Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Григорий Косынка
Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки В ржи"


Тревожным, тяжелым и полным неразрешимых противоречий - именно таким предстает перед нами время революционных и послереволюционных событий в Украине ХХстоліття из произведений выдающихся мастеров слова, деятельность которых пришлась на 20-30-е годы. Новеллы Г. Косынки о ту бурную эпоху занимают одно из ведущих мест среди правдивых историй о человеке и время, написанных непосредственными свидетелями, участникам тех событий.
И несмотря на чудовищность, нечеловеческое лицо времени художники пытались в соответствии со своим мировоззрением находить в нем и положительные, или, так сказать, пропитаны пафосом гуманизма и жизнеутверждения черты и им это удавалось. Косинчина заслуга в этом направлении нешуточная. Ведь целый ряд его произведений - это гимн жизни, что прорастает на обожженному войной поле наперекор сокрушительной силе животного в человеке, это утверждение мысли, что даже, казалось бы, вконец истерзанная человеческая душа может и должна вернуться в свое нормальное состояние. А это состояние характеризуется наполненностью сердца человека радостью, человечностью, любовью и влюбленностью в жизнь.
Пожалуй, самого глубокого раскрытия в творческом наследии Григория Косынки данная проблематика нашла в небольшой новелле "Во ржи".
Замечание о том, что новелла довольно короткая по объему имеет весьма существенное значение, поскольку именно эта черта является характерной в писании Косынки: он умел несколькими фразами, нюансом светотеней, образом или символом передать широчайшую гамму чувств, мыслей, идей. Недаром же классик украинской новеллистики Василий Стефаник называл Григория своим внуком.
Фабула новеллы необычайно простенькая: герой, который дезертировал из царской армии, вынужден скрываться во ржи, чтобы не быть расстрелянным. Во время пребывания в тайнике с ним происходят две истории: он наблюдает за богачом и встречается со своей бывшей возлюбленной Ульяной - это, собственно, и все, о чем рассказал нам Косынка в новелле. А дальше начинается рассказ Корнея - героя новеллы, которая собственно не является рассказом, а это, скорее, череда воспоминаний, ассоциативный ряд, выстроенный им на основе противопоставление мирного i повстанческого жизни, это глубокое чувство ненависти к богачу и так же глубокая влюбленность в девушку. И все это постоянно переплетается с образом ржи.
Обычный злак в канве новеллы приобретает ярко символического звучания. Ржаное поле - единственный свидетель скитаний героя, единственный друг и защитник его - превращается в воспоминаниях, сознания героя в своеобразного поверенного во все земные тайны, даже больше: ржаное поле становится самой жизнью. Жизнью, которое безразлично, а, может, и с болью воспринимает смерть своих детей, и так же спокойно смотрит на их радость, Так, например, наряду с тенью расстрелянного Корнієвого товарища, будто проходит житами перед глазами героя, появляется и полная сил и красоты Ульяна. И она не только не тень, а плоть и кровь, она сами соки земли, именно рожь-жизнь, которые способны пробудить, вернуть к восприятию земных радостей и мертвых, и живых. А именно на границе между этими двумя состояниями находится Корней, ведь для себя он живой, а для других - мертв, да и пессимистично-приглушенное, едва не животное существование его к встрече с Ульяной скорее напоминало смерть, чем полноценную жизнь. Но чувство любви к Ульяны конце побеждает страх, пусть и отвратительно-плазунське, жизнь. Корней забывает об опасности, которая ему угрожает, и поднимается с земли навстречу любви, наперерез настоящей жизни. И хоть не долгим было счастье Корнея и Ульяны, и все же в героєвому сердце навсегда остался дух ржи и непобедимое стремление жить.
Рожь, жить, любить... - это весь Косынка, это его поэзия. Читая его произведения, часто просто-напросто забываешь, что это проза, а не поэзия. Такие эти новеллы насыщенные образами, мелодией, чувством. То же и писал о них, неожиданно и сам наблюдаешь за собой желание писать чуть ли не стихом, замечаешь, что Косинчині образы, художественные средства, идеи находят отклик в тебе. И не просто откликаются, а побуждают тебя к сотворчеству, пробуждают мысль, чувство и наснажують на жизнь наполнена смыслом и достоинством...
Часто слышим фразу: "Он - человек эпохи Возрождения". Так говорят о интеллектуалов, тонкие натуры, всесторонне одаренных и т.д. Еще одним смыслом фразы, думаю, должно быть i характеристика человека-художника, творческое кредо которого не расходится с собственной реальной жизнью. Такими были большинство художников 20-30-х годов, недаром же то время и тех людей назвали "Расстрелянным возрождением". Среди них и мастер новеллы влюблен в рожь-жизнь - Григорий Косынка.