Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры...Судьба преследовала его в жизни, сколько только могла и она не сумела превратить золота его душе ржу, ни его любовь к человечеству в ненависть и гордыню, а веру в бога в уныние и пессимизм. Судьба не жалела ему страданий, но и не пожалела утех, что били из здорового источника жизни. Лучший и самый ценный клад судьба дала ему лишь по смерти - бессмертную славу и всерозквітаючу радость, которую в миллионов человеческих сердец все заново пробуждать его произведения. Вот такой был и есть для нас, украинцев, Тарас Шевченко.
ПОСВЯЩЕНИЕ І.Я.Франко
Такие слова Франко посвятил великому украинскому Гению слова, жизнь и творчество которого исследуют и будут исследовать все, кому небезразлична судьба и история украинского народа. Его творчество многогранно и бездонная, так же, как и его бессмертный талант, что уже более 150 лет является неувядаемым символом Украины. Многие аспекты жизни и творчества Тараса Шевченко во времена советской власти трактувались однозначно с материалистически-революционного стороны, а то, что не подпадало под такую трактовку - просто замалчивалось, как такое, что не имело места вообще. Именно с началом новой заветной Тарасом Украины, возникло немало вопросов, каким на самом деле был Шевченко, какие идеалы отстаивал и был ли он на самом деле таким отпетым атеистом, как рисовали его советские критики: В религии, в деятельности церкви поэт видел сильную преграду на пути развертывания борьбы трудящихся за свое социальное и национальное освобождение. Шевченко показывал, что религия и церковь являются рассадниками мракобесия, тормозом в развитии науки и культуры [Шевченковский словарь,Киев-1978, т.1.].
Конечно дыма без огня не бывает. В моменты тяжелых душевных переживаний и лишений Тарас писал, даже лучше, выжигал, в своем сердце слова неверия. "Христианский атеизм", именно эти взаимоисключающие слова как нельзя лучше характеризуют систему религиозных взглядов Т.г.шевченко. Для понимания этого противоречивого явления, недостаточно одностороннего исследования жизни и творчества Шевченко.
Его корни скрыты в недрах народного подсознания и прежде всего в национальных особенностях религиозного мировоззрения украинцев.
Украинцы в целом и преимущественно двовірні [История религии в Украине: под ред.: Колодный, Яроцкий,: К-98.]. Это проявляется в почитании ими христианских святых и в их поклонении одновременно уособленим силам природы, в синкретизме обрядовой практики. Поскольку христианство по сути не дало нашим предкам своего понимания текущей жизни, окружающей природной среды. Хозяйственной деятельности, то народ воспринимал его (христианство) через культ традиционных божеств с теми же функциями, но с новыми христианскими именами.
Для украинцев характерно переплет языческих традиций с христианской религиозностью. В частности издавна сохранился "культ предков", который перешел традиционного чествования дидуха, на праздник Рождества Христова, кроме этого, в некоторой степени, можно утверждать, что для украинской национально-религиозного сознания характерен своеобразный тотемизм. Украинцы поклоняются национальным тотемам, имеющих особо почтительное отношение к: "калины", "ивы", "тополя", "ласточки", "аисты", которые являются символами Украины. Шевченко часто обращается к ним в своем творчестве не только поэтической ("Сон", "Тополь", "Зацвела в долине", "Течет вода из-под явора"), но и в художественной.
Украинская религиозность имеет обрядовый характер. несмотря на стремление церкви перенести все обряды в свои стены. Последние все же остаются семейной реликвией. Хотя большинство обрядов сохранились с языческих времен. Они стали неотъемлемой частью христианских обычаев, придавая им особый колорит. Без них религиозность считается невиповненою и незначущою.
Из творчества Шевченко можно сделать вывод о его осведомленности с украинскими обрядовыми традициями. В стихах часто встречаются элементы и участники свадебного обряда: старосты, бояре, вышитые полотенца. Особенно подробно свадьбы описывается в "Наймичці", в "Екатерине" оно упоминается с иронией:
-Что свадьба, доченька моя? А где же твоя пара Где свидетели с друженьками Старосты, бояре?
А в "Наймычке" читаем:
...Да и за старостами Пошел Марко. Вернулись Люди с полотенцами,
Со святым хлебом обменянным.
