Статья
Проза Константина Кудієвського
Нет ничего удивительного в том, что художник-маринист рождается недалеко от моря, возле водного пространства. Ощущение морской стихии какими-то особыми струями - подсознательными, позараціональними, до конца не збагненими - передается ему духом того края, где начинается чувственное и мировоззренческий путь художника, годами того детства, что проходит под романтические рассказы о максималистские законы моря и дерзкие морские путешествия. А может, это странное ощущение передается ему еще задолго до рождения как генетическое наследие предыдущих поколений, которые провели свою жизнь на необъятных водных просторах в заботах, различных соревнованиях и труда.
Константин Игнатьевич Кудиевский родился именно в такой местности - в Олешках (настоящем Цюрупинске), на Херсонщине, где издревле собирались мореплаватели, рыбаки, казаки, вообще все, кто стремился опасной судьбы и щедрых испытаний - морем, смелостью, риском, где рождались и росли люди энергичной, деятельной натуры.
По призванию К.Кудієвський был морелюбом. Это и определило его жизненные пути и творческие ценности, художественные вкусы и человеческие качества. На море и с образом моря писатель прошел почти полную шкалу испытаний - мужеством и войной, працевідданістю и литературой, достоинством и духовной стойкостью.
Войну Константин Кудиевский встретил восемнадцатилетним юношей-курсантом. Впереди были огненная молодость, морские и сухопутные бои, служба на военных кораблях. Впереди были романтическая тревога морской тематикой, стремление осмыслить личный военный опыт в различных художественных жанрах - рассказах, повестях, кіносценаріях, романах, многоплодная журналистская деятельность.
Война и боль, война и море рано вошли в сознание писателя. Он воевал под Москвой в составе 84-й Отдельной бригады морской пехоты, был ранен, после выздоровления в 1942 году его направляют к Высшего военно-морского училища ім.М.В.Фрунзе. Боевую практику и стажировку К.Кудієвський проходил на кораблях Черноморского флота. Позже он служил морским офицером на Севере.
Длительные походы, ощущение риска, ледяные ветры, поединки с торпедами и самолетами противника, разработка сложных операций, невероятное напряжение в бессонные ночи, полемика с коллегами-офицерами о героизме и ошибки войны, о сложности и проблемы послевоенной современности, раздумья о будущих перспективах общества - все это не один раз выпадало ему на долю.
Военное время и военная служба имели решающее значение для литературного роста художника, многогранно отразились на своеобразии проблематики, конфликтов, сюжетики, образного ряда его творчества, генерировали интонационно-эстетическое отличие его мариністичної прозы от произведений других писателей-современников.
Психологически мотивированным является тот факт, что в экстремальные годы войны К.Кудієвський начал активно писать - писать стихи, которые печатались на страницах армейских газет. Война обострила его чувства, пробудила в нем настойчивое потребность в выражении художественных эмоций, порывов, мыслей. Жизнь морского офицера позволило ему полно и детально увидеть духовный мир, психологию людей, которые живут или на море, или морем. Вполне естественно и то, что первый рассказ К.Кудієвського родилось тогда, когда он находился на военной службе.
Константин Кудиевский был довольно плодовитым прозаиком. Он оставил после себя наследство, значительную как по уровню образно-эстетического звучания, так и по объему написанных страниц. Сорок лет разделяют первую его книгу - "Североморцы" (1954) и последнюю - "Линкор "Амазонка" (1994). Через все творчество писателя проходят, как будто своеобразный художественный компас, образы-мотивы моря и войны.
Аспект "война в екстремаліях моря" волновал Кудієвського своей фактической малодослідженістю, сюжетной невичерпаністю, раритетностью ситуаций, остротой переживаний. Война на море в художественном изображении художника - это сложная и эмоционально насыщена в своем драматизмі форма жизни. Персонажи Кудієвського отражают атаки врага, решают бытовые дела, анализируют извилистые отношения, которые складываются между ними, отчаянно влюбляются, погружаются в довоенное прошлое.
