет иначе жизнь по войне. "После этой войны люди должны стать наконец людьми...", - убежден лейтенант Черныш. Потому что была эта война страшной, жестокой, водила дантовими кругами ада ХХ века чистых и грешных, "обещала" для человечества нравственное прозрение, а то и трагическое очищение от вселенских грехов.

Не суждено.

Олесь Гончар вернулся с войны с чувством праздника и надежды. Был убежден, что этот трагический катарсис, который пережило человечество, гуманизирует мир. Вернулся радостный и счастливый. Ведь он остался среди живых! Видит опять голубое небо над родной Украиной, удивляется солнцу и не может поверить: неужели нет больше грома артиллерийских канонад, шипящего свиту мин, нет холода мерзлой земли от свіжовиритої могли для друга, с которым еще вчера мечтали о хлебе, о доме, о любви!

Трудно представить внутреннее состояние человека, юношу-студента, которому ежедневно приходилось ступать на огненное поле смерти с надеждой на жизнь и с верой в жизнь, в торжество мира?

Олесь Гончар рано осознал сложную диалектику жизни и смерти и на собственном горьком опыте фашистской оккупации и войны убедился, что будущее мирное жизнь немыслима без горьких потерь и глубоких страданий. Поэтому его художественная концепция человека и мира формировали и возможности, в добро и справедливость.

Этот роман-поэта "оживал" в воображении мінометника Олеся Гончара не раз, но он боялся даже на мгновение поверить, что будет жить и энергией своего нравственного долга перед фронтовыми побратимами, своей любовью и памятью оживит их характеры и судьбы в художественном слове. Видимо, Олесь Гончар не предполагал, что "Знаменосцы" предстанут перед миром в форме народного эпоса, в лирико-романтической тональности "Слова о полку Игореве" и словно древние славянские дружинники поднимут свои знамена за землю Русскую в новом освободительном походе их потомки - Хома Хаецкий и Юрий Брянский, Роман и Денис Блаженко, Евгений Черныш... "Ребята шли, как боги! Весь горизонт всіявся теми серыми "богами". Одни поднимались пологим склоном, другие уже исчезали за холмом и словно входили в землю.

В "Знаменосцах" воевали словно вершили большую, тяжелую работу, не просто солдаты, старшины, молодые лейтенанты, замполиты, а недавно мирные люди, большинство из них потерпела унизительное фашистской оккупации. Воевала конкретный, реальный человек определенной гражданской профессии и определенной национальности. Представитель определенного народа. За каждым из них видим народную судьбу. Историю, моральный и духовный опыт. Потому что они - эти знаменосцы мира - не просто воевали, они на войне жили: влюблялись и ссорились, шутили и страдали, мечтали и сомневались. Вспомним, как вырастает на войне Хома Хаецкий, как взрослеет, крепнет телом и духом Евгений Черныш, как страдают Шура Ясногорская и Маковейчик...

В мінометній роте гвардии старшего лейтенанта Брянского "бойцы - преимущественно винницкие, подольские, надднепрянские колхозники - послушные и трудолюбивые".

"Знаменосцы" - роман-реабилитация украинского народа, произведение, который открывал перед другими народами правду о вкладе солдат-украинцев в победу над фашизмом, воспел образ рядового украинца не за какой-то героический подвиг, а за тяжелую ежедневную - в поте и крови - работу, благодаря которой в существенной степени и приближалась победа: произведение, в котором Олесь Гончар изображает национальный характер солдата-украинца - скромного, трудолюбивого, честного труженика войны, живущий надеждой на возвращение домой, к семье, к своей работе, готов на самопожертвование, который добросовестно выполняет свой солдатский долг и верит в победу.

Война заканчивалась, а судьба народа продолжалась. В болях и переживаниях, в воспоминаниях о погибших, в произведениях тех, кто пережил войну и освятил свою жизнь ответственностью за память войны.