Кроме того у Шевченко есть офорт "Старосты" 1844 год.
В той же "Екатерине" можем найти некоторое описание погребальной традиции, когда старая мать обращается к Екатерине:
Кто ж мою головушку Без тебя спрячет? Кто заплачет надо мною, Как родной ребенок? Кто посадит на могиле Красную калину? Кто без тебя грешную душу Споминати будет?
У Т.г.шевченко является стихотворение "Тризна", который полностью отражает языческую традицию похорон. Что остается неизменной и сегодня. Он даже сохраняет старославянский название поминок - тризна. Двенадцать друзей постановили себе, что будут каждый год справлять тризну в день смерти их друга:
Согласьем общим положили, Чтоб каждый час был стол накрыт В день смерти друга; чтоб забыт Не мог быть друг ых за могилой.
И всякий год они сходились В день смерти друга поминать.
Вообще тема смерти для Тараса Шевченко одна из самых популярных. Если человек (герой Шевченко) умирает своей смертью, то на могиле парня сажают явор или ярину, а над девушкой "красную калину" ("Причинная", "Тополь", "Мысль"), а если умирают не своей она (он) становится. По народным верованиям, - "живым мертвецом". Это можно увидеть в стихах "Утопленница", "Титарівна", "Русалка" и др.
Шевченко в своем "Дневнике" упоминает о обряд похоронном самоубийцы:
"По моей памяти в Малороссии на могилах самоубийц совершался обряд истинно христианский, который наши высшие просвещенные пастыри, как обряд языческий повели уничтожить
В Малороссии самоубийц хоронили в поле, но непременно на перекрестной дороге. В продолжении года идущий и едущий мимо несчастного покойника должен был что-нибудь бросить на его могилу. Хоть рукав рубашки оторвать и бросить, если не случилось чего другого. По истечение года, в день его смерти. А более в зеленую субботу (накануне тройцина дня), сжигают накопившийся хлам как очистительную жертву. Служат панихиду и ставят крест на могиле несчастного".
Еще одной особенностью украинской религиозности следует считать кординалізм. Это означает, что восприятие Бога и религии, как таковых, базируется не на рационалистическому, а на чувственно-эмоциональном мировоззрении (через сердце).
Вера для украинцев - это прежде всего выявление своего отношения к Богу, к себе и окружающему миру, то есть для украинцев вера не только не слепая, но и объективно зависит от многих факторов. Бог воспринимается как справедливый заместитель, человеколюбец. В понимании украинца между Богом и людьми существует чрезвычайная интимная близость, и благодаря ей он может позволить себе определенные "вольнощі" по отношению к Богу. Это связано с тем, что христианская религия не смогла стать над украинским мировоззрением, поскольку в них на время внедрения христианства уже были установлены свои верования, традиции, обычаи, которые христианство объективно не смогло вытеснить.
Следовательно само существование такой близости давало некоторое право на не удовольствие. В Шевченко можно найти именно такие упреки Богу, в которых он выражает свое недовольство от не соответствия реальной жизни идеала справедливости, который должен был бы воплощать Господь Бог. Не удовольствие более характерно для раннего периода творчества Шевченко. Периода поиска самого себя и познания окружающего мира.
Уже в первом стихотворении "Причинная" находим такие слова:
Такова ее судьба ... О боже мой милый! За что ты наказываешь ее, молодую? За то, что так искренне она полюбила Козацькії глаза?... Прости сироту.
Девушка-сирота, ждет парня казака, который уже год, как ушел и не возвращается. Она грустит и плачет, а автор за ее слезы упрекает Господу.
В стихотворении "Сон" читаем следующее:
...Ибо нет Господа на небе! А вы в ярме падете И какого рая На том свете упрашиваете? Нет! Нет!
Именно эти слова советская критика выносила как программные в атеистических взглядах Шевченко, потому что сам Шевченко в них, якобы, відцурається от Господа. На самом деле, этот отрывок это логическое продолжение размышлений Шевченко о том, что на свете делается :один строит, другой разрушает; один свата выбирает, другой точит нож на брата, еще один запустит когти в печени, второй разворовывает и мучает свое же "отечество"- и после всего сказанного выше Шевченко приходит к выводу - что нет Господа на небе, раз такая гадость творится на земле.