Их сознание не принадлежит только войне. Она гуманізована вечными ценностями - любовью, ожиданием семейной жизни или воспоминаниями о нем, мирскими хлопотами. Его персонажи воспринимают войну как вынужденную и тяжелую работу. Душой же они живут вне войны. Иногда даже К.Кудієвський таким образом строит сюжетную коллизию, что появляется ощущение, будто его герои находятся не на войне, что война - далекое фон произведения. Но писатель, как только достиг этого эффекта, резко меняет напряжение, тональность действия - и снова рисует сцены, как разрываются бомбы, льется кровь, гибнут люди.
Жизнь в произведениях Кудієвського - и молниеносная, поразительное мгновение, и размеренный, медленный процесс.
Жизнь как мгновение - это необходимость решительных поступков, когда на размышления остаются считанные секунды, а то и меньше, это стремительные повороты сюжета, сильные, страстные чувства, которые овладевают его героями.
Жизнь как процесс - это неторопливый рассказ об истории персонажей, важные страницы их прошлого. Прозаик часто прибегает к приему ретардації военной фабулы, подробно излагая предысторию своих персонажей, их прежние настроения, отношения, увлечения. Его герои, даже второстепенные и эпизодические, часто наделены обширным, в значительной прошлым, их характер формируется из прошлого в не меньшей степени, чем с непосредственно фабульних поступков. Художественная препозиція оформляет ракурс объемной конкретности в изображении человеческих судеб.
Константин Кудиевский не удовлетворяется многочисленными отступлениями-передісторіями, образующих композиционную специфику его произведений. Он активно использует принцип триады временных слоев. Для понимания целостности бытия в разных жизненных измерениях - довоенном, военном, послевоенном - художнику важно знать не только то, что сейчас происходит с его характерами, но и что с ними происходило раньше - в недавнем и далеком расстоянии от сюжетных реалий. Вот почему в романах и повестях К.Кудієвського - то обожженных ужасным пламенем войны, то согретых спокойствием позавоєнного жизнь - мгновение является максимальной сконденсованістю того пути, которым прошли его герои.
Представляется закономерным то обстоятельство, что к книгам Константина Кудієвського, которые приобрели значительного литературного огласки, пользовались широкой читательской популярностью, относятся произведения о событиях войны. Речь идет о романах "Песня синих морей" (1962) и "Горькие туманы Атлантики" (1974).
В романе "Песня синих морей" изображены перипетии судьбы Колики Лаврухина - центрального персонажа произведения, который живет в таврическом городке Стожарську. Художник развернуто описывает Кольчині юношеские, предвоенные чувства, мысли, порывы, его влюбленность в Елену Рєчную, запах моря и морской быт. Страницы книги излучают романтический луч любви ко всему, чем увлечен и что вдохновляет Лаврухина.
Главный герой - натура обычная и необычная. В целом его жизнь мало чем отличается от жизни других персонажей (Петра Лемеха, учителя Городенка, мичмана Рябошапки). В то же время в характере Лаврухина, в отличие от многих героев произведения, выразительно сконцентрированы романтические мировоззрения и миропонимания. Он мечтатель, елегік, безоговорочный романтик. Возвышенными интонациями, экспрессивно насыщенными красками изображает, например, писатель внутреннее состояние Колики Лаврухина в первых главах романа:
"Штормовыми ночами, когда небо над Стожарском стремительно проносилась в степную глушь, Колька часто покидал дом и убегал к Раскопанке...
Затаившись, Колька временами слушал, как гудят столетние тополя. Гудели они загадочно и величественно - особенно ранней весной, когда черные, набухшие ветви, казалось, сливались воедино со степными ветрами, пахнущими талым снегом и обнаженной землей. В этом гуле были собраны все мелодии жизни - и в каждый, даже самый короткий миг оживала какая-нибудь из них, пронизывала сердце и тотчас же исчезала навсегда".
С началом войны происходят существенные изменения в палитре психологических оттенков Лаврухина. В многообразии его чувств начинают звучать трагические ноты. Писатель рассказывает о днях отступления, тяжелые бои, в которых Колька узнает страшные моменты жизни, о гибели близких главному герою людей, о большой и тяжелый спектр чувств, что вспыхивает в эмоциональной души Колики.
