Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Писатели Волыни в борьбе против польских влияний в 20-30 годах ХХ ст


 

Пребывания западноукраинских земель в составе Польского государства наполнена постоянной борьбой украинского населения за сохранение и развитие своих традиций, культуры и веры.

Пытаясь ополячить населения, польские власти начинают официальный наступление на украинскую интеллигенцию. Режим Пилсудского проводит политику "санации", которая распространяется на восточные границы Польши. Запрещались государственные школы, общества и т.д. Нужна была кропотливая работа многочисленных общественных деятелей Волыни, чтобы получить разрешение частно основать учебные заведения, театры, библиотеки - все то, что становилось центрами пассивного сопротивления ополячиванию.

В условиях господства и жестокого угнетения польского режима жили и творили писатели Волыни: О.Гаврилюк, М.левицкий, О.Станчук, Г.Орлівна, К.Поліщук, І.Матвіюк, И.степанюк, В.Китаєвський, М.Калинчук, Г.Жежко, М.Черкавський, І.Власовський, У.Самчук. Активный деятель революционного подполья, украинский поэт и публицист, член литературной организации "Горн", В.Г.Мизинець, в своих произведениях отразил нищету и эксплуатацию трудящихся Волыни, их борьбу за социальное и национальное освобождение.

Против колониального режима Польши была направлена творчество М.І.Калинчука [9, 111] - одного из авторов западно-украинской радикальной и прогрессивной зарубежной прессы (газет "Сила", "Сель-Роб", еженедельника "Свет", журналов "Новые пути", "Металлические дни", "Западная Украина", "Работница" и другие) [8, 94].

На страницах журнала "Окна" он формируется как настоящий поэт. В стихах "Маленькой Аленке", "Девчушка" из цикла "Аресты" Калинчук погружается в мир детского мировосприятия, устами ребенка высказывает мнение о полуголодное существование рабочих детей [1, 3]. Поэт удачно использует детскую язык в своих произведениях, вводит элементы диалога матери с дочерью, делает своеобразный срез отдельных слоев общества.

Через год М.Калинчук печатает в журнале отрывок из поэмы "Вартівничий". В первой части произведения он прибегает к воссозданию тяжелой жизни труженика, второй отрывок передает бодрое настроение боевого похода, веру бойца в правоту своего дела, ощущение счастья среди себе равных в борьбе за созидание нового мира.

"Его образность взята не с книжной эрудиции, а из впечатлений и реалий жизни. Поэт прибегает к народопісенних традиций, сочетая их с общим публицистическим пафосом", - отмечает исследователь его творчества М.Дубина.

Стихотворение "Дума о татарщину" - это попытка автора воссоздать в воображении читателя прошлое, показания новаторства поэта, его художественного роста, хорошего чувства ритма и исторической эпохи, с которой он проводит параллели.

Произведение "Крик" является образцом декларативной поэзии М.Калинчука. Здесь ненависть врагов-поработителей выраженная риторическими вопросами, доминирующими окличними предложениями. Образы произведения прямые, конкретные, почти без намека на метафоричность. В стихах "На Волыни бьют колокола", "Верю", "На грани", "Я знаю, что будет так" звучит могучий боевой клич, вера в освобождение из-под социального и национального угнетения.

Поэтическое творчество М.Калинчука, представленная в "Окнах", хотя и не лишена отдельных несуразностей, неточностей, все же проникнута искренним революционным пафосом. Она побуждала читателей к мысли о неестественность своего подневольного положения в условиях социального, национального, культурного и религиозного гнета, прямого и опосредованного белопольского террора.

Украинская поэтесса, учительница с Турійська Г.Ю.Жежко начала свой творческий путь в начале 20-х годов ХХ века одновременно с молодыми волынскими литераторами "новой волны" М.Калинчуком, В.Мизинцем, Г.Орлівною, О.Ляторинською, І.Степанюком, К.Поліщуком и другими. Часто не похожи по своим устремлениям и политическими убеждениями, они любили родную Волынь, воспевали ее красоту в своих произведениях.

