Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного "Евшан-зелье"


 

Во все времена передовые умы человечества были убеждены, что без прошлого нет будущего. Это прежде всего касается Украины, которая прошла тернистый путь к своей независимости. История - это жизненный корень, на котором держится нация, народ. "Какие корни, такое и семя", - утверждает народная мудрость. Гениальный Шевченко в послании "И мертвым, и живым..." с болью в сердце обращается к своим современникам с призывом обратить взоры в прошлое, изучить настоящую историю, спросить себя: "Кем? За что закованные?.."

Николаю Вороном, тонкому лирику, поэту-романтику, не меньше болит судьба презренного края, обворованного народа Украины. Страдальческий образ подневольного, родной поэту земли горячим

струей проходит через все его творчество. Не может примириться бедный душа поэта, что "... люди - рабы немые, на их устах печать". Не покоряться судьбе, а бороться

За Украину,

За ее судьбу,

За честь и волю,

За народ! -

такое творческое кредо Вороного-патриота.

И в полной мере он раскрывается в одном из самых прекрасных произведений поэму "Евшан-зелье", написанной в конце прошлого века.

Взяв за основу летописную легенду о сына половецкого хана, которого взял в плен с ясирем князь Владимир, автор переосмыслил ее в науку своим современникам, "которые уже край свой родной зацурали, забросили". Оторванный от привольных половецких степей, юноша привыкает к чужим роскоши, обычаев. Переродившиеся очерствело его сердце, умерло в нем родное слово, стерлись из памяти мамины колыбельные песни и мудрые родительские наставления. Кем ты стал, юноша? Деревом без корня, птицей без крыльев, солнцем без тепла. Что ждет тебя в будущем? Сытую, беззаботную жизнь в княжеских палатах, боевые походы с вражеским войском в родные земли и, вероятно, кровь матери на твоем мече. Разве можно ждать чего-то другого от человека без памяти и души?!

Посланец от отца поет ему песню свободного края, но ничто не поражает юношеского сердца:

Там, где пустота вместо сердца,

Спасения уже не будет!

Казалось никакие лекарства не помогут, не помогут. И вот старый гудець вынимает из-за пазухи горсть сухого зелья из степи евшан-зелье. Запах горькой полыни ударили в грудь, огнем пронзили сердце невольника. И промелькнул перед глазами "родной степ широкий, свободный", поставь в памяти несчастный отец. Зануртувала кровь, проснулось самое дорогое, самое святое чувство - любовь к родному краю.

Лучше в родном крае милім

Лечь костьми, скончаться, Чем в земле чужой, враждебной В славе и почете пробовать! - выхватываются из его уст вещие слова, которые мог бы изречь разве что седой мудрец. Теперь никакие препятствия не остановят юношу на пути к "родной степи", до" края веселого". Его зовет голос крови, голос матери-земли. И возвращается он к своего рода не усыпленным рабом, а свободным гордым орлом. Радуется поэт, радуемся и мы, потому что сын прилетел к измученных ожиданием родителей, чтобы стать им надежным защитником.

Но поэту больно, потому что таких сыновей мало осталось на его Украине:

Украина! Мама дорогая!

Не то с тобой случилось?

Или сыновей твоих много

На степях твоих осталось?

Нет, немного, потому что некоторые отрекшиеся рода, матери-Отчизны, спрятали любовь и сострадание к ней на дно своих черствых сердец. Им недостает той силы духа, что зрива на ноги", что ведет к борьбе против рабства. Немаі кобзарей, "что пели-предвещали заветы благородные". Как пробудить у детей дух непокорности, дух свободы? Каким зельем-приворотом расположить их в родное лоно? Такими болезненными вопросами заканчивает поэму Николай Вороной.

Что ответить поэту нам, детям двадцатого века? Ведь проблемы, затронутые в произведении, актуальны для каждого народа, у которого были или есть и сейчас свои янычары и манкурты. Сейчас мы узнаем правдивую историю Украины. Были в ней времена казацкой доблести и рабского пресмыкательства, высоких духовных взлетов и морального падения, физического истребления и национального возрождения. Сегодня евшан-зельем для нас есть неисчерпаемый источник народной песни, правдивое слово настоящих сыновей и дочерей древнего народа - бессмертного Кобзаря, вечно живого Каменщика, пламенно нежной Дочери Прометея, расстрелянных, но непокоренных трубачей двадцатых, "блудных сыновей по всему миру, окрыленных "шестидесятников", прозрілих певцов наших дней. Нужно только не бояться горького привкуса чудодейственного евшан-зелье, потому что оно очистит наши души от скверны и грязи, освятит добром и любовью. Верю, что сбудутся взлелеянные сердцем надежды Шевченко-пророка:

И забудется срамотна

Давняя час,

И оживет добрая слава,

Слава Украины.