Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Художественные поиски Михаила Жука




Есть фигуры, основное призвание которых заключается в том, чтобы выражать симфонизм окружающего мира - его тематическую многогранность, эмоциональную неповторимость, образно-ассоциативную уникальность. Они стремятся проявить себя в различных творческих сферах, как смежных, родственных, так и непосредственно не связанных между собой. Они демонстрируют своей творческой универсальностью симфоническую різноаспектність отношение к бытию. Эти фигуры обозначаются префиксом поле - полікультурністю, полифоничности, політалановитістю.

Спектр этих качеств, разнообразие самобытных проявлений с особой выразительностью ощутимо в творческих личностях конца ХІХ - начала ХХ веков. Одним из них был Михаил Жук - живописец, график, мастер керамики, фотохудожник, плакатист, поэт, прозаик, драматург, сказочник, автор произведений для детей, искусствовед, литературный критик, мемуарист, педагог, образовательное руководитель.

Михаил Жук - популярная художественная личность первых десятилетий ХХ века. Еще в юном возрасте он стал известным человеком, художественной "звездой"; о м. жука в расцвете его творческих сил часто с симпатией писала украинская пресса, отмечая его одаренность и трудолюбие; он был хорошо знакомым со многими деятелями украинской литературы, театра, искусства ХІХ - ХХ века; м. жук имел длительную, плодотворную творческую судьбу и был неоднократно вшанованим за свое многогранное творчество; при жизни он стал настоящим мэтром, живой легендой национальной художественной культуры.

Михаил Иванович Жук родился по старому стилю 20 сентября, по новому - 2 октября 1883 года в степной Таврии, в Каховке, в семье маляра-мастерового.

Сначала семья Михаила Жука жила возле Днепра, потом перебралась к тому краю Каховки, что граничил со степью. Степная аура заметно повлияла на пробуждение художественных интересов м. жука, развивая в нем образно-художественное своеобразие взгляда на мир. Впоследствии он писал о своих впечатлениях от таврийской степи: "Там я почувствовал, что существует тайна, и там природа такая величественная, что я становлюсь меньше насекомое; там воздух такое густое, душистое, теплое и спокойное, что кажется, если бы его чем-то помешать, то оно раскачалось бы, как мед в стакане" ( 6 , 4).

Важное значение для духового и личностного становления м. жука имел его отец. Иван Жук был свободолюбивым человеком, склонным к свободомыслия, критических оценок окружающей действительности, интересовался новыми взглядами и идеями.

С детских лет Михаил начал помогать отцу, который, как отмечает Герц Бурд, в таврийских краях "підряджався красить крыши и церковные ограды, ремонтировал божьи храмы" ( 1 , 188).

М. жук рос в атмосфере труда и творческих увлечений - живописью и музыкой. На формирование его эстетических вкусов существенное влияние имели приятели Ивана Жука - иконописец Мелєхов, который имел художественное образование в Петербургской Академии художеств, и скрипичный мастер Кузьменко, и с их помощью Михаил учился основам малярного дела и игры на скрипке.

То ли талант художника оказался сильнее, то ли подросток почувствовал, что ему лучше удается выполнения живописных работ, чем музыкальных произведений, однако факт является фактом: он выбирает для себя художественную дорогу.

в 1896 году вместе с родителями м. жук приезжает в Киев, где поступает в художественную школу Николая Мурашко - украинского художника и педагога, что в 1875 году основал свой известный учебное заведение. Как свидетельствовал Герц Бурд, в семье Жуков долгое время хранилась фотография, на которой был "Михаил с родителями после приема в школы с кистью и палитрой в руках" ( 1 , 188).

В Киевской художественной школе раскрываются незаурядные способности Михаила Жука, он выделяется как один из наиболее одаренных и перспективных учащихся. Исследователи творчества художника подчеркивают, что "на ежегодных школьных выставках экспонировались его работы. В конкурсах на лучшую композицию он получал премии, о чем не раз оповіщала киевская пресса" ( 1 , 188).