В "Якби ви знали паничі..." находим подобное утверждение:
Нет, нет ничего нет Святого на земле. Мне кажется, что и Самого тебя уже Люди прокляли.
В "Царях" Шевченко, по его словам, "згоняє оскомину" на царях, помазанниках божьих, доказывая, что их "праведную жизнь" не было безгрешное. Начинает с Давида, который на исходе жизни, грелся телом молодой девушки, затем ведет речь о его сыне Ахмона (Шевченко для рифмы называет его Амоном), по библейскому тексту (Ветхий завет) изнасиловал свою сестру Фамар, а заканчивает нашим князем Владимиром. Который на старости лет взял себе за жену (силой) Рогнеду, убив ее отца:
Так отакії-то святые Те цари.
В своем "Завещании," Т.Шевченко, доходит краю. Он требует "крови вражеской", а иначе он отрекается от Бога. Здесь можно проследить два аспекта: во-первых, Шевченко требует смерти врагов, а христианская мораль предполагает всепрощение, во-вторых, этот своеобразный торг с Богом "как понесет с Украины ..." вот тогда он пойдет молиться, все забыв и бросив, а нет так к тому времени он не будет знать Бога:
Как понесет с Украины В синєє море Кровь вражескую... вот тогда я И поля, и горе - Все брошу и полыни До самого бога Молиться... а до того Я не знаю бога.
Это стихотворение-призыв, который Т.Г. Шевченко писал будучи больным гриппом в предвкушении смерти в 1845 году, он оставлял этот стих, как обращение к своих братьев украинцев с призывами бороться и побеждать. Следует также отметить, что для Шевченко Украина с ее народом была выше Бога. Ярко свидетельствует об этом отрывок из другого стихотворения:
Я так ее, я так люблю Мою Украину убогую, Что прокленами святого Бога За нее душу погублю.
Ради Украины, ради ее свободы поэт готов продать свою душу и Богу и черту. Ему не жалко ни себя, ни своей души для неньки-Украины.
Эти все упреки, упреки Богу - не могут быть приняты как свидетельство "атеизма" Шевченко, в том значении как его трактовала советская критика. Скорее такое отношение к Богу было вызвано, во-первых тем, что он видел и пережил много горя как своего так и чужого. Во-вторых большинство из его так называемых "атеистических стихов" написании именно в ранний период до ссылки. Про свои тяжелые молодые годы Шевченко писал:
Не называю ее раем Той хатиночки в гае Над чистым прудом край села... ...В той хижине, в раю, Я видел ад...там неволя Работа тяжкая. Никогда И помолиться не дадут.
(Если бы вы знали панычи...)
А иногда такая печаль Оступить душу, аж заплачу. А еще до того как увижу Маленького мальчика в селе Языков одірвалось ед ветвях Одно-одинешенек под забором Сидит себе в старой дерюге. Мне кажется, что это я
Что это же и молодость моя.
(И золотой и дорогой)
После ссылки видим перемену в Шевченко. Он пишет много произведений на религиозную тему, которая в то время волновала его: "Марию", "Неофитов", "Во Иудеи во дни одни", "Подражание 11 псалму" и другие.
Последний период творчества Шевченко можно охарактеризовать его же словами:
Не жалуюсь я на бога, Не жалуюсь ни на кого Я сам себя глупый дурю Да еще и поет.
В "Неофитах" встречаем:
Молитесь Богу одному Молитесь правде на земле А больше на земле никому Не поклонитесь. Все ложь Попы и цари...
"Неофиты или першохристияни" - это поэма, которая была написана в декабре 1857 года и посвящена Марко Вовчок. Тематически "Неофиты" связаны с историей Древнего Рима. С периодом кризиса как духовных, так и политических основ существования государства, рушилась вера в старых богов, а на ее смену появилось новое религиозное учение христианство. В центре поэмы трагический конфликт Алкида предсказателя святой правды и деспотичным кесарем и его сторонниками. Алкид услышал слова святого апостола и оставив богатую жизнь пошел за ним. Затем он попадает в тюрьму в кандалы, где суд над ним будет поступать Нерон, к которому Шевченко обращается:
О Нероне! Нероне февраль! Божий суд, Правдивый, откровенный, среди пути Тебя осудит. Приплывут И прилетят со всего мира Святіє мученики. Дети Святой воли. Круг одра Круг земной твоего предстанут
В кандалах. И тебя простят... Они братья и христиане.
