Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ГРАБОВСКИЙ
Изображение борцов за народную волю в поэзии П. Грабовского

Благородство и сила духа П. Грабовского достойны восхищения и глубокой
уважения. Достоинство, готовность к самопожертвованию, нравственная чистота - все эти черты
определили его характер и поведение. Определили они и его судьбу. Он стал пламенным борцом за счастье украинского народа. Поэт прошел по дороге, устланной колючим терном. Вступив в борьбу с несправедливостью, он пал в этой борьбе как мученик, но не склонил головы. П. Грабовский является ярким примером воспетых в его стихах «настоящих героев», людей, которые шли на страшные лишения ради счастья своего народа, его воли.
Лирический герой поэзии П. Грабовского - это человек борьбы, которую не могут свернуть с избранного пути никакие мучения и преследования. Много борцов погибли в схватке с царизмом, но думы и стремления их нельзя заковать в кандалы, нельзя уничтожить, они живы и никогда не умрут:
 
Лучшие же думы и соревнования,
Что вязали всех когда-то,
От оков и загнання
Неподвижно сохранились.
(«Воспоминание»)
 
Борцов не пугают ни муки, ни смерть, ибо они убеждены, что только «мочений кровью и потом» путь борьбы выведет в царство свободы. Лирический герой не надеется на чудо, что это время придет быстро, но он уверен, что только безнастанна борьба ускорит наступление «панства свободы». Светлая и непоколебимая вера в будущее живет в сердцах героев Грабовского:
 
Борцов не пугают приключения:
Путь, мочений кровью и потом,
Нас выведет в панство свободы -
Не сейчас, не завтра, так потом!
 
Поэта привлекали кристальная чистота и честность революционеров, с которыми он находился в невероятно тяжелых условиях ссылки. Он говорит о ясности цели, за которую они боролись и которая придавала им силы в нечеловеческих условиях Сибири. Путь святой борьбы, на который ступили борцы, предусматривает «счастье всех». В цикле стихотворений, посвященных революционерке Надежды Сигиді, художник воспевает великое и славное страдания борцов за лучшее будущее народа. Мужественный, стойкий характер революционера описан в поэзии «Настоящие герои»:
 
Моя хвала живым, как и умершим,
Этим борцам за будущее Руси,
Тем страдникам за друзяків самым первым,
Что сияют нам в волшебной красоте!
 
Им поэт противопоставляет псевдогероев, которых часто прославляет литература. Они мужественны и отважны, но их храбрость служит личным, эгоистическим целям. Вместе с тем П. Грабовский стирает розовые краски «выдумки пустой» авторов, которые в своих произведениях избегали острых проблем действительности, которым все еще снится безумный «звон брошенных сабель» казацкой жизни. Настоящими героями Грабовский считал современников, людей, которые своим самоотверженным и, на первый взгляд, незаметным трудом, боролись «за будущее Руси». Именно им поэт слагает хвалу:
 
Перед ними я стану на колени,
Героям тем благодарность я зложу!
 
Настоящие герои - это обобщенный образ борцов, которые бесстрашно шли на муки за лучшую судьбу народа. Светлая и непоколебимая вера в будущее живет в их сердцах. Они мужественные и незаурядные люди, которые находят в себе силы, чтобы преодолеть уныние. Борцы за народную волю не имеют у поэта конкретно-индивидуализированных рис. Наоборот, Грабовский стремится к созданию обобщенного образа, для которого жить - это значит бороться за счастье народа:
 
Пусть трудна дорога,
Пусть хмурые дни, -
Все сделай, что мога
На пользу страны!
(«Не грусти, что краса»)
 
Павел Грабовский был поэтом высоких чувств и глубокой мысли. Его произведения вызывают размышления о судьбе людей, место каждой личности в бурной и сложной жизни. Воспевая славное, но такую тяжелую судьбу борцов за народную волю, поэт убежден: счастье возможно только в служении общечеловеческим ценностям. Но для победы добра и справедливости надо отбросить уныние.