Статья
Творчество Б.Бастюка
С годами Б.Бастюк с годами все реже обращается к поэзии и все чаще лелеет слово прозаическое. И это понятно: "лета к суровой прозе склоняют". Под его пером родились замечательные новеллы и рассказы из деревенской жизни, обозначенные тонкой иронией и глубоким трагизмом, сквозь призму которых он воспринимает земную жизнь. Этих произведений давно уже наберется на солидную книгу, но они также, как и сборник "Цілушка", ждут своего времени. На полпути к читателю и большой эпический роман "Сопигора". Первая часть публиковалась в журнале "Тернополь", вызвала одобрительную реакцию читателей и была отмечена престижной литературной премией им. Братьев Лепких.
"Сопигора" - это взгляд на историю нашего края, противоречивую и сложную, драматическую и трагическую, рассказанную человеком неравнодушным и способным на глубокое сопереживание. Таких произведений в нашей литературе вроде бы немало, но когда другие прозаики тяготеют к эпического мышления и широких глобальных картин, то Б.Бастюк будто смотрит на все из узкого окошка крестьянской избы. Это позволяет ему увидеть самое важное и найпосутніше, разглядеть каждого из своих героев будто под микроскопом, не пропустить ни малейшей подробности из деревенской жизни. Профессиональный и заинтересованный разговор о"Сопигору", конечно, еще впереди. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что это произведение навсегда останется в истории нашей литературы как правдивая и высокохудожественная рассказ о галицкое село - ту живую клетку Украины, в которой, как мир в капле воды, отразилась судьба рода и народа.
Но больше всего повезло юмористическим произведениям Богдана Бастюка. Именно они завоевали любовь десятков тысяч людей и принесли автору настоящую, а не дутую популярность. Благодаря мастерскому исполнению Григория Драпака, искрометный юмор поэта веселит и помогает жить всем, кто ищет утешения, утешения и в то же время ответы на непростые вопросы нашего противоречивого и глупого, как сказал бы Арсен Пономарь, жизнь. В юморесках Бастюка спонтанно бьет народный юмор, остроумное слово, неожиданный взгляд на объект осмеяния. В основе большинства юмористических произведений Бастюка лежит апробированная временем певоговорка и может сложиться впечатление, что поэт отстает от времени. И на самом деле он стремится дать давний форме новую жизнь, хорошо понимая, что побеждает в творчестве тот, кто удостоверяет непрерывность народной традиции, а не игнорирует ее. На упреки псевдоноваторів поэт отвечает так:
Пусть юмор - нечто второстепенное...
К сожалению, я слышу, как зчовгану пластинку.
Но: серьезный инструмент рояль,
А скрипка и бубен - в большем почете.
Юмористическая триада Богдана Бастюка "Сельская аэробика", "На кривом гвозде" и "Для дорогой семьи" (все книги изданы в Тернополе) показала, что в украинской гумористиці появился талантливый автор, остроумно-взрывной, с тонким чувством комической ситуации и умением даже о серьезных вещах повести веселый разговор. Это не означает, что он пародирует все и осміює, из всего поднимает на смех и каждый поднимает на глузи. Далеко нет! Смех Бастюка позволяет нам выстоять, побороть зло и временные трудности, в конце концов, помогает просто выжить. И это не преувеличение, ибо в нынешней ситуации, перефразируя Лину Костенко, "когда душа прошла все стадии печали, теперь только смеяться пора". И что очень важно, поэт смешит нас не просто ради самих веселья, хотя есть в его активе и обычные анекдотические произведения, а для того, чтобы сатирой подчеркнуть трагичность отдельных ситуаций и земной жизни в целом. Это непростое искусство, как, впрочем, все искусство смеха. Лучшие произведения смехотворца, такие как "Коррида", "Мы с Блейком Керрінґтоном", "Склеп", "Соседи" - это вещи почти хрестоматийные, когда они войдут в лучшие антологии украинского юмора и сатиры конца ХХ века. И трудно сегодня найти человека, который услышав уже само их название, мысленно не улыбнулась.