В Киеве формируются и литературные интересы м. жука. Овладевая тонкостями и искусством малярного дела, он одновременно начинает и писать. Преимущественно это были "стихотворные рассказы... о людях физического труда, их ему приходилось встречать немало, когда еще совсем маленьким ходил с отцом на заработки" ( 1 , 191).

По завершении обучения в рисовальной школе Н.мурашко одаренный юноша имел основания и намерения вступить в Петербургской Академии художеств. Однако произошли события, которые внесли существенные изменения в дальнейшую жизнь м. жука: его отца за создание подпольной революционной группы и распространение запрещенной политической литературы был арестован и выслан в Сибирь.

Это существенно повлияло на моральное состояние семьи Жуков, для семьи "политически неблагонадежного" наступили новые времена, и, чтобы продолжить обучение, Михаил Жук выезжает за пределы России, в Польшу, где в 1900 году его зачисляют в Краковской Академии изящных искусств.

Несмотря на сложный духовно-психологическое состояние, в котором находился м. жук (он очень любил отца и то, что произошло с ним, нанесло Михаилу немало боли), краковский период для него оказался творчески плодотворным и многогранным.

В Кракове он продолжает овладевать малярными дисциплинами - живописью, графикой, литографией, начинает активную деятельность как художник и тесно сотрудничает с варшавским издательством "Химера" и киевским издательством Гирича, знакомится с современной поэзией, прозой, проявляет интерес к модерну, совершенствуется в литературных жанрах.

Основное кредо Михаила Жука нашло свое формулировки в лозунге - постоянно работать. Он всегда был полон творческих замыслов и неукоснительно их воплощал.

Во время студенческих каникул м. жук приезжал в Киев, где выполнял различные малярные работы. Так, находясь на вакаціях в Киеве в 1903 году, он написал портрет и. Нечуй-Левицкого, что стало толчком к созданию им галереи портретов выдающихся деятелей украинского искусства.

Обучение на факультете монументально-декоративной живописи Краковской Академии изящных искусств Михаил Жук завершил весной 1904 года. Его талант художника и успехи были отмечены двумя серебряными медалями. Вместе с ними он получил и "деньги на заграничное путешествие: перед ним раскрывается возможность посетить лучшие музеи Италии, Франции, Германии" ( 1 , 189). Это составляло мечту любого художника - осуществить творческое путешествие престижными галереями Западной Европы. Открывались новые жизненные и творческие перспективы.

Михаил Жук принимает другое решение: на выделенные для путешествия средства добиться освобождения отца и его возвращения в Украину. Это удалось сделать, и Ивану Жуку было разрешено жить в Чернигове под надзором полиции. Туда же, в Чернигов - северную оазисы украинской художественной культуры, - 1905 года переезжает и Михаил, семья снова собирается вместе.

Талантливый художник сразу же стал заметной фигурой в Чернигове. Он пишет новые малярные работы, проявляет интерес к деятельности "Просвиты", художественного и интеллектуального развития города, начинает преподавать рисование в частной женской гимназии и духовной семинарии, в которой "среди его учеников был П.тычина, на формирование эстетических взглядов которого Жук произвел глубокое влияние" ( 4 , 212).

Особую "нишу" в черниговском жизни Михаила Жука заняло знакомство с Михаилом Коцюбинским, что быстро перешло в тесные отношения, в ежедневную взаємопотребу, в дружбе художников - молодого таланта-художника и писателя-классика. Дочь прозаика, Ирина Коцюбинская, позже рассказывала: "... Не было того дня, чтобы Михаил не приходил к нам или мы к ним... А летом он почти каждый день выносил из нашего сада букеты цветов и рисовал их на огромных полотнах" ( 1 , 190).

