Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и деятельность академика Дмитрия Овсянико-Куликовского (исследователя литературы)




В начале ХХ века он был не только известным ученым - он был популярной личностью.

Он плодотворно развивал психологическое направление в литературоведческой науке. Его многочисленные публикации, книги не только имели исследовательское значение, но и приобретали статус общественного явления. Его мысли, наблюдения, выводы не один раз становились предметом горячей полемики. Его интеллект отличался академической разноплановостью и образцовой самокритичністю.

Он был одним из "столпов" либеральной демократии в России и имел отношение к разработке доктрины интеллектуального плюрализма в государстве. Он был личностью, что двигала общественную культуру и общественную ментальность в направлении европейского уровня развитости и самосознания. Он вдохновенно верил в конструктивный потенциал человека, здравый смысл общества, интеллектуальные силы прогресса, постепенность развития государствообразующего.

Вероятно, он был слишком популярным для своего времени, чтобы эта популярность надолго сохранилась и в дальнейшем. Прижизненная слава - вещь опасно приятная и вызывающе неожиданная. Она может сопровождать, ласкать человека всю его жизнь, но быстро тает вместе с уходом фигуры, которую она старательно озаряет. Славы никогда не бывает мало, однако иногда ее бывает слишком много. И тогда, когда она приглушается и гаснет, возникает потребность реставрировать образ человека, его дел, духовного взноса и память о ней. Приходится все начинать почти с начала.

О ком все это? Про нашего земляка Дмитрия Овсянико-Куликовского - выдающегося ученого-филолога, лингвиста, литературоведа, социопсихолога, слависта, литературного критика, мемуариста, редактора и общественного деятеля.

***

Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский увидел этот мир 4-го февраля (по старому стилю - 23 января) 1853 года в Каховке, в семье богатого и влиятельного дворянина.

На протяжении всей сознательной жизни Д.Овсянико-Куликовский постоянно интересовался своей родословной (черта любого незаурядного человека): знакомился с официальными документами - свидетельствами и бумагами административного, государственного уровня, хранил и пополнял объемный семейный архив - письма, хозяйственные и финансовые материалы, собирал легенды, романтические рассказы, документальные воспоминания о своих самых отдаленных и ближайших родственников. Одно слово, выстраивал карту (последовательность, направления, формы) духовного и экономического развития своего семейного древа. Это было нечто вроде синтеза научно выверенного знания и опоетизованого мифа о своем роде, это была конкретная модель родознавство, которое традиционно имело место в культурософії уважаемых аристократических семей.

Собранные материалы свидетельствовали о том, что его предки были украинцами, залихватскими запорожцами. Исследуя "маршрут" собственного семейного дерева, Д.М.Овсянико-Куликовский проследил его пути из южных степей через Молдавию, Слободскую Украину (Харьковщину) и опять же на Юг, к таврийских просторов. О том, когда и при каких обстоятельствах его род перебрался на херсонские земли, Д.Овсянико-Куликовский писал в книге "Воспоминания":

"...Мой прадед, полковник Димитрий Матвеевич Куликовский в конце 18-го века, выйдя в отставку, покинули Харьков и переселился в Новороссию, где купил целую степь - от Днепра до Перекопа. Здесь были имения Бехтеры, Красное, Каховка, Малая Каховка, которые он заселил крестьянами-великороссами, купленными им в Курской губернии.., и зажил помещиком, "магнатом".

С того времени Овсянико-Куликовські тесно связали свою судьбу с Таврией.

В XIX веке семья Овсянико-Куликовських была чрезвычайно известной в Херсонской и Таврической губерниях. Она владела огромными территориями и принадлежала к дворянской элиты края. Привилегированное положение Овсянико-Куликовських усиливалось еще и достаточно высокими (не только для регионального уровня) родственными взаимоотношениями. Дед ученого - Николай Дмитриевич - женился на дочери херсонского губернатора Калагеорги, а отец - Николай Николаевич - вторым браком женился на дочери губернатора Таврической губернии Григория Жуковского.