В романе "Песня синих морей" воспроизведено немало батальных сцен и их влияние на характер, внутреннее состояние Лаврухина. С военными картинами связано введение в структуры произведения реалистических приемов интерпретации художественных событий. Жесткие рисунки войны, отмечаются фотографічністю, искренностью, проникновенностью, созданные писателем, который не один раз переживал войну в своей памяти, в своем сознании.
К.Кудієвський создал достаточно прозаических фрагментов, передающих войну в целостности ее контрастных характеристик, - простой и напряженной, изнурительной и побуденною, абсурдной и необходимой, грубой и эмоциональной. В одном из разделов романа, напечатанного, напомню, в начале 60-х годов ХХ века, когда реальная, драматично правдивое изображение военного времени еще не было художественной и этической доминантой в отечественной литературе, рельефно прописанным есть такое лицо войны:
"Зенитчики опасливо поглядывали в небо из-под рваных маскировочных сетей. Буксовали машины, кромсая в щепы дорогу, наспех замощенную березняком. Отчаянно ругались регулировщики. Какой-то полковник орал на шоферов и клялся, что расстреляет каждого второго, если через минуту дорога не будет очищена. Шоферы равнодушно пропусали угрозы мимо ушей: видать, привыкли к ним на фронтовых перекрестках". Реалистично выведены эпизоды, которые вводятся в композиционно-настроенческую фактуру произведения, безусловно, оказывают влияние на его художественную специфику, однако не меняют общей романтической стилистики романа.
С эмоциональным отношением к перипетиям войны в персонажей Кудієвського кровно связана акцентацию патетически выраженной любви к родной земле (для Колики Лаврухина - земли таврической, возвышенный образ которой неоднократно изображается писателем). От этой любви берут свое внутреннее начало интонации мужества, отваги, гнева, что экспрессивно звучат из уст действующих лиц. В тексте романа имеются чисто лирические и интимные мелодичные ритмы. Персонажи в военной обстановке с нежностью и сердечностью вспоминают прошлое, родных, любимых, дают страстную оценку тем нехорошим событиям войны, свидетелями и участниками которых они становятся.
В романе "Песня синих морей" с романтической выразительностью изображен образ войны - обобщенный и конкретизирован, суровый и патетический, героический и повседневный. Война разворачивается на суше и морских просторах. Война проходит сквозь судьбы и любви персонажей. Война неожиданно разлучает и трагически соединяет героев произведения.
На драматических столкновениях, реалиях построено и роман "Горькие туманы Атлантики" - один из сильнейших произведений К.Кудієвського. В его основу положен реальный исторический факт - гибель во время войны союзнического конвоя "PQ - 17". Опираясь на официальные материалы, документы, писатель изложил собственную художественную версию этого трагического океанского рейда.
Основной отличительной качеством романа является то, что для описания судьбы конвоя "PQ - 17" использовано преимущественно реалистичные приемы, краски, языково-стилевые особенности. В этом произведении ярко проявил себя незаурядным реалистичный потенциал Кудієвського-прозаика. На этот раз художник сосредоточил свое внимание не на экспрессивной рассказы о проблемах жизненного поля войны, а на тщательном фактическом изображении того, как формировался, двигался и был разгромлен транспортный караван союзников, следовавшего в Мурманск.
Маршрут кораблей сквозь горькие туманы Атлантики является прежде всего внешней, лейтмотивной фабулой, к которой в произведении крепятся еще несколько автономных сюжетно-тематических сфер, такие как: тональность предвоенного жизни персонажей, развитие их личных линий, интимных отношений (это, как видим, характерные приемы прозаической манеры Кудієвського), восприятие событий второй мировой войны сквозь призму различных военно-политических доктрин, отражение войны в послевоенных чувствах и судьбах действующих лиц. Такая композиционная специфика романа создает эффект временной объемности и пространственной глубины, художественно усиливает произведение, придает ему коллизионной и проблемной многоплановости. Рассказ о конкретном военно-исторический факт перерастает в изображение человеческой психологии, поведения, осмысления различных типов культуры человеческого естества на фоне переплетения войны и мира в течение катастрофически неожиданного ХХ века.