М. жук часто писал портреты М.коцюбинского, его детей, фотографировал семью Коцюбинских. Так, ему принадлежит авторство таких известных фотографий, как "Семья Коцюбинских в гостиной", "Ирина с отцом в саду", "М.М.Коцюбинський в фесці", "М.М.Коцюбинський со студентами". Рисовал художник и обложки к книгам писателя, среди которых была и "Тени забытых предков".

В начале ХХ века Михаил Жук упорно развивается как художник. Он часто работает маслом, акварелью, пастелью. Его живописные работы - портреты, пейзажи, декоративные панно - неоднократно выставляются, получают благосклонную оценку в украинской прессе. Предпочтение художник отдает портретном жанра, портреты он выполняет в технике живописи и графики.

Значительным достижением м. жука является создание с натуры более двадцати портретов выдающихся деятелей украинской культуры конца ХІХ - первых десятилетий ХХ века. Среди них - портретные изображения Нечуя-Левицкого, Франко, Лысенко, м. Коцюбинского, Леси Украинки, М.Вороного, В.винниченко, Б.Лепкого, М.Філянського, П.тычины, В.Блакитного, В.Чумака, Хвылевого, в. Сосюры, м. зерова, В.полищука, Бажана, Н.ужвий и др. Он также исполнил около тридцати портретов-плакатов классических украинских писателей.

1917 года за значительные художественные достижения Михаилу Жуку присвоено звание профессора живописи. Ему было тридцать четыре года.

С черниговским периодом связаны не только художественная активность м. жука, но и новый этап в его литературном творчестве. В течение 1905 - 1906 годов он активно пишет прозаические и поэтические произведения. В этом его поддерживает Коцюбинский, который выступал первым рецензентом его литературных произведений, оказывал содействие в их публикации.

Благодаря усилиям и инициативе М.коцюбинского становления м. жука как писателя тесно связано с ведущим журналом конца ХІХ - начала ХХ веков "Литературно-научным вестником" ("ЛНВ") - "самым авторитетным всеукраинским периодическим изданием европейского типа, что сыграло исключительно важную роль в развитии национального писательства, эстетической мысли, искусства в целом.., подъеме украинской литературы на европейский уровень" ( 5 , 424 - 425).

Первым печатным произведением м. жука стал рассказ "Мне говорили: "Еще молодой!", которое было напечатано в 1906 году в десятой книге "Литературно-научного вестника" ( 4 , 212). В этом журнале появилась еще ряд произведений м. жука - стихов и прозы. Уместно отметить, что художник и писатель печатался в окружении тогдашних литературных "светил". Так, в "ЛНВ" за 1907 год (книга 7) вместе с произведениями в. Винниченко, м. Грушевского, и. Франко, с. черкасенко, П.Капельгородського было отпечатано психологическую новеллу м. жука "Дора". В "ЛНВ" за 1908 год (книга 10) поэзия м. жука "сгустились тучи небо..." появилась рядом с произведениями м. Грушевского, М.Чернявського, М.Вороного, С.черкасенко.

Писательская активность Михаила Жука пришлась на первую треть ХХ века, когда было написано основную часть его художественных произведений. Продолжая традиции разнообразие художественных интересов, он работал в разных литературных жанрах - лирической поэзии, настроением прозаического рисунке, новеллы, критической статьи и т.д. Иногда в литературном издании м. жук выступал не только как поэт, прозаик и критик, но и как художник. Так, в журнале "Музагет" помещены выполненные им портреты П.тычины, Ю.Меженка, Д.Загула ( 5 , 482). Он печатался в таких изданиях, как журналы "Молодая Украина", "Колокол", "Путь", "Шквал".

в 1912 году произошло важное событие в писательском жизни Михаила Жука - в Чернигове вышла в свет сборник его стихов "Песни земли", которая стала важным событием в его поэтическом развитии. В сборник проявила интерес Леся Украинка и выразила относительно нее интересные наблюдения, отметив, что поэту стоит большего веса предоставлять художественного совершенства произведений.