Творчество Анны Жежко посвящена родной Волыни, крестьянам-полищукам, проникнута простотой и духом народной поэзии. Отголоски народных песен чувствуется в стихах "Две судьбы", "На песке, на белой глине...", "Моя добрая мамочка говорила в печали...", "Зацветают бушуют дубравы...", "Волынь моя, мой край родной..." и других, которые были помещены в збірочці "Розы за решеткой", изданной в "Молодежи" в 1968 г.

Глубоко осознанной саможертовністю, скорбью за быстропроходящей молодостью проникнуты строки этих стихов. В сопоставлены вечной красоты и изменений природы с почуваннями героини отзывается намек на неизбежность прихода весны - радикальных изменений в обществе.

Это им, поэтам и прозаикам, судились сначала польские тюрьмы, жестокие физические и моральные издевательства в застенках дефензиви, а потом уже новые скитания в сталинских лагерях. Немногим удалось выстоять, не отречься от собственных убеждений.

Один из них - Михаил Черкавский - "солидный господин, выдающийся культурный и политический деятель, который еще с царского времени преподавал в средних школах и издал на украинском языке несколько брошюр на тему "Просвещения"... Он был директором Дерманской учительской семинарии... Благородного вида господин с тихим, хрипловатым голосом, к которому мы все имели особый респект, ибо он был автором книжных публикаций. За первых выборов польского Сейма и Сената 1922 г. он стал сенатором и председателем украинской сенаторской фракции, далее был активным гражданином", - вспоминает Улас Самчук [9, 113].

В июле 1922 г. М.Черкавський участвует во втором просвітянському съезде в Луцке, где выступает с двумя докладами: "современные задачи в области дошкольного воспитания" и "Об украинизации службы божьей в целях религиозно-нравственного и эстетического воспитания". В мае 1923 г. М. Черкавский участвует в работе народного съезда, который был созван в Львове Украинской трудовой партией, в руководящий орган которой входил сенатор. От имени парламентарной репрезентации Волыни, Подляшья, Полесья и Холмщины М.Черкаський обращается к собравшимся с речью, заключительными словами которой были: "Все украинцы должны объединяться на единой народной платформе" [9, 116].

11 июля 1925 г. во Львове состоялся съезд Украинского Национально-Демократического Объединения (УНДО). Часть украинской интеллигенции Волыни во главе с Черкасским пристает к новообразованного формирования, которое целью считает получение соборного независимого демократического Украинского государства отстаивает самоопределения украинского народа на всех этнических землях. Сенатор М. Черкавский создает, выдает и некоторое время редактирует в Луцке две украинские газеты - "Община" (1925-1926 гг.) и "Украинская Громада" (1926-1929 гг.), - которые сыграли значительную роль в развитии национального сознания украинцев.

Идеи соборности, независимости, самоуправления, развития украинского школьного образования, требования обеспечения личной свободы, свободы вероисповедания, всех суверенных прав украинского народа находят отражение в еженедельнике "Украинская Громада". Еженедельник, для руководства которым издатель приезжает каждую неделю из Кременца в Луцк, выходит как орган "украинской национальной мысли", известный за рубежом. Из Франции и Германии поступают предложения о сотрудничестве. М. Черкавский руководит "Украинской Общиной" на основе понадпартійності и надкласовості, от которых старается не отстать и в деятельности среди масс.

Выступая в сенате 2 марта 1927 г., Черкавский отмечал: "Украина есть только одна на целом пространстве украинских земель, под всеми займанщинами, под всеми властями. И только за такую Украину, за соборную Украину, за ее естественное право к независимости, к самостоятельной жизни, к ее духовного расцвета и материального благосостояния будут бороться все силы украинской земли" [9, 113].

Еще одной выдающейся личностью на Волыни предстает Иван Власовський - украинский политический, церковный и общественный деятель, педагог, публицист и историк. Родился в 1883 г. на Харьковщине. Окончил Киевский университет Святого Владимира и Киевскую Духовную Академию.

В 1918 г. Иван Теодорович приезжает на Волынь. Имея опыт педагогической работы, он возглавляет Луцке мужскую гимназию и работает на должности директора до 1924 г. Власовський начинает и завершает ее украинизацию, делает первые шаги к превращению от мужского к смешанной. В Луцке, таким образом, появляется первая украинская гимназия.