Добрая, великодушная и гостеприимная семья Овсянико-Куликовських пользовалась уважением. С ней почетно было дружить. К ее мнению прислушивались. Без нее не решали сложных губернских и региональных проблем. Особую роль в жизни региона - украинского юга - играл отец ученого, которого Дмитрий Николаевич с гордостью характеризовал так:

"Как общественный деятель, как землевладелец, как человек "видный", "с уэсом" и "положением", мой отец был чрезвычайно популярен если не во всем Новороссийском крае, то, по крайней мере, в двух губерниях - Таврической и Херсонской".

В херсонских степях род Овсянико-Куликовських находил и свой последний приют. Неподалеку от Херсона, в Бізюковому монастыре, был фамильный склеп этой дворянской династии.

Семья Овсянико-Куликовських жила преимущественно в своих имениях - Бехтерах и Каховке. Там, в Каховке, под безграничным небом и палящим солнцем громко и оживленно прошло детство будущего ученого.

С девяти лет для Дмитрия начался путь к знаниям, путь, с которого он не обращал пятьдесят восемь лет, до последних своих дней.

Сначала Дмитрий получал образование на дому с помощью личного учителя, Адольфа Марсікані. Уровень развития воспитанников, как правило, обусловлен творческим и интеллектуальным потенциалом их наставников. Так вот, домашний педагог А.Марсікані впоследствии защитил диссертацию и стал доктором медицины. А через двадцать пять лет доктором филологии стал его ученик - Дмитрий Овсянико-Куликовский.

Каких-либо заметных ученических способностей в ранний период обучения у Дмитрия не оказалось. Однако он много, с удовольствием читал и... сочинял стихи. Он делал даже попытки придумывать "идеологические" (по напівжартівливим определению Д.Овсянико-Куликовского) произведения, что-то в стиле историко-философских трактатов, в которых рассматривались вопросы религии, веры в бессмертие души, значение моральных принципов для чести и достоинства человека. Если бы эти страницы сохранились, они бы немало интересного добавили к нравственно-философских переживаний и поисков двенадцати~ тринадцатилетней человека. В целом это было время энергичного и таинственного пробуждения интеллектуального, внутренней жизни, которое все увереннее захватывало подростка.

После домашних занятий Дмитрий Овсянико-Куликовский вступил до третьего класса Рішел'євської гимназии, которая находилась в Одессе. Из одесских впечатлений этого возраста ему наиболее запомнились молодой талантливый преподаватель Леонид Смолянский (позднее - известный украинофил, общественный деятель, один из предводителей одесской "Громады") и "пятерка" за сочинение по свободной теме.

Руководствоваться в своих поступках, намерениях, в собственном выборе свободной темой (в широком смысле этого понятия) - это стало лейтмотивним стимулом его жизни. Дмитрий, воспитанный в состоятельности, свободе, комфортности, социальной гарантності, чувствовал себя уверенно и реализовано только там и тогда, где и когда находил необходимую для себя меру духовной искренности, психологической раскрепощенности. Он болезненно воспринимал любые проявления давления, и они имели на него угнетающее воздействие.

Первое пребывание в Одессе было недолгим. Уже в следующем году по семейным обстоятельствам его переводят в симферопольской гимназии. Оставляя Одессу, Дмитрий Овсянико-Куликовский не подозревал, что не один раз будет возвращаться к ней, что именно в Одессе пройдут его яркие молодые годы, полные творческих студий, исследовательских открытий, достижений научной карьеры, незабываемых знакомств и отношений.

В гимназический период четко определились гуманитарные наклонности Д.Овсянико-Куликовского, оформилась его система саморазвития и самоисследования, сложился его устойчивый интерес к языкознанию и психологического мира человека. Исследовательский влечение к художественной литературы и ее явлений, что станет ведущей и наиболее важной сферой жизни ученого, разовьется в нем значительно позже.

От природы Дмитрий принадлежал к эталонным интровертов. Он чувствовал себя комфортно наедине с книгой и своими мыслями. С людьми, даже с теми, кто его интересовал и был бы для него желанным собеседником, знакомился трудно, полагая, что это получается у него неуклюже. Классически выраженная интровертность порождала в его сознании серьезные сомнения относительно как своих возможностей, так и отношение к нему со стороны внешней среды.

В юные и молодые годы Дмитрий Овсянико-Куликовский глубоко страдал от того, что якобы не способен полноценно проявить себя как собеседника-интеллектуала, который, по его убеждению, в беседе через собственную скованность, повышенную застенчивость, неуверенность он ведет себя невнятно и смущается, теряется.

