Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Проблема составляющих содержания произведения


 

В теории литературы ХХ в. существуют разнообразные представления о "внутреннее содержание произведения" и его составляющие. Разные точки зрения постоянно сосуществуют, споров почти нет, критического рассмотрения. Но все взгляды или узкие, частичные, или содержащих элементы, которые касаются самом деле не содержания, а формы, или вообще относятся к внешней сферы произведения.

Для анализа выберем логично-последовательный путь, привлекая хронологию как подчиненное средство. Главное внимание обратим на критический анализ типичных показательных взглядов, которые и сегодня одновременно имеющиеся в научном обороте.

Итак, "внутреннее содержание произведения" (содержание со стороны его внутренних связей) в теории литературы ХХ в. определяют перечень таких составляющих.

1. Жизненный материал, тема, идея. Этого трехступенчатого точки зрения придерживался Л.І.Тимофеєв еще в 1938 г. [9, 43]. Но такой перечень неполный. С точки зрения целостного взгляда на первой ступени разделения "целого" есть всегда только две составляющих, на втором - четыре. Перевоплощение же составляющих прервано отсутствием четвертой составляющей, которая в нашей статье выяснится позже.

2. Жизненный материал, тема, идея, сюжет. Этот взгляд тоже принадлежит Л.І.Тимофеєву, начиная с 1959 г. "В самом отборе писателем жизненного материала,- пишет он,- отзывается тот идейный смысл, который несет в себе его произведение... Слой явлений, отобранных писателем для изображения.., определяют обычно как его тему... Идея - это то, что он хочет сказать о изображено, оценка его... Сюжет является прежде всего одной из сторон непосредственного содержания произведения" [15, 122, 123]. Однако сюжет не является "одной из сторон непосредственного содержания произведения", он не "рождается" ни с одной составляющей содержания, он, наоборот, олицетворяет форму связей всех составляющих содержания, а непосредственно является формой развития конфликтности произведения, как известно в теории литературы последних лет. Итак, из четырех обозначенных в Тимофеева составляющих "сюжет" выпадает. Он не гармонирует с другими составляющими содержания.

3. Тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка. Взгляд принадлежит Г.М.Поспєлову в 1940 г. "Содержание произведения,- пишет он,- это обобщенные в нем явления реальной жизни (тематика), в которых выделена и подчеркнута определенная их сторона (проблема) и которым предоставлена определенная идейно-эмоциональная оценка [10, 192]. Г.М.Поспєлов не отличал тогда "идею" как составляющую содержания, потому что считал термин "идея" синонимом термина "смысл": "Смысл отдельного художественного произведения иначе называется его идеей. Идея произведения - это изображенная в нем тематика, поставленная в нем проблема и высказанное в нем идейное отношение в их единстве" [10, 192]. Однако, "смысл" и "идея" - не синонимы, о чем часто пишут. Соотношение между этими понятиями - как между целым и частью. По "эмоциональной оценки" - она характеризует внешнюю сферу произведения, а не внутреннюю сторону содержания, объясняет отношение "автор - содержание", а не "составляющие содержания".

4. Социальные характеры (тематика), идейное осмысление (проблематика), эмоциональная оценка (пафос). Эта позиция тоже принадлежит Г.М.Поспєлову, но уже в 1988 г. "При анализе произведения нередко встречается термин "идея". При этом идея, что понимается как эмоционально-обобщающая мысль, ассоциируется с осмыслением и оценкой характеров. Эта мысль требует уточнения..: осмысление характеров... - это выделение и усиление тех свойств и сторон их жизни, которые существуют в самих этих характерах. Эмоциональная оценка - отношение писателя к этим характеров, выраженные через их изображения. Значит, все стороны идейного содержания произведения - тематика, проблематика и идейная оценка - находятся в органическом единстве. Поэтому... идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания" [1, 102-103]. Однако такое уточнение ("всех сторон содержания" - без идеи) выбрасывает идею за пределы содержания произведения, с чем согласиться нельзя. Если же не соглашаться с последним, то получается, что идея - тоже сторона содержания и должна быть названа среди его составляющих. Последняя мысль справедливее, но она требует другого определения идеи. А "единство всех сторон содержания" (как целого) - это "внутреннее содержание".

В других несуразностей в данной позиции относится возведение тематики "социальных характеров". Тематика - аспект содержания, характеры - аспект формы, точнее - разновидность образа; характеры в мировой литературе бывают не только социальными, как и тематика. Когда же считать, что тематика связана только с социальными характерами, получится, что в произведениях, где нет социальных характеров, нет тематики (в частности, в пейзажной лирике, в стихах о любви), чего быть тоже не может.