Свою общественную и политическую деятельность І.Власовський продолжает в 1920 г. организацией в Луцке с польской власти общества "Просвита", возглавив его культурно-образовательную секцию. В настоящее время он принадлежит к Украинской Социал-радикальной партии [2].

15 февраля 1921 г. на первом просвітянському съезде в Луцке избран председателем Совета общества "Луцка Уездная Просвещение", но уже в 1922 г. І.Власовського переизбирают с этой должности через умеренность во взглядах. Иван Теодорович до 1927 г. возглавляет культурно-образовательную секцию общества, а в 1927 г. его избирают на должность заместителя председателя Совета, на которой он находился до закрытия "Просвещения" польской властью. В 1928 году общественность Волыни выбирает Власовского послом польского Сейма.

І.Власовський постоянно принимает участие в организации филиалов общества в городах и селах Волыни. При его участии были созданы такие общества-ячейки: в 1920 г. - в Рожище, Лавровые, Тростянце, Подгайцах, Воротной, Полонци, Коршеві; в 1921 г. - в Боратини; в 1922 г. - в Забрале; в 1923 г. - в пригороде Луцка - Красном; в 1925 г. - в Хорлупах, Городище; в 1926 г. - в Олыке; в 1927 г. - в Баковцях, Голишеві, Ратневі и других. Одновременно Иван Теодорович сотрудничает в газетах "Община", "Украинская Община", "Гражданский голос". В 1921 г. І.Власовський содействует учреждению в Луцке украинского книжного магазина "НИВА", которая обеспечивала книгами библиотеку ячеек "Просвиты", украинских начальных школ, Луцкой украинской гимназии [9, 90]. І.Власовський занимается просветительской деятельностью, помогает в работе ячейкам "Просвещения", выступая перед населением с популярными и тематическими лекциями.

На И-м (15 февраля 1921 г.) и II-м (8 июля 1922 г.) просветительских съездах он выступал с докладами "Украинская школа на Волыни" и "Состояние среднего образования украинского народа на Волыни". Это были теоретические, научные исследования по проблемам истории национального образования и дошкольной и школьной педагогики.

В середине 30-х годов І.Власовський активно включается в работу Волынского Украинского объединения. В октябре 1937 г. его избирают заместителем председателя окружной управы ВУО в Кременце [4], позже он становится членом правления воеводской рады ВУО [3].

С 1932 по 1935 г. в Луцке І.Власовський редактирует журнал "За соборность", а с 1935 по 1938 г. - "Церковь и народ". Эти журналы были популярными среди украинского населения Волыни. Их тираж составлял более 1000 экземпляров [5]. І.Власовський принимал активное участие в украинизации православной церковной жизни на Волыни, в частности был членом комиссии для перевода богослужебных книг, восстанавливал деятельность общества им. Петра Могилы в Луцке и Митрополичьего Совета [7, с. 292]. В 1934 г. его назначают на должность секретаря Волынской духовной консистории.

Во время Второй мировой войны І.Власовський эмигрировал за границу, где занимался исследованием истории УАПЦ [9, 91].

25 июля 2001 г. исполнилось 135 лет со дня рождения украинского писателя и публициста, композитора, деятеля культуры, талантливого педагога, врача, народного демократа Модеста Филипповича Левицкого. Судьба, жизнь и творчество его в значительной степени связаны с Волынью, с семьей Косачей и других деятелей украинской культуры. В земли нашего края, его похоронили.

С 1893 по 1897 г. Левицкий работал уездным врачом в Ковеле, дружил с семьей Косачей посещал их в Колодяжном, консультировал и лечил Лесю Украинку. Под влиянием Елены Полотнища он налаживает связи с "Старой Общиной", формируется как писатель и публицист.

Первый рассказ М.Левицького "За Колиивщины" появилось в 1901 г. на страницах журнала "Киевская старина". Это положило начало печатанию его произведений под псевдонимами Выборный, Макогоненко, Модест Филиппович и др. С помощью Косачей писатель налаживает контакты со "Старым обществом" занимается распространением украинского печатного слова, работой магазина НОШ, деятельностью "Просвещения" и ее библиотеки. В январе 1907 г. за участие в протесте против разгона социал-демократической фракции И Думы М.Левицького был арестован вместе с Лесей Украинкой, ее сестрой О.Л.Косач-Кривинюк, Б.Д.Грінченком и другими.