На преодоление этих комплексов поведенческой и коммуникативной неполноценности им было направлено значительные духовные силы, и противостояние собственным психологическим недостаткам принесло положительные результаты: внутренние, коммуникативные самоограничения невероятными умственными, волевыми, внушаемыми усилиями удалось преодолеть. Это не была победа над собой. Это была победа ради своего душевного здоровья и достижение гармоничных контактов с социумом, от которого - хорошо это или нехорошо - так много зависело и будет зависеть в человеческой судьбе.

Всю жизнь Овсянико-Куликовский тщательно изучал себя, особенно свои недостатки, уязвимые места и пытался их "снять". Самошліфування стало для него моральным императивом, индивидуальным онтологічним постулатом, внутренним источником его незаурядных успехов. Как ученый, как мыслитель он начался с тщательного анализа своих психологических и поведенческих особенностей, по поиску реальных путей самоутверждения.

Студенческие годы (1871 - 1876) Дмитрий Овсянико-Куликовский провел в Петербурге и Одессе под знаком настойчивых, самоотверженных, заядлых студий в киевском и Новороссийском университетах. Он был честолюбивым человеком (в конструктивном смысле этого слова) и никогда не скрывал этого. Он был представителем известного рода, надменной династии, и это обязывало его быть достойным своего благородного фамилии.

Он мечтал о карьере и славе ученого, тщательно занимался проблемами лингвистических исследований, в частности славянских языков, изучал современную философию, читал экономические работы различных направлений и течений, интересовался вопросами организации и деятельности крестьянских общин, размышлял над исследованиями по истории культуры, дискутировал с важных политических новостей и тенденций, хорошо ориентировался в разнообразии интеллектуальных течений в обществе.

Исследования в филологических отраслях он совмещал с основательным изучением доминантных тенденций в окружающей реальности. Наука через жизнь и жизнь рядом с наукой - это составляло стратегию молодого Овсянико-Куликовского, кредо, что было внутренней составляющей натуры и типа мышления ученого.

В конце своего пребывания в Одессе, в 1876 году, Дмитрий Овсянико-Куликовский познакомился с Михаилом Драгомановым - тогдашним спикером украинской национальной идеи, который был доцентом Киевского университета и главарем левой фракции киевской "Громады". Своим живым умом, ясностью мысли, доброжелательным юмором и моральной силой души Драгоманов произвел сильное впечатление на молодого ученого. Овсянико-Куликовском оказались близкими широкий гуманизм Драгоманова, культурно-просветительский характер его идей, тезис о необходимости развития самосознания украинского общества. "...Я стал его горячим поклонником и приверженцем", - отмечал ученый в своих "Воспоминаниях". Вскоре между ними завязались дружеские отношения, продолжавшиеся до смерти Михаила Драгоманова.

Под влиянием его взглядов Д.Овсянико-Куликовский начал проявлять значительный интерес к истории, культуры, перспектив Украины как национального и етнотериторіального явления, осознавать Украину как автономное административное образование. Политический радикализм он никогда не разделял, прагматическим направлением развития общества считал постепенное улучшение качества жизни и культурницьке стимулирования национального сознания. Украинофильство он понимал как тактику конкретных действий ради улучшения жизни украинского и содействие украинской культуре, духовности.

80-е годы оказались блестящими в научной карьере Овсянико-Куликовского (так и хочется сказать "просто блестящими", хотя понятно, как не просто давались эти успехи). Это период молодой славы ученого-лингвиста. Достижения шли один за одним, как будто преследовали ученого.

Хронология его побед в тезовому варианте выглядит так:

1882-й год - Дмитрий Овсянико-Куликовский защищает в Московском университете большую научную разработку на звание приват-доцента.

1885-й год - наш родовитый земляк успешно отстаивает в Харьковском университете новую работу: магистерскую диссертацию по вопросам языкознания.

1887-й год - опять защита, на этот раз докторской диссертации в Новороссийском университете, и также по проблемам лингвистики.

За пять лет - три защиты. Два из них связаны с диссертационными работами. Между диссертациями (магистерской и докторской) - расстояние в два года. Таких темпов научного роста можно было достичь лишь при условии синтеза одаренности и праценатхнення, в основе которых находится любовь - любовь к тому делу, которое выполняешь, и к своему имени, рода, которые стоят того, чтобы их утверждать новыми династійними успехами.