Что же до "эмоциональной оценки" (пафоса), то это, скорее, не идея, а эмоциональное отношение автора к идеям, которое вращается в произведении их авторским окраской: положительным или отрицательным, сатирическим, юмористическим, романтичным, саркастическим, или положительно-возвышенным. То есть это - оформление идей и поэтому касается формы произведения, причем так называемой "внешней формы", ибо здесь видим прежде всего оформления (через эмоции) "оценки" как составляющей "внешнего содержания произведения".

Что же до термина "проблематика", то он указывает на процесс осмысления, на тенденцию этого процесса.

5. Тема, идея. Сторонников этой точки зрения есть много в течение всего ХХ века. Она наиболее распространена в науке и среди населения. Она освещена в учебнике "Введение в литературоведение" Г.Л.Абрамовича 1961 г. или в последующих изданиях его, в частности, 1979 г. Этой точки зрения придерживается В.Г.Титов в труде "Литературное произведение. Структура литературного произведения. Тема и идея" [Кишинев, 1967 ]: "В понятие содержания входит и предмет изображения, который называется темой, и суждения о нем, оценка его автором, иначе - идея" [19, 6]. Здесь "темой" назван предмет изображения, хотя "предмет" находится вне произведением, а тема - в самом произведении. Этой позиции придерживается П.К.Волинський: "Тема и идея в своем единстве составляют идейно-тематическую основу произведения. Различают их при анализе условно, а в произведении они совмещены и характеризуют прежде всего его содержание" [2, 78 ]. Уже эти слова свидетельствуют, что П.К.Волинський чувствует недостаточность двух названных им сторон содержания. Еще больше это можно почувствовать, если обратить внимание на следующие его мысли: "Чтобы установить, как в произведении изображены действительность.., надо прежде всего определить круг жизненных явлений показывают, какие проблемы поставлены" [2, 79]. Но последние две стороны ("круг жизненных явлений", "проблема"), которые тоже составляют содержание, находятся в П.К.Волинського на периферии разговоры о составляющих содержания, точнее внутреннего содержания.

Названные две составляющие содержания - тема, идея - присутствуют и в "Словаре литературоведческих терминов" В.М.Лесина и О.С.Пулинця [7, 157]: "Единство идеи и темы является содержанием художественного произведения".

Есть эти две составляющие и в словаре В.М.Лесина "Литературоведческие термины" [20, 74]: "Под содержанием понимаем то, что сказано в сочинении, то есть его тему и идею". Кстати, "форма произведения" в словарях, как во всех остальных источниках, также понимается не целостно-системно, а выборочно, к тому же по-разному (как и везде). В "Словаре литературоведческих терминов" В.М.Лесина и О.С.Пулинця, например, к форме относят "сюжет", "фабулу", "жанр", "композиция", "средства поэтического языка" [7, 157], хотя последнее - "речь" многими другими исследователями изымается из состава формы произведения. А про саму "форму" в словаре В.М.Лесина "Литературоведческие термины" сказано другое: "Форма - это способ раскрытия содержания, композиция и сюжет, система образов, жанровое своеобразие, художественные средства" [20, 74]. Здесь заметно, что термин "художественные средства" использовано неудачно, как равноправный со всеми другими в пределах "формы", хотя он - родовое обозначение для всех других: и композиция - это художественное средство, и сюжет, и жанровое своеобразие, система образов, а также есть и другие. И здесь, как видим, необходимо переосмысление составляющих.

6. Тема, проблема, идея. Это взгляд С.В.Калачової и Л.І.Тимофєєва [5, 43-47], В.Я.Неділька [9, 8], В.І.Кузьменка [6, 43-45], А.ткаченко [17, 146-149] и др. Однако, как уже отмечалось, трех составляющих содержания явно недостаточно, ибо нет еще их основы в содержании. Содержание произведения не сразу открывает свою тему, не все в произведении становится темой дальнейшего внимания автора.

7. Проблема, идея. Такая точка зрения также является узкой. Ее придерживается, в частности, Л.Г.Юдкевич [18, 94-97]. Хотя среди составляющих содержания названо проблему, к содержанию отнесены идею, однако среди составляющих отсутствует тема (тематика), которую другие исследователи уместно считают также составляющей содержания.

8. Тема, идея, образы, система образов. Таков взгляд Ф.М.Головенченка. Однако здесь также есть недостатки: образы - составляющие не содержания, а формы, поскольку именно они прежде всего формируют содержание (они являются начальной частью системы "образ-конфликт-сюжет-жанр"). В свою очередь, "система образов" - это также показатель формы, разновидность связи образов в пределах формы произведения, в отличие от "структуры образов" - второго вида их связи.

