Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Проблема национального возрождения украинского народа в творчестве Павла Тычины


 

В июне 1917г. в результате февральских событий в России было провозглашено восстановление государственности Украины (в форме автономии). Это общенародный подъем по поводу провозглашения свободы П. Тычина передает в поэме-оратории "Золотой гомон".

Раскрепощенная, без видимой сюжетной линии, поэма нацелена на создание единого мажорного символа - образа украинской свободы. Мифологические и философские символы ("Лодки золотых из глубокой-глубокой Древности" - "лаской в сердце ранен, выходит Андрей Первозванный" - "Предки встали из могил" - "небесными полями Время проходит") сочетаются в ней с новейшими национальными символами ("золотой гул" - "Слава! - из тысячи грудей" - "ясные короговки").

Этот сложный поэтическое произведение документально свидетельствует о том, что самые широкие массы украинства увидели в провозглашении государственности проявление своей исконной свободы [цитата].

В украинской поэзии впервые предстал образ сильного молодого народа, способного творить собственную историю. Художника преподносит то, что революция прошла мирно, бескровно, как солнечный праздник, как слияние тысяч желаний в единое - в "золотой гомон". Поэма стала выдающимся явлением национальной духовности.

Во время бурного вспышки национального возрождения в Украине Тычина жил надеждами и чаяниями на украинскую государственность. Зоркий глаз художника запримітило и веками утверджену украинскую национальную символику, и вчуло радостный перезвон воскресших мелодий.

В "Солнечных группы кларнетов" родился первый трагический символ - образ революции как давно ожидаемой невесты.

В поэзии "Открывайте двери..." поэт стикає две системы противоположных знаков: радостного ожидания (невеста - голубая лазурь) и ужасного пророчества всемирного конца (все пути в крови - рябина ночь - тьма - дождь). Радость поглинулась бурей. Просвета не видно.

Так он воспринял первую кровь революции.

Кровавые дни революционного геноцида Павел Тычина художественно воспроизвел в цикле "Скорбящая мать" (1918). Поэт обращается к той фигуры, которая для всех людей воплощает доброту и защиту. Божья матерь приходит в Украину не с ясной улыбкой, а со скорбно сжатыми устами, такой, какой она была тогда, как распинали ее сына.

Жестокие будни гражданской войны передано изысканным сочетанием библейского и реального. Извечные библейские символы (Божья матерь, Христос, крест как символ страдания) сплетаются с ужасными реалиями революционной эпохи (Чей-то труп во ржи чернеет - В могилах поле мечтает). Трагические символы передают агонию национального мира: блестящие ножи в сердце Божьей матери, распятая тень ее сына, ее плач "слезами" над бесполезной жертвой Христа.

Нет спасителя в Украине. Божья матерь знает, что ждет этот край в будущем.

Пророческие слова Скорбящей матери откликнулись в будущем голодомором 1933, оккупацией 1941-1944, голодом 1946-1947, Чернобыльской аварией І986. Поистине даром прозрения владел молодой П. Тычина.

К циклу "Скорбящая мать" очень близок символами жертвенности и провісництва стихотворение "Памяти тридцати" (1918). Это поэтическая эпитафия на могилу погибших бойцов студенческого куреня, 29 января 1918 г. полегли под Кругами в неравном бою с большевистскими войсками Муравьева. ЗО тел, которые были найдены, похоронен на Аскольдовой могиле в Киеве.

Слово поэта тоскует, оплакивает юных и рьяных патриотов "украинских, славных, молодых". Оно проклинает Каина, чья "предательская рука" убавила отважным. Эта трагедия - это личная трагедия гениального поэта.

Василий Стус писал: "Судьба Тычины поистине трагическая. В истории мировой литературы, пожалуй, не найдется Другого такого примера, когда бы поэт отдал половину своей жизни высокой поэзии, а половину - беспощадной борьбе со своим гениальным дарованием".