Вместе с женой З.Левицькою Левицкий переводил на украинский язык с русского, польского, французского, еврейского и других языков. Сам писатель владел десятью языками. Пребывание в гуще народа подсказывали ему темы для сочинений. В его творческом багаже были и публицистические статьи, и драматические произведения, фельетоны и юморески. Первый сборник рассказов вышла в 1907 г. и была положительно оценена Еленой Пчилкой [9, 94].

В 1912-1917 гг. Левицкий принимает активное участие в деятельности общества "Время" с книжным магазином, клуба "Семья", в развитии издательского дела, выпуска ежедневной газеты. С 1917 г. он активный деятель культурно-образовательных дел УНР.

С 1927 по 1932 г. Левицкий вместе с семьей сына живет в Луцке. Работает учителем украинского языка начальных классов украинской гимназии, заботится о языковой культуре, читает в городской библиотеке лекции по истории Украины, в гимназии - по вопросам этики, организует вместе с учениками выставку волынских яиц, гимназический кружок бандуристов, сам прекрасно играет на фортепиано, бандуре, гуслях, гитаре, учит детей петь, делится воспоминаниями о Лесе Украинке.

Больно Левицкий переживает факты социального, национального духовного угнетения украинцев польскими властями, с уважением относится к людям разных национальностей, много помогает больным людям, особенно детям. За доброту, отзывчивость, высокую интеллигентность волыняне называют его "дедушкой". Умер М.П.Левицький 16 июня 1932 г. в Луцке, где и похоронен.

При выработке современной всесторонней и объективной концепции новейшей истории Волыни и для глубокого понимания этих весьма противоречивых процессов, что протекали на ее территории, нельзя не упомянуть такую колоритную фигуру на фоне национально-освободительной борьбы 20-40-х годов, как писателя и политического деятеля Власа Алексеевича Самчука. Он родился в 1905 г. в крестьянской семье в Дермань на Волыни. Учился в гимназии в Кременце и, эмигрировав из Польши в 1927 г., - в Бреславскому университете и Украинском Свободном Университете в Праге. С 1925 г. начал печатать рассказы в журнале "Духовная беседа" в Варшаве и других журналах. В 1936 г. произведения были изданы отдельным сборником под названием "Найденный рай". С 1926 г. Самчук стал постоянно сотрудничать с "Литературно-научным вестником", "Колоколом" (Львов), "Самостоятельным мнением" (Черновцы), "Строительством нации" (Берлин).

Рассматривать участие У.Самчука в общественно-политической жизни Волыни в указанный период нужно в двух плоскостях. Во-первых, это тот влиянии, которое имела литературно-художественное творчество (роман-хроника "Волынь", повести "Мария", "Кулак", "Горы говорят", целый ряд новелл) на формирование национального сознания населения края в условиях национального и социального гнета и угрозы его физического уничтожения в результате "пацификации", сталинского террора, гитлеровского "нового порядка".

Вот как оценивали важнейшие голоса прессы первый том "Волыни" У.Самчука: "Волынь" поставила автора в первые ряды украинской литературы. У.Самчук это действительно, кто знает, не одинокий корифей украинского писательства... Его можно поставить рядом Кнута Гамсона и Раймонта... "Волынь" наверняка станет обязательной литературой в наших средних школах [10]. В таком же духе писали о произведении "Волынь" журналы "Колокол" ч.VIII-IX, 1934 г., "Навстречу" 1.09.1934 г., "Новая заря" 29.10.1934 г. и 4.12.1934 г., "Вестник" кн. XII, 1934 г., "Крестьянский путь" 14.10.1934 г., "Горизонты" ч. Х-ХІ 9.04.1936 г. [6, 20].

Во-вторых, нужно рассматривать собственно политическую деятельность У.Самчука. Сюда нужно отнести принадлежность к террористической группы Украинской военной организации во время обучения в Кременецкой гимназии в начале 20-х годов, активное участие в эпопее "Карпатской Украины" в 1938-1939 гг.