9. Тема, идея, сюжет, образы. Такой взгляд принадлежит О.І.Ревякіну и изложен в его книге "Проблемы изучения и преподавания литературы"[11, с. 118-119]. В перечне (тема, идея, сюжет, образы) сегодня не трудно увидеть лишние компоненты, которые касаются не содержания, а формы произведения. Это - "сюжет" и "образы", место которых во внутренних связях формы произведения определено выше.

10. "Разграничение содержания и формы таит в себе опасность их отрыва, их механического раздела... Этот изъян характерен для многих трудов ХІХ-ХХ ст... Отрыв содержания и формы, а порой и формалистические тенденции, до сих пор еще не преодолели в нашей науке о литературе... Понимание формы как содержательной, а содержания как сформированного - самая сложная задача". Об этом в 70-х гг. в который раз напомнил Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев" [12, 363]. А вообще указания на сложность проблемы, некоторую растерянность по поводу этого встречаем постоянно, и до 70-х гг., и после. Причиной такой растерянности есть незаметный для ученых того времени их частично-системный подход в исследовании. Этот подход не устраивал, но другой тогда только рождался.

11. События, тема, оценка (идея), эстетическое освоение. Такая точка зрения освещена в "Теории литературы" [14, с. 156-158].

По поводу "эстетического освоения" можем сказать, что этот аспект тоже относится не к составляющих содержания, а к внешней сферы произведения, объясняет отношение "автор-содержание".

Что же касается составляющей "событие", упоминание о ней важна, хотя понятие не равнозначно другим, оно более узкое. Оно вместе с другими составляет, как часто пишут, пласт "художественного материала" в смысле, что подтверждают и конкретные произведения, а "художественный материал" - это отражение "жизненного материала", что всегда есть "извне" (в самой действительности) как основа любого произведения. Вместе с "событиями", которые в теории литературы преимущественно понимают как "внешние события", к художественному материалу относятся, как известно, и "внутренние события" - чувства, переживания, мысли, внутреннее состояние и т.д.

Итак, здесь важным является напоминание, что в содержании произведения как составная есть еще "художественный материал", хотя он представлен узко, а по отношению к "темы" и "идеи" он является более обобщенным понятием, значит, относится не к уровню "тема-идея", т.е. второй степени составляющих содержания, где их объективно есть четыре, а до первого, где их только две согласно законов ступенчатого строения объекта как целого.

12. Тема, конфликт, идея. Об этом сообщает в 1977 г. М.О.Гуляєв в таком определении: "Содержание - категория многоступенчатая, которая вмещает в себя тему сочинения, его идею, которая получает свой облик в характере решения тех конфликтов, которые изображает в каждом случае писатель" [4, 82] .

По поводу темы и идеи возражений, конечно, нет. Такого, однако, не скажешь о принадлежности к составляющих содержания "конфликтов, которые изображаются..." Причина нашей несогласованности снова в том, что "конфликт", как сегодня уже известно,- это обозначение связи выбранных для осмысления в произведении образных фактов (следовательно, их формы). Факты подаются автором конфликтно - откровенно конфликтно, или скрыто конфликтно. С его же, конфликта, посредством узнаем о теме произведения, поэтому и бросается в глаза, что тема - это предмет столкновения конфликтующих сил, то есть то, что конфликт - тематический по своему содержанию. Итак тема - составляющая содержания, а конфликт - это форма, в которой проявляется тема. Неудачным является выражение "тема содержит в себе некий конфликт" [4, 82]. Точнее будет сказать: тема проясняется сквозь изображение или выражение конфликта. Или же: тема содержится в конфликте, а конфликт, в свою очередь, содержит в себе тему или объясняет тему, потому что связь между "конфликтом" и "темой" - это связь по принципу "форма-содержание": мы о содержание (тему) узнаем через наличие конфликта, а не наоборот, о конфликте из - за наличия темы.

В перечне М.О.Гуляєва после изъятия нами конфликта остались, таким образом, лишь две составляющие "содержания произведения изнутри" - тема и идея. Но этого мало, чтобы на второй ступени строения содержания понять его составляющие целостно, в полном объеме. Надо найти еще две составляющие.