К особенностям романа следует отнести разнообразную палитру определенно индивидуализированных характеров, представляющих различные национально-военные группировки, участвовавшие в осуществлении неудачного транспортного рейда. Это Лухманов - опытный и рассудительный капитан транспорта "Кузбасс", на котором разворачиваются основные события, произошедшие с союзническим конвоем "PQ - 17"; Ольга - любимая Лухманова, а позже его надежная и преданная жена; юный и непосредственный в своих поступках английский лейтенант Митчелл; утомленный напряжением жизни летний помполіт Савва Иванович; мягкий и корректный американский офицер Гривс; благоразумный и предусмотрительный английский контр-адмирал Гамильтон.
При изображении этих и других персонажей Кудиевский придерживается национальной специфики поведения, что им присуща. В характерах соотечественников романист вичленовує их чрезвычайную выносливость и преданность морально-императивным постулатам. В психологии американцев писатель выделяет непринужденность поведения, раскованность и демократизм чувств по отношению к окружающим. В образах английских офицеров акцентируются такие черты, как основательность, генетическая достоинство и умение ценить себя, даже несмотря на различные невзгоды и любые затруднительные обстоятельства. В романе "Горькие туманы Атлантики" войну показано не только как бои в океане, но и как багатоскладну морскую политику, что в ней сознательно или неосознанно втянуто большое количество людей.
Мотивы "война и люди", "война на море" нашли свою разработку и в других произведениях К.Кудієвського - повестях "Обгоняющая ветер" (1957), "Водоросли цветут в глубинах" (1959), "Окнами в звезды" (1989). В этих произведениях война предстает в форме ретронастроїв, ретропочуттів, ретродумок. Она появляется как воспоминания персонажей о страшные эпизоды пережитого. Основной прием повествования о войне - сюжетная фрагментарность. Военные экскурсы содержат в себе сконденсованість психологического напряжения, они связывают различные временные слои.
Война для героев этих книг постоянно отзывается болью и страданиями. Война присутствует в этих произведениях выделенными внутренними фотоснимками, что время от времени спонтанно появляются в точной и чувствительной памяти персонажей. Им видится "новороссийский мол, приподнятый торпедами; жуткая пустота мгновенного затишья, после которого небо опрокидывается над мачтами, и корабельные винты.., подброшенные валом, с грохотом крошат мутный воздух" ("Обгоняющая ветер"), а также упоминается, что было с ними, "когда их судно потопила немецкая подводная лодка, а шлюпку с несколькими спасшимися и затем умиравшими один за другим моряками на одиннадцатые сутки ых скитаний обнаружил вражеский миноносец" ("Окнами в звезды"). В этих повестях война представлена как мотив-эхо, горький и жгучий, как душевное возвращение в такую тяжелую и такую родную прошлое.
Последний роман К.Кудієвського - "Линкор "Амазонка" - оказался тематическим завершением его художественной маринистики. В центре повествования - доминантный для писателя мотив "человек и море", интерпретированный в аспекте "личность в морских испытаниях". Произведение увидело свет после смерти писателя, в 1994 году, а создавался на рубеже хмельных 80-х - 90-х годов. Это был уникальный период в развитии общества, период, которому еще долго не будет аналогов. М'ятежний вкус свободы, решительное отрицание истин, которые казались вечными и неизменными, гиперэмоциональная полемика всех со всеми - таким было время, когда Кудиевский работал над своим заключительным произведением.
Роман описывает проблемы и характер жизни военных моряков во второй половине 40-х годов. Художественным материалом для прозаика стали послевоенные реалии Северного флота Балтики. Линкор под экзотическим названием "Амазонка" является сюжетно-территориальным фокусом произведения. На фоне судьбы военного корабля писатель освещает морально-духовные ценности большинства действующих лиц. Кудиевский изображает линкор "Амазонку" не только символом военно-морской истории, но и фактором человеческих характеров. На корабле люди формируются, развиваются, освещаются.
Книга написана в русле мировой романной традиции ХХ века - как роман человеческих судеб. Основу произведения составляют жизненные перипетии основных персонажей - Сергея Круглика, Леонида Погорелова, Юрия Смірніна, Строгова. Художественное пространство наполняется по-житейски різноякісним материалом - биографическими передісторіями и историями героев, их ассоциативными воспоминаниями, размышлениями, разговорами и полемическими схватками, текущими служебными делами. Роман насыщен различными вставными мікросюжетами. Послевоенная действительность - морская служба, любви, внеслужебные отношения офицеров - разворачивается в ретроспекціях недавней войны, отголоски которой тревожно оркеструет немало страниц книжи.
Несмотря на мариністичну традиционность произведения для Константина Кудієвського, в нем присутствуют принципиально новые для прозаика черты.
В романе "Линкор "Амазонка" открылась неизвестная ранее манера повествования Кудієвського, что отличается предельной стилевой и языковой раскрепощенностью.
В предыдущих повестях и романах писателя-мариниста чувствуется внутренняя установка на самоограничение в конструировании сцен, эпизодов, характеров, в выборе языково-лексических средств при построении диалогов и внутренних монологов. Часто складывалось впечатление, будто художнику находился невидимый фільтратор, что відціжував эпизоды, реплики по принципу "можно - не желательно". В последнем произведении К.Кудієвський предстает адекватным себе, своей художественной природе. Он говорит то, что думает, и так, как ему думается: откровенно и однозначно, широко и страстно, во весь голос и в полный рост. Его персонажи наделены языковым жизнью, как никогда приближенным к реальному. Художник использует разговорные, экспрессивные словесные формы, грубоватый и просторечных колорит которых придает выразительности и достоверности его морским рисункам.
В романе "Линкор "Амазонка" мощно выраженный критический пафос писателя, направленный в основном на негативные моменты общественного интерьера конца 40-х годов. В мыслях, репликах как ведущих, так и эпизодических персонажей отзывается эмоциональный протест против давления на личность, ограничения свобод народа-победителя, идеологических кампаний по борьбе с "космополитами", "влиянием Запада". Этот протест оформляется прямым, рельефным словом, масштабным, иногда категоричным взглядом. Прозаик сознательно не стремится дифференцировать себя и своих героев. В отдельных полемических суждениях Погорелова, Строгова часто угадывается социальная позиция самого художника. В таких случаях он открыто смотрел на своих героев как на форму выражения собственного авторского голоса. Продолжая традиции Льва Толстого, К.Кудієвський во всех своих проявлениях оставался художником действенного образного слова, склонного к публицистического заострения и филиппик. Стоит отметить, что на языке, проблематике произведений нередко отражаются духовные приоритеты периода их написания. В романе "Линкор "Амазонка" ощутимо, что он создавался тогда, когда проблемы пізньосталінської суток были актуальными в прессе и общественном сознании.
По сравнению с повестями и романами 60 - 80-х годов в последнем романе К.Кудієвського существенно ослаблен романтический струя, был определяющим в большинстве его предыдущих произведений. Жизнь в условиях моря, морской труда, пусть и военной, лишены возвышенно эмоционального, элегического воспевание. Морские реалии, конфликты, рисунки выполнены конкретно фиксирующим кистью реалиста, который может позволить себе сочное выразительность красок при изображении пейзажей. Романтические интонации прорываются в сценах, изображающих любви Сергея Круглика и застенчивой десятиклассницы Альки. Но и этим нежно-трепетным отношениям писатель рисует антипод - прагматический интимную связь лейтенанта Юрочки Смірніна со значительно старшей по возрасту учительницей Екатериной Васильевной. Полотно жизни разворачивается более детализированным, в многочисленных своих моделях, деекспресивнішим, более сложным и реалистично контрастованим.
Произведения Константина Кудієвського о человеке в море и на войне - это явление значительно панорамніше, чем синтез художественных историй о военной судьбе конкретных лиц и столкновения характеров. Это поэтическое и багатоскладне явление, потому что в них, этих произведениях, изображается величественная и полностью не разгадана картина морского бытия, потому что в них вдохновенно звучит лирико-эпическую исповедь - исповедь о человеческую силу, непредсказуемость судьбы и полифонизм жизни.
|
|