Неудачная попытка перехода польско-советской границы в 1924 г., сотрудничество с нелегальным националистическим журналом "Сурьма" в начале 30-х годов, принадлежность к ОУН-М накануне войны Германии с СССР, редактирование газеты "Волынь" в 1941-1942 гг. Уже один перечень этих фактов свидетельствует противоречие формирования политического мировоззрения Уласа Самчука. Но одно неоспоримо: место У.Самчука в общественно-политической жизни края в 20-40-х годах настолько значительное, что обойти вниманием эту фигуру невозможно. Особенно, если учесть его непосредственные знакомства с Д.Донцовим, А.Мельником, О.Ольжичем-Кандыбой, О.Сенником, М.Сціборським и другими деятелями националистического движения. Он уделяет им значительное место в своих воспоминаниях ("На белом коне", Виннипег, 1980; "На коне вороном", Виннипег, 1990; "Планета Ди-Пи", Виннипег, 1979) [9, 119].

Епопейний произведение В. Самчука - трилогия "Волынь" (1932-1937 гг.) - это гимн великому края Украины - Волыни, его самобытным людям, гимн крестьянскому труду, любви к земле, семейным устоям народной жизни.

Не стоит рассматривать "Волынь" как некий сугубо идеологический роман. Уласа Самчука интересует не столько политика, сколько объективный течение самого исторического бытия народа, который он старательно исследует. В трилогии выведен собирательный образ украинской молодого человека конца 20-х - начале 30-х годов ХХ ст., которая стремится найти место Украины в мире и пути ее национально-культурного и государственного становления.

Идейным продолжением "Волыни" есть повесть "Кулак" (1932 г.). В повести "Мария" (1934 г.) воспроизведено трагедию голодомора украинского народа на центральных и восточных украинских землях в 1932-1933 гг. Повесть "Горы говорят" (1934 г.) посвящено борьбе гуцулов с венграми в Закарпатье.

В условиях польского господства прогрессивная интеллигенция выступила против социального и национально-религиозного угнетения, полонизации украинской школы, за развитие народного образования и культуры. Широко использовались для этого трибуны польского сейма и сената. Достаточно активное участие принимала интеллигенция в деятельности политических и общественных организаций, ревниво отстаивая в них украинские права.

Прогрессивные деятели культуры, культурно-образовательные организации распространяли и пропагандировали произведения украинских писателей. Этим занималось Научное общество им. Т.шевченко, которое имело свои магазины в Луцке, Ковеле, Кременце; кооперативная союз "Наша культура" с книжными магазинами в Здолбунове, Ровно, Ковеле, Сарнах, Луцке, Дубно и Гороховые. В популяризации научных знаний определенную роль сыграло Волынское общество приятелей науки, которое существовало в Луцке.

Значительную культуроведческую работу среди волынян развернули "Просвиты", которые открывали в городах и селах библиотеки и читальни.

Свой вклад в борьбу против ополячивания и окатоличивания населения края сделали писатели Волыни. Произведениями, а также общественной, культурно-освітницькою и политической работой они способствовали утверждению украинского национального сознания, вселяли веру в людей в социальном, культурно-национальное и религиозное освобождение. Благодаря деятельности интеллигенции Волыни, в частности писателей и публицистов, население края не потеряло чувство национальной идентичности и могло противостоять польским влияниям.

Литература

1. Окна. - 1923. - ч. 10.

2. Государственный архив Волынской области (ДАВО), ф. 1, оп. 2, спр. 31, арк. 71.

3. ДАВО, ф. 1, оп. 2-а, спр. 197, арк. 3.

4. ДАВО, ф. 46, оп. 9, спр. 675, арк. 15.

5. ДАВО, ф. 46, оп. 9, спр. 1895, арк. 196.

6. Звон. - 1991. - № 5.

7. Энциклопедия украиноведения. - Т. 1. - К., 1993.

8. История Волыни. - Львов, 1988.

9. Прошлое и современное Волыни. Исторические фигуры края. Тезисы докладов и сообщений V Волынской историко-краеведческой конференции 11-13 октября 1991 г. - Луцк, 1991.

10. Победа. - 1934. - 1 сентября. - ч. 21.