13. Жизненный материал, идея, проблема, тема. Шагом вперед в теоретическом осмыслении именно такого взгляда стал один из последних словарей - "Литературоведческий словарь-справочник" под ред. Р.Т.Гром'яка, Ю.І.Коваліва, В.І.Теренка. И хотя в нем, к сожалению, нет, как в предыдущих словарях, отдельных статей под названием "Содержание произведения", "Форма произведения", в статье "Тема" находим самый глубокий, по нашему мнению, связь составляющих "внутреннего содержания произведения": "Тема...- круг событий, жизненных явлений, изображенных, представленных в произведении в органической связи с проблемой, которая из них встает и требует осмысления. Тема художественного произведения отличается от жизненных событий, явлений действительности тем, что она характеризует явление, воспринятое, увиденное художником... Понимание и трактовка темы как... конкретно-чувственной плоти проблемы (идеи) художественного произведения сосредоточивает внимание литературоведа на текстуальной реальности" [8, с. 678].

Чем полезен этот перечень составляющих содержания произведения со стороны его внутренних связей? Во-первых, тем, что он снова, как в ранее названных взглядах, фиксирует внимание на "теме" и "идеи" произведения.

Во-вторых, тем, что он снова фиксирует внимание на "проблеме" как составляющей содержания, хотя, как и в других случаях, эта составляющая недостаточно отделена.

В-третьих, здесь находим одновременное отмежевание той составляющей, которая сосредоточивает внимание на так называемой здесь "текстуальной реальности" или "конкретно-чувственной плоти", в которой узнаем понятие-термин "художественный материал".

А в-четвертых, здесь находим связь "художественного материала" с его так называемым "авторским осмыслением", то есть идеей произведения.

Итак, подводя итог критическому обзору всех приведенных точек зрения (основных начислено 13, хотя перечень можно было бы и продолжить), выделяем как наиболее реальные шесть составляющих содержания произведения изнутри - "идею", "проблема", "тему", "осмысление" автором "художественного материала" и, наконец, "конкретно-чувственную плоть".

Эту последнюю составляющую иногда называют более удачным термином: "фактический материал". Именно он прежде всего лежит в основе внутреннего содержания произведения. Он, так сказать, ближе всего расположен к условной границы связей "содержания": с одной стороны, с "формой" произведения, а с другой - через посредничество "авторского видения" отраженной в произведении "картины действительности" - с самой действительностью.

Понятно, что этот перечень составляющих "внутреннего содержания", перечень, к которому теория литературы ХХ-го в. почти вышла в совокупности со всеми другими точками зрения,- еще требует специального исследования - и относительно объективной количества составляющих, и об их классификации по степеням обобщения, и по их "перевоплощения" одно в одно. То есть требует осознания, что есть тема по сравнению с материалом, что есть тема по сравнению с проблемой, что есть проблема по сравнению с темой и по сравнению с идеей, и т.д. Нужное и практическое подтверждение именно такого "дежурства в перевоплощении" составляющих содержания, уже не говоря о выявлении различных типологических проявлений именно этой "системы составляющих внутреннего содержания" в конкретных литературно-художественных произведениях.

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Под ред. Поспелова Г.Н. - Изд. С., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1988. - 528 с.

2. Волынский П.К. Основы теории литературы: Введение в литературоведение. - К.: Рад.шк., 1967. - 366 с.

3. Введение в литературоведение. - М.: Высш. шк., 1964. - С.84.

4. Гуляев Н.А. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1977. - 278 с.

5. Калачева С.В. и Тимофеев Л.И. Краткий очерк теории литературы. - М.: Знание, 1974. - С.43-47.

6. Кузьменко В.И. Словарь литературоведческих терминов. - К.: Укр. писатель, 1997. - С.43-45.

7. Лесин В.Н. и Пулинец А.С. Словарь литературоведческих терминов. - К., 1971.

8. Литературоведческий словарь-справочник. - К.: Академия, 1997. - 750 с.

9. Недилько В.Я.Елементи теории литературы. - К.: КГУ, 1994. - С.8.

10. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Учпедгиз, 1940. - 261 с.

11. Ревякин О.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1978. - С. 118-119.

12. Словарь литературоведческих терминов. Ред. - сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

13. Теория литературы. - К.: Высшая шк., 1975. - 400 с.

14. Теория литературы. - К.: Высшая шк., 1975. - С. 156-158.

15. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 447 с.

16. Тимофеев Л,И. Стих и проза. - М.: Учпедгиз, 1938. - 271 с.

17. Ткаченко А. Искусство слова / Введение в литературоведение. - К.: Правда Ярославичей, 1998. - С. 146-149.

18. Юдкевич Л.Г. Единство содержания и формы в художественной литературе // Теория литературы в связи с проблемами эстетики. - М.: Высш. шк., 1970. - С.94-97.

19. Титов В.Г. Литературное произведение. Структура литературного произведения. Тема и идея.- Кишинев, 1967. - С. 6.

20. Лесин В.М. Литературоведческие термины.- К.: Рад. шк., 1985.