Здесь, как видим, Шевченко уже говорит о прощении деспота. Собаке и людоїду. Духовный конфликт заканчивается смертью неофитов, отданных на растерзание зверям. По сюжету мать одного из неофитов понесла сына слово судьбы в люди:
Живого истинного бога Ты слово правды понесла.
В стихе Исаия. Глава 35 (подражание) Шевченко рисует картину страшного суда, где всем воздастся за дела:
И спочинуть невольничі Уставшие руки И колени отпочинуть,
Кандалами углу! Радуйтесь, вбогодухі, Не бойтесь чуда, - Се Бог судит, спасает Довготерпеливих Вас, убогих. И воздает Ворам за злая!
Картину Страшного суда Шевченко рисует не в традиционных черных и огненных тонах, наоборот у него пустыня умывается целебной водой и прорастает рощами, по ней текут озера и реки, над которыми птицы летают, и все бывшие рабы собираются воедино рады и веселы. Для него Страшный Суд ассоциируется со справедливостью, которая замешкалась на земле, но со временем восторжествует для "немых и незрячих".
"Молитва" это лирический цикл, который состоит из четырех вариаций молитв. Кажется, что это одна молитва только перепетая по-разному. Каждую из них можно разделить на три часть. Первая - молитва за царей, трактирщиков, неситих глаз, для которых Шевченко просит кораблей, талеров, и все блага земли (однако в одном варианте, просит их заковать в оковы и замуровать, а в другом будто извиняясь за свою нетерпимость просит противоположного: "в путы путнії не куй, в глубокие склепы не муруй"). Вторая часть - это молитва за рабочие умы, и руки. Для них автор просит:
А доброзиждущим рукам И покажи, и помоги, Святую силу ниспошли
Третья часть - молитва за всех и за самого себя. В первом стихе Шевченко просит:
Мне же, мой боже, на земле Подай любовь, сердешный рай
И больше ничего не давай!
Во втором стихотворении смысл несколько меняется:
Мне же, господи, подай Любить правду на земле И друга верного пошли!
В третьем и четвертом стихе Шевченко отступает от своей "эгоистической" молитвы и просит у Бога: "Единомыслия подай и братолюбіє пошли."
Последний период жизни поэта характеризуется засильем религиозных сюжетов не только в поэтических, но и в художественных произведениях. Особое место в творчестве Шевченко занимает серия "Притча о блудном сыне." Говоря о своем замысле, Шевченко писал в письме к Бр. Залєського: "Недавно мне пришла мысль представить в лицах евангельскую притчу о блудном сыне в нравах и обычаях современного состояния российского". А в "Дневнике" запись 26.06.1857 г./ Шевченко писал: "Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего напівграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая. Например, как "Жених Федотова" или "Свои люди - сочтемся" Островского и "Ревизор" Гоголя. Серия должна была состоять из 12 рисунков, но четыре из них Шевченко не выполнил, потому что в Новопетровській крепости не нашлось натуры для типичного русского купца.
Евангельская притча для художника - не причина для абстрактного морализаторства, а повод показать розтерзуючі душу картины. В доступной форме евангельской притчи, путем аллегории художник дает широкую картину современной жизни, раскрывает пороки и зло общества средствами острой обличительной сатиры.
Кроме "Притчи" Шевченко нарисовал за библейскими легендами "Самаритянку", "Благословение детей" и "Святую семью".
Подводя итоги, следует сказать, что нельзя четко разделить творчество Тараса Шевченко на две части. Его атеистические и религиозные взгляды переплетаются и в начале его творческого пути можем найти слова, подтверждающие его веру в Бога ("Кавказ", "мы еще сойдемся снова"), а в конце жизни в стихотворении "Юродивый" находим такие слова:
А ты всевидящее око! Или ты смотрело свысока, Как сотнями в кандалах гнали В Сибирь невольников святых, Как мучили, распинали И вешали?! А ты не знало? И ты смотрел на них И не ослеп?! Глаз,Глаз!
Не видишь ты глубоко.
Не трудно здогататись, что со всевидющим глазом Шевченко сравнивает Господа, которому безразлично царских преступлений.
Следовательно, такой творческий разделение - это вещь довольно условная.
|
|