Может показаться, что рассмешить человека просто. Возьми анекдотическую ситуацию, зарифмуй ее, приперчи, добавь немного перца и соли - и готово. Но право слово. Сколько сегодня даже одаренных людей берутся за юмористическое перо и терпят неудачу. Анекдот остается только анекдотом. Иногда довольно забавно, но и только. В Бастюка не то. У него есть глубина и что-то неуловимое, что заставляет нас не только смеяться или хохотать, но и задумываться над осміяним.
Б.Бастюка объединяет искренняя творческая дружба с Гришей Драпаком. Именно благодаря искусному сценическому исполнению Драпака произведения тернопольского юмориста веселят, без преувеличения, не только всю Галицию, но и Украину. Но эта творческая дружба быстро распалась бы, если бы не была взаимовыгодной, не побуждала обоих к сотворчеству. Именно благодаря Бастюку Драпак сумел существенно улучшить свой имидж и от примитивных улыбок, что кпинять над простакуватістю и тупостью галичанина, перешел к вещам действительно глубоких и неперебутніх, хоть и не менее смешных. Хочется верить что у этой дружбы будет счастливое и хорошее продолжение, ибо сегодня Б.Бастюк уже в основном пишет для Драпака и "под Драпака", а репертуар Драпака без улыбок Бастюка и представить невозможно. Это означает, что два мастера нашли друг друга.
У нас с советских времен сложилась традиция формировать так называемые творческие обоймы - то поэтов, юмористов, прозаиков. В эти обоймы, разумеется, попадали наиболее пробивные и ретивые писатели, умело используя выгодные знакомства. Б.Бастюк никогда не попадал в эти обоймы и сегодня этим весьма гордится, потому что это была бы дань зрадливій и быстротекущей моде. А он, как мудрый и рассудительный крестьянин, никогда не работал на преходящее, а на ее величество Вечность, дорогу которой простеляє одна общечеловеческая любовь.
Эта рассказ о писателе будет далеко неполным, если не добавить к его творческого портрета несколько субъективных мнений. За Богданом Иванович просто интересно наблюдать то в будни, в праздник, с ним никогда не бывает скучно или трудно, потому что он умеет превратить чисто человеческое общение на настоящую радость души. Остроумный, жизнерадостный, оптимистичный, он умеет каждую жизненную ситуацию как бы преломить сквозь призму смеха. С ним людям всегда легко и просто, радостно и светло. Каждая его спонтанная жизненная импровизация - настоящий взрыв иронии и смеха. То за праздничным столом, или просто во время случайной встречи на улице. В любом обществе, где появляется он, сразу же создается особое настроение, своя неповторимая расслабляющая атмосфера, люди легко раскрепощаются и, следуя его жизнерадостный стиль, полнее раскрываются сами. Это подтвердит каждый, кому посчастливилось побывать в обществе поэта.
Мне же повезло с ним не только мытарствовать по издательствам, вместе врываться в большую литературу, но и в соавторстве написать одну книгу, которая готовится к печати. Признаюсь, что это был настоящий праздник творчества, вдохновенное и чудесное, преисполненное, надеюсь, обоюдных открытий. В Б.Бастюка удивительно тонкое чувство слова, умение несколькими словами создать живую и повнокровну картину, а еще глубокое знание жизни, почерпнуто не из книг, а из самой его гущи, из глубинки, ведь он родом из села и навсегда, как охотно признается сам, прописан в нем.
Богдану Бастюкові исполнилось 50. Дата рубіжна, поскольку свидетельствует, что земная жизнь пройдена до половины. Эти годы были доверху наполнены тяжелым неустанным трудом и щедрым творческим урожаем. Хочется верить, что этот высокий творческий ритм художник сохранит и второй половине своей жизни.
Когда на один из дней рождения поэт посвятил такие строки:
С розвітрених возвращаясь дорог,
Мне, когда обляже сердце усталость,
Ступить бы на споришевий моріг,
Найти себя и... не застать дома.
Труднее пожелать для поэта лучше и больше. Разве может вдохновение и еще доброго верного здоровья, потому что:
Жар-птица губит по Украине перья,
И нам умирать, брат, не пора.
|
|