В поэзии м. жук немало внимания уделял образам природы. Ее он воспринимает прежде всего как художник, художник. В его поэтическом видении природы доминирует субъективный взгляд - подчеркнуто ассоциативное, образно-индивидуальное, гіперметафоричне восприятия природных форм, проявлений. М. жук живописует природу полифоническим словом - густыми цветами, рельефной интонационной палитрой, выразительной композицией чувств. Он словно бы играет на инструменте, что рождает словесные образы и звуки-краски.

В этом плане показательным является стихотворение "сгустились тучи небо..." Это достаточно обширный произведение, состоящее из восьми строф, и интересен своим композиционным, мелодичным и образным колоритом. Начинается он насыщенными линиями гаммой чувств и концентрированных цветов.

            

                               Сгустились тучи небо...

Как дым от пожара - закутал просторы голубые.

Вороны кружат...

Высоко, далеко... языков пятнышки мелкие, незаметные.

 

А облака все тянутся...

Кажется, умирают какие-то неизвестные чудовища...

Как тесно сплелись!

Ты слышишь, как грозно, как хлопают остро упреки?

 

                               Вон облако, как баня,

И седая, как лес тот, что в наморозь тихо дремлет...

А он, как гадюка,

И лезет, и вьется, и где-то в мгле пропадает.

      

Это - типичная художественная картина, только выполненная словом. Здесь переплетаются поэтическое и живописное, пейзажное и психологическое, настроєве и ритмомелодійне начала.

С первых строк возникает целая палитра предметных, зримых образов: "как дым от пожара - закутал просторы голубые", "вороны - словно пятнышки мелкие, незаметные"; с особым ассоциативным разнообразием изображаются облака: это - "какие-то неизвестные чудовища", что "тесно сплелись" , облако - "баня", " и седая, как лес тот, что в наморозь тихо дремлет", "как гадюка, и рвется, и вьется, и где-то в мгле пропадает".

М. жук активно развивает и щедро выписывает ассоциативные, сравнительные и метафорические ряды, подчеркивая внутренний динамизм образов и самой пейзажной картины.

Его слово-кисть движется дальше. От настроенческого пейзажного рисунка оно переходит к пейзажу души. И он, этот пейзаж души, эта психологическая атмосфера и тональность фабулы, есть так же напряженными, концентрированными, полными рельефно очерченных эмоций. Психологическая реальность усиливается драматическими картинами-ассоциациями и переживаниями, неотступностью трагических ощущений, образами, символизирующими смерть, конец жизненного пути.

                                     

                               Страшная тревога

И боль неописуемый на душу приходит зболілу...

                               Кажется, как будто

Не облака ты видишь, а темную, открытую могилу.

   

                               Над ямой упорно

Стоишь остовпілий и силы нет бежать -

                               У тебя есть связь

И с ней, и с сердцем... Ты связь то должен признать!

                                     

В трех заключительных строфах два пейзажи - природный и душевный - сливаются. Внешнее и внутреннее бытие подано напряженной цельностью. Поэтическую реальность показано в русле живописной техники - в невидимой динамичности, с неизменным ощущением движения.

Стираются грани между состоянием природы и состоянием души. Природные образы-явления изображаются метафоризовано, в одухотворенности образов художника-поэта непринужденно угадывается рука художника-маляра.

В стихотворении предстают "мускулы и силы облаков", облака "дышат тяжело", молнии - это "вогнянії стрелы", "голос" ассоциируется с громом, от которого вздрагивает отголосок из боли", дождь - "слезы, холодные, блестящие", что вызывают внутреннее представление о слезы души, слезы печали.

В стихотворении "сгустились тучи небо...", как и во всей поэзии м. жука, выделяются компоненты современного поэтического мышления, что вполне соответствовало логике творческого развития художника. Сказалось изучение в "проевропейском" Кракове тонкостей художественного и художественной культуры, знакомство с современной модернистской литературой. Не могло пройти бесследно и тесное общение с архитектором оригинальных образов, изысканным стилистом европейского качества М.Коцюбинським.

