Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МАРКО ВОВЧОК
Главные образы повести Пустая Вовчка «Институтка»: сравнительный анализ

Повесть «Институтка» марко Вовчок, как и большинство его произведений, посвященная теме жизни крепостных. Важно, что в этом произведении писательница мастерски изображает не только жизнь и психологию крепостных, но и психологию помещиков. Все персонажи условно делятся на две группы - крепостников и крепостных. К первой группе относятся барышня, старая госпожа и врач, муж барышни, а ко второй - Устина, Прокоп, Екатерина, Назар и старая бабушка.
Попытавшись сравнить эти образы, я обратил внимание прежде всего на то, что у крепостников отсутствуют имена. Автор так и называет главную героиню - институтка, барышня, без имени, то же касается и старой дамы, и врача. Почему так? Возможно, потому, что эти люди не являются людьми в полной мере, они ориентированы на материальное, на собственные прихоти, на удовлетворение своих приземленных потребностей. Поэтому будто они не достойны иметь человеческие имена. Господа, конечно, имеют образование. Барышня училась в Институте благородных девиц, однако пошла ей это образование на пользу? Нет, она, по ее собственному выражению, пропускала мимо ушей такие «ненужные» дисциплины, как история, география, астрономия. Она вышла из учебного заведения не только не получив знаний, но и не став человеком. Зато крепостные крестьяне, неграмотные, обычные люди, поражают и вызывают глубокую симпатию своей духовностью, которую они черпают не из книг, не из пустых моралізаторств, которые часто так и остаются только словами, но из самой жизни. Они духовные и образованные душой от самого рождения, потому что несут в себе память рода, мