Статья
Павел Федюк - украинский новеллист конца ХХ века
Родился в селе Рушури на Коломыйщине на самого Ивана-Купала 1948 г. в "самом пекле", как пишет сам писатель.
Свое детство вспоминает, как кровавый кошмар.
О том ужасах геноцида, которое совершили мадьярские фашисты в мае 1943 г. он написал в своей художественно-документальной повести "Рунгурская трагедия". Про весь тот ужас ему рассказала мать, папа и те очевидцы, что вырвались из того ада, которым стало родное село, в котором одновременно горело 630 дворов, а венгерские каратели убивали все, что попадалось им под руки. В селе мадьяры убили тогда 85 человек, из них 15 детей - 7 младенцев. Вообще убито около 2,5 тыс человек. Четыре месяца в селе стоял фронт. У его деда было 14 душ семьи, в живых остался только отец Павлов.
"Над деревней моего детства стояла густая туча смертей, женского крика, которое прерывали разве что только взрывы и автоматные очереди. И все это творилось вплоть до конца 50-х гг."
Вот такие картины видели детские глаза писателя ежедневно. Мать постоянно сушила сухари, и всегда стояли упакованные вещи, потому что каждую минуту могли прийти и отправить в изгнание.
Не было что кушать, во что одеться, потому что все заработанные деньги в лесу шли на налоги, потому что за недоимку - высылка в Сибирь. Отец Павла Федька даже срезал в саду яблони, потому что за них сдирали большие налоги, так что и яблоня не могла того возродить даже за 10 лет.
В детстве он очень часто болел. Несколько раз умирал. На 3-м году уже лежал черным полінцем, когда в дом зашел папа и сказал: "Ады, то, что я больше всего люблю, то Бог хочет у меня отобрать. А пусть лучше умрет, чем я должен смотреть, как оно мучается". С этими словами и ушел делать гроб. И какая-то цыганка помогла ему выздороветь.
Отец погиб, когда Павлу было 10 лет. С того времени и началась его самостоятельная трудовая жизнь. Кроме хозяйки осталось 10 пчелиных семей.
Когда однажды во время роения пчел, он осматривал ульи, его очень сильно обжалили пчелы. Он несколько дней лежал неподвижно, началась аллергия.
Служил в советской армии. Служба казалась ему медом, потому что можно было 3 раза покушать теплого блюда.
После армии устроился корреспондентом в Верховинскую райгазету "Рассвет". Он писал новеллы, очерки и записывал гуцульский фольклор, легенды, демонологію, которые потом легли в основу его произведений.
В 1971 г. он поступил на первый курс факультета журналистики Львовского государственного университета. 12 лет после открытия нашей студенческой организации пришлось заниматься лісозаготовками в Удмуртии и Приуралье.
В 1978 г. он умирал третий раз. Грузовик ЗИЛ-130 перевернулась на большой скорости и загорелась.
Об издании книги не могло быть и речи. Его имя было в списке запрещенных. Аж в 1988 г. Евгению Гуцакові как-то удалось провести цензуру и его книга "Ночная кукушка" вышла в свет, за нее его приняли в Союз писателей Украины.
В сентябре 1992 г. П.Федюк и Левко Резник наладили издание газеты "Литературный Львов". Сейчас Павел Федюк является редактором этой газеты.
В 1994 г. за сборник новелл "Одинокая звезда" ему была присуждена Всеукраинскую премию "Благовест-93" за лучшую прозаическую книгу года.
Подготовлены к печати и ждут лучших времен роман "Депрессия", сборник новелл "Зверь с человеческим сердцем", повести "Глубокое зеркало" и "Двое лишних", сборник стихов "Среди гор и в садах".
Две пьесы уже поставлены, а пять еще ждут своего режиссера. Но на все свое время.
Павел Федюк пишет:
"Слово - это язык души человеческой, пронизанной ветрами времени. Слово - искренняя песня казацкой девушки Маруси Чурай. Слово - страж свободы нашего народа, которое около него на веки вечные поставил Кобзарь.
Слова из народного боли -"невимовлені" - Василия Стефаника, крупнейшего украинского поэта, как писал І.Я.Франко после Т.г.шевченко. Как человек, который ее душа, такое и слово.
И сегодня авторы стремятся по-своему сказать о то время, ищут в своих думах самые мотивы, чтобы спеть "свою песню".
Манерой письма Павел Федюк не похож на других своих ровесников, в этом имеют возможность убедиться читатели. Родившись в Карпатах, он верен любви до родных гор и в том, что выходит из-под его пера. Ему близка и понятна Гуцульщина, он разбирается в человеческих характерах, он чувствует музыку и краски народного языка.
Судьбы его литературных героев - это драматические, живописные картины того времени. Воспроизведена в его повестях и рассказах действительность имеет вроде бы не только первый видимый план, но и багатосмислове почву, укоренено в народном творчестве, в народных верованиях. Читая прозу П.Федька, вспоминаем богатый гуцульский фольклор, вспоминаем неповторимого мастера украинской публицистики Василия Стефаника. Итак, П.Федюк еще один дебютант в украинской прозе, которая в последний период чувствует приток свежих обнадеживающих сил.
Небольшая сборка "Одинокая звезда" Павла Федюка вобрала в себя более 20 новелл, выдвинутых на соискание Государственной премии. В этих новеллах осуществляется раскрытие трагических событий жизнь, что образуют один эпицентр настроения и мысли, важной и значительной для описания противоречий действительности. Сама сборка - это чудо взбудораженной фантазии и скованного страха. В ней автор исследует прослойка души гуцула в момент ее смущение. Оживает здесь Гуцульщина с ее прекрасными горами, горными долинами, потоками, лесами, а также обычаями и поверьями. Однако, редко случается прославления светлого, прекрасного, здорового образа жизни, что должно проходить в гармонии с природой. Здесь, наоборот, много дисгармонии - человек кажется брошенной "сам-на сам" со страшными демоническими силами, то хищными вурдалаками, а кровожадними садистами-нквд".
Воспроизводя поверья и обычаи Федюк реалистично и точно описывает их убогой жизни.
Заметное место в новеллах занимают горы, деревья, реки, дома. Пейзаж здесь - это сила, которая глубже выявляет основную идею автора.
Страшным и жестоким ужасом стали для людей вывози в Сибирь. Изобразил он все страшные преступления, которые пережили несчастные гуцулы.
Новелла "Одинокая звезда". Это небольшой рассказ о свадьбе. Действие в произведении напряженная, драматичная. Большое внимание автор уделяет переживанию и настроениям героев и приглашенных гостей. Здесь животные, растения, неодушевленные предметы, как и люди, мыслят, разговаривают, совершают разные поступки. Произведению присущ лаконизм, экономность и точность художественных средств. Заголовок этой новеллы стал названием целой книги.
В борьбе между добром и злом Павел Федюк становится на сторону добра. Его проза - это страдания за добром, настоящее возвращение человека к человечности, то есть ее человеческой сути. Михаил Осадчий отметил: "В эстетическом воссоздании закутої души Павел Федюк мастер первой руки - равного ему не вижу в современной украинской прозе".
Книга является актуальной и поучительной. Она предостерегает и воспитывает. И в этом не малая ее ценность.
Так, новеллы Павла Федюка утверждают благоговения перед человеческой жизнью. Продолжая линию высокого гуманизма украинской общему мнению, они тем самым служат утверждению ведущей тенденции становления духовной культуры грядущего века.
Использованная литература
1. Литературная Украина. - 2001. - №9.
2. Звон. - 1999. - №3.
3. Коломыйский вестник. - 2000. - №47.
|
|