Есть такому стремительному развитию еще одно объяснение.

Понятие "ученый" связывалось для Овсянико-Куликовского с понятием "развитие". В его понимании только тот мог претендовать на титул почтенного ученого, кто постоянно дослідницьки работает, развивается, обследуя новые аспекты и проблемы. Понятие "наука" вмещало в его сознании такой ключевой момент, как постоянство научных исследований, работ.

Ученый - это не сиюминутные, хотя бы и блестящие, выступления или достижения, это перманентный исследовательский развей, это постоянное подтверждение своей научной квалификации. Званию ученого отвечает прежде всего тот, кто имеет индекс научной известности (цитації, критики, ссылок и т.д.), чье имя резонансує в научных и общекультурных кругах. Такой индекс должен был Овсянико-Куликовский, а впоследствии его научный рейтинг на несколько порядков повысился.

Обращает на себя внимание интересный факт: обе диссертации были выполнены Дмитрием Овсянико-Куликовским на южно-украинской земле, в Одессе, неподалеку от малой родины - степной Таврии. Или случайным это совпадение? Не стала специфика региона украинского юга той аурой, что привела расцвета его научного таланта? Земля со своими неуловимыми колоритом, мелодичностью, ритмичностью, одно слово, со своей специфической гаммой особенностей тоже является сотворцом человека и его успехов.

Вскоре по получении докторской степени одаренный ученый начинает професорувати в високоавторитетному научном центре - Харьковском университете, который, как известно, входил в число самых престижных вузов Российской империи.

Так сходила в 80-е годы XIX века звезда молодого доктора индоиранской филологии. Овсянико-Куликовском было только тридцать четыре года. Казалось бы, карьеру в основных чертах сделано, честолюбивых целей достигнута, исследовательские приоритеты определены, научное пространство развернуто. Остается только идти дальше, продолжая признание и утверждая имя своего аристократичого рода. Однако это был только блестящий начало научной деятельности. Главные дела, достижения ждали Дмитрия Овсянико-Куликовского впереди.

В Харьковском университете молодой профессор делает неожиданный поворот в собственных научных приоритетах - отказывается от приоритета лингвистической тематики и меняет сферу научных интересов. Д.Овсянико-Куликовский фактически начинает с "нуля". Да еще и каким образом. Вместе со студентами он ходит на лекции другой звезды - национального и европейского масштаба - Александра Потебни и штудирует его психологические концепции.

Под влиянием А.потебни он обращается к художественной литературе и проникается проблемами литературоведения. Дмитрием Овсянико-Куликовским опануває глобальная идея - осветить и проанализировать художественно-творческий процесс сквозь призму психологических ценностей. Цель себе он ставит "психологическое исследование творчества и творений великих писателей-художников и поэтов-лириков, преимущественно русских". Это было чрезвычайно сложное по масштабу и объему работы задачи. Однако ставить перед собой незміримо тяжелые, титанические цели было в характере Овсянико-Куликовского.

Начался новый этап в научной биографии Д.М.Овсянико-Куликовского, который и принес ему славу в интеллектуальных и академических кругах России. С позиций психологической теории он пишет статьи, книги, монографии о творчестве А.пушкина, Н.гоголя, И.тургенева, Л.Толстого, А.Чехова, П.Боборикіна. В поле его зрения аналитического попадают такие классические произведения, как "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Дворянское гнездо", "Мертвые души", "Обломов", "Братья Карамазовы". Он становится одним из основателей психологической школы в литературоведении и еще одной гранью входит в историю филологической науки.

Наиболее значимую труд ученого безусловно составляет многотомное социально-психологическое исследование "История русской интеллигенции" (1903 - 1910). В нем Овсянико-Куликовский рассмотрел эволюцию образа интеллигента в русской литературе и связал это с местом и ролью интеллигента в отечественной действительности. Эта книга имела большой общественный резонанс и стала одним из главных событий в литературоведении первого десятилетия ХХ века. Она способствовала утверждению имени Овсянико-Куликовского как одного из ведущих филологов-мыслителей того времени.

Секрет "звездности" Д.Овсянико-Куликовского заключался в динамической стабильности его натуры и сознания.

Фундаментальные основы мировоззрения - сохранение державоустрою, необходимость развития либеральной демократии, утверждение просветительской миссии элиты, интеллектуала в обществе, постепенность социального и технического окультуривания - оставались для него неизменными. Они, по его убеждению, выступали гарантом всестороннего прогресса государства.

Однако путь личности, индивидуальной и общественной психологии, практики реализации и обеспечения этих фундаментальных основ, Д.Овсянико-Куликовский и продемонстрировал своим собственным розвоєм, был для него полон динамизма, поиска, разнообразных изменений в общественной практике и психологии.

В 1907 году в жизни ученого состоялось знаменательное событие - за выдающиеся достижения в области отечественной филологии, за вклад в развитие литературоведения его избирают почетным академиком Петербургской Академии наук.

С 1912 года он редактирует популярный в России журнал "Вестник Европы". Его научные интересы и общественная деятельность еще теснее переплетаются. Однако времени для реализации своей социально-духовной доктрины история отпустила Дмитрию Овсянико-Куликовском маловато.

Вскоре пришла война, а вместе с ней эпоха крупных, а следовательно радикальных и тяжелых потрясений - 1914-й, 1917-й, 1918 - 1920 годы. Зато степенного либерализма начал господствовать максималистский ультрарадикализм. Шесть лет войн, мятежей, революций, крови.

Разрушалось все - карта Европа, гуманистические традиции, устоявшаяся этика и мораль, достижения цивилизованной жизни. Символом эпохи стали убийство и смерть. В течение шести лет европейские лидеры искали все новых и новых поводов для непрекращения масштабных катаклизмов и войн. Каждый день казался вагнеровським продолжением бесконечного апокалипсиса. Это было время тотального давления на гуманистически мыслящую личность. Не каждая человеческая психика могла это перенести. Никто, кажется, не подсчитывал, сколько судеб оборвалось не от пуль и битв, а от психического перенапряжения и краха собственных представлений о гармоничном и романтично правильный миропорядок.

Разрушение "старого" и устойчивого пытались совместить с построением нового мира. Однако факт остается фактом - построение радикально нового является разновидностью драмы человека и общества.

Последние годы академика с Каховки были тяжелыми. Он привык к постоянству, четко отлаженного деятельного ритма, осознанности собственной перспективы. В период политических и социальных изменений, национально-гражданской войны все это было разрушено. Страна воевала и враждовала. Его жена І.Л.Овсянико-Куликовская писала: "Когда в 1918 году прекратился редактируемый им журнал "Вестник Европы" и прекратились лекции в высших учебных заведениях, Дмитрий Николаевич остался не у дел". Но и в этих условиях Овсянико-Куликовский находит силы для творческой и напряженной работы. Он пишет "Воспоминания", в которых с безжалостной откровенностью рассказывает о себе, о своих достоинствах и недостатках, анализирует свое психологическое и научное развитие, изображает свою историко-культурную сутки, размышляет над литературно-духовным процессом, какими он их видел и понимал.

Закончился путь ученого в городе, в котором он любил бывать в молодые годы, - в Одессе. Случилось это 9 октября 1920 года.

Академик Дмитрий Овсянико-Куликовский - выдающаяся фигура в истории славянской культуры. Амплитуда его научных интересов является энциклопедически широким. Он жил со своим временем и ушел с исторической арены также со своим временем. Хотя для отечественной демократической культуры его фигура оказалась-таки преждевременным.

Своим примером он показал, что в пределах собственного характера, своей психологии, собственной судьбы человек способен на безграничные преобразования и достижения. Надо только работать над своим сознанием, развивать свою умственную культуру, уважать себя и ценить других. Он постоянно считал, что главные изменения происходят в конкретной сознания конкретной личности, что гуманный интеллект - путь к одухотворению окружающей реальности.

Д.М.Овсянико-Куликовский, безусловно, относится к наиболее заметных интеллектуальных фигур Таврии. Академик, интеллектуал, аристократ, он олицетворяет собой культуру многотысячелетней истории Таврической земли.

Не все из написанного им сохранило на сегодняшний день свою первоначальную ценность, однако не могут потерять ценности его преданность науке, интерес к жизни, благородный гуманизм и его служение будущем.