Модерновый характер поэзии "сгустились тучи небо..." оказался в том, что заметно авторский наклон к усложнению образно-ассоциативной картины. Есть строки, которые практически исключают однозначность своей интерпретации ("Нет, он не одолеет сместит его "Силу" и "Волю"). Чувствуется также, что поэтом предполагается активность субъективной фантазии в восприятии этого стихотворения, что читатель в такой способ становится сотворцом художественных реалий, которые эта поэзия порождает.

                                    

 

                               А облака все тянутся...

Все мускулы и силы в свою борьбу возлагают...

                               И дышат тяжело...

Вогнянії стрелы - ежеминутно на землю спадают.

 

                               И слышишь ты голос...

Бросает он слово; вздрагивает отголосок из боли...

                               Неужели то от ужаса?

Нет, он не одолеет сместит его "Силу" и "Волю".

                                     

                               Уже слезы спадают...

Холодные, блестящие... Деревья отозвались шумом...

                               А облака все тянутся.

И сердце в тревоге и думы, навеянные грустью.

          

Стиль последних строф сохраняет розповідну описательную манеру и настроєвість. Поэтика создания настроения является вообще отличительной особенностью литературных произведений м. жука. Она присуща и его поэзии, и его прозе.

В прозаических жанрах он обращался к коротких форм - психологического этюда, новеллы, сжатого рассказа.

Специфику его прозаической манеры отражено в новелле "Дора". В центре этого небольшого произведения находится образ молодой красивой женщины, изображается ее духовное состояние и портрет ее судьбы.

Несколькими фразами писатель рассказывает, что Дора живет пирами, любовниками, развлечениями, не задумываясь над сложностями и текучестью жизни. Он показывает, что одного утра с ней и в ней на миг произошла перемена. Он рисует сцену, когда Дора вспоминает свое прошлое, знакомство с любовником, вспоминает брата-сухотника, что доживает свои последние времена в больнице, старую мать-попрошайки.

М. жук - психологический писатель, который пытается заглянуть в душевные потаємини. И этот момент взгляда Доры на себя, в себя и вокруг себя, и это бремя жизни, что его она, возможно, впервые почувствовала, осознала, оказались для нее неожиданно тяжелыми и гнетущими. Прозаик рассказывает, что его героини стало плохо от того, что она в эти секунды пережила, стало жутко от своей и окружающей жизни.

Настроения невыразимую боль, крайнего отчаяния на какую-то завладели Дорой. Как художник психологической действия м. жук развивает коллизию дальше, стремясь довести ее до кульминации. Он рисует эпизод, когда героиня выбегает из комнаты, где ей тяжело, душно, на природу и там начинает молиться, как будто замаливая свои грехи. Она переживает мгновенность раскаяния и очищения, миг веры в возможность перемен в собственной жизни. Обессиленная нервным возбуждением, открытием драматических струн своей души, гарячковитою молитвой, она засыпает.

Новелла "Дора" - это произведение с ощутимой лирического коллизией. Основное в нем - изображение мгновенной психологической мікродрами, что произошло в душе героини. Новеллистический характер произведения усиливается его финалом. Вспышка исповеди, покаяния является лишь мигом, фотографией зболілої души, в которой (в душе) все остается неизменным. Прозаик изображает, как приходит любовник Доры, забирает ее и все слезы надежды молодой женщины остаются в прошлом. Жизнь Доры продолжается так же, каким оно было и до этого.

Острое ощущение дисгармонійності настоящего, окружающей действительности, дисгармоний в человеческом сознании, психологическом мире - вот что объединяет поэзию и прозу м. жука, составляет одну из атрибутивных черт его литературного творчества.

