Тарас Григорьевич Шевченко - великий украинский народный поэт. Он был сам выходцем из народа, а поэтому ему, как никому другому, были близки и понятны его страдания. Испытав на себе нечеловеческого отношения господ, издевательства, пытки, Тарас Григорьевич всю свою жизнь посвятил служению идее освобождения трудящихся, его произведения - это произведения критического реализма. В каждом слове, в каждой строке поэта звучит ненависть к угнетателям.
Шевченко!.. Его бессмертное имя и неповторимые произведения вот уже полтора века живут в сердцах народа, в его мечтах и надеждах. Шевченко вышел из народа, жил с народом, видел его тяжелую жизнь, горькие слезы. Эти слезы наполнили сердце поэта ненавистью к угнетателям.
Тараса Шевченко волновали болезненные проблемы современного ему жизнь? И чтобы иметь будущее, народ должен знать свое прошлое и понимать настоящее.
Историческая поэма "Гайдамаки" - это рассказ о борьбе украинского народа за свои социальные, национальные права против польской шляхты. Написано произведение на основе народных преданий и рассказов очевидцев тех событий. Всенародность борьбы против гнета выраженная органичным сочетанием рассказы о восстании 1768 года и личными судьбами персонажей. Воля для Украины, счастье для родных - это флаг гайдамаков, которых поэт называет своими сыновьями. Каждый персонаж несет в себе огромный эмоциональный заряд "казацкой славы", который всегда находится на острие сабли.
Колоритный фигурами в произведении является Ярема Галайда, Максим Железняк, Иван Гонта. Особой теплотой очерчен образ восставшего народа. Это настоящие герои-орлы, что слетелись на крик неньки Украйны, чтобы спасать ее. Они разные по характеру, взглядам, и объединяет их одно - воля
для своей земли.
Один из главных героев поэмы - наемник Ярема, вырос до активного современника восстания гайдамаков. Шевченко постепенно раскрывает его душевные силы:
Ярема гнулся, потому что не знал,
Не знал бедолага, что выросли крылья,
Что неба достане, когда полетит.
Он страдает, изливает свою печаль Оксане, но по-новому чувствует себя среди восставших. Там есть возможность вспомнить давние казацкие обычаи, почувствовать дух рыцарства, честь славных гетманов. А в бою это уже другой Ярема - не согнут наемник, а гордый мститель.
А Ярема - страшно глянуть -
По три, по четыре
Так и кладет.
Он и нежный в отношении Оксаны, и грозный во время мести. После бракосочетания сразу же спешит к отряду, чтобы до конца выполнить свои обязанности. Этот образ проникнут не только ненавистью, но и большой любовью, духом романтики, казацкого рыцарства.
Поражает правдивость в изображении исторических личностей Гонты и Зализняка. "Отец Максим", так называют его в отряде, заботится о товарищах, защищает их в бою.
Важнейшие черты его характера: выдержка, бесшабашность, молодеча отвага проявляются во время боя, привычного дела казака. Потому Зализняк даже среди врагов, в гуще борьбы "идет себе люльку курит". Этот покой не показной, ибо он знает и цену жизни и цену смерти. И самое главное, конечно, цену общества славных запорожцев, единомышленников.
Фигура Гонти вырастает в поэме до высот национального героя, которому взломать присягу нельзя - надо служить народу. Вот для этого и показаны в поэме эпизод убийства им своих детей, потому что воспитывались у иезуитов и были католиками. Эта трагическая сцена имеет глубокий философский смысл: человек способен на убийство родных ради великой идеи всенародного счастья.
Хотя и трудно понять вину маленьких детей, оправдать их смерть, ибо не стало людям лучше жить после этой трагедии. 1 не оправдывает Гонта его обращение к сыновьям:
Поцелуйте меня, дети,
Потому что не я убиваю,
А присяга.
Похороны детей, сожаленья над ними, продолжения борьбы за Украину не дают покоя его душе, не приносит радости победа над врагом, потому что самое большое горе для отца - пережить собственного ребенка.
Шевченко мастерски изображает прошлое нашей Украины, осуждает внуков, которым безразлична судьба и Гонты и Зализняка, и всего казачества, зложило головы за свободу.
И гениальность Кобзаря в том, что он своим произведением пробуждает национальное сознание, заставляет задуматься над тем, чьи мы дети. Славная история борьбы наших предков за независимость - это залог славного будущего.