Непросто выделить, какой художественный отрасли - поэзии или прозе - Михаил Жук придавал большего веса. В общем он рівноталановито проникался каждой из них. Так, весомым вкладом м. жука к области поэтического слова является создание, как отмечается в "Украинской литературной энциклопедии", первого украинского венка сонетов, который был написан в 1918 году ( 4 , 212).

Симфонизм литературных интересов м. жука усугубляется еще и тем, что он создал ряд пьес, среди которых выделяются "Легенда" и "Плебейка", часто выступал с искусствоведческими статьями. Значительное внимание он уделял написанию произведений для детей, которые же сам и иллюстрировал. Это сборник сказок и рассказов "Ох" (1908), "Сказки" (1920), "Дримайлики" (1923), "Пришла зима" (1927), "Часы" (1928) и др. Содержит его писательское наследие и воспоминания о м. Коцюбинского, и. Франко. Работал он также как переводчик и осуществил перевод драмы А.блока "Роза и Крест", пьес О.Уайльда.

в 1925 году Михаил Жук переезжает в Одессу, где в художественном институте руководит отделом литографии на графическом факультете. В 20-е годы он становится живым художником-классиком, признанным художником. Его работы активно экспонируются в Украине, а также в Кракове и Вене.

В это время м. жук дружит с известным херсонским художником Георгием Курнаковим, приезжает в Херсон. в 1930 году в Херсоне был создан филиал Ассоциации художников Красной Украины. На первую ее выставку Михаил Жук привез несколько своих произведений, среди них была и широкоизвестная работа "Глава Н." ( 6 , 4).

После реорганизации Одесского художественного института в художественное училище Михаил Жук "руководит керамическим отделением художественного училища и преподает керамическую композицию" ( 1 , 192). Много сил на этом этапе духовного развития художник отдает педагогической деятельности, воспитывая у студентов чувство художественной красоты и совершенства.

В послевоенное время м. жук продолжает преподавать в Одесском художественном училище и управлять керамическим отделением.

Михаил Жук был скромным человеком и с подчеркнутой скромностью относился к себе, к своему художественного развития и таланта. Он не просто жил искусством - в его сознании существовал культ искусства. Именно оно - искусство - стало солнцем, его творческого бытия. Рассуждая в зрелом возрасте над пройденным путем, м. жук скромно говорил о себе: "Я только мальчик с хворостиной в руках, и до сих пор смотрит на "чудо" искусства. Я уверен, что и дальше буду так же смотреть" ( 6 , 4).

Художник (в широком и точнейшему смысле этого слова) м. жук скончался на 81-м году жизни, 8 июня 1964 года в Одессе.

Творчество Михаила Жука - многомерное и полифоническое явление в образно-эстетической действительности ХХ века. Его творческая универсальность свидетельствовала о реальной безграничность человеческих возможностей и необъятную потенциальность украинского художественного сознания. Его творческая деятельность не только находилась у истоков, не только закладывала основы, виформовувала творческие предпосылки для национального литературно-художественного Ренессанса 20-х годов, но и стала составной частью этого Ренессанса. Собственной фигурой м. жук духовно связал художественную культуру конца ХІХ века с художественными традициями второй половины ХХ века. Он был личностью, что шагает сквозь время.

  
 
Литература

1. Герц Бурд. Избранник двух муз // Отечество. - 1968. - № 8. - С.188 - 193.

2. Жук М. Дора: Рассказ // Литературно-научный вестник. - 1907. - Книга 7. - С.62 - 65.

3. Жук М. Сгустились тучи небо... // Литературно-научный вестник. - 1908. - Книга 10. - С.53.

4. Жук Михаил Иванович // Украинская литературная энциклопедия: В 5 т. - Т. 2. - К., 1990. - С.212.

5. Литературоведческий словарь-справочник. - К., 1997.

6. Чуприна В. Мастер графических портретов // Надднепрянская правда. - 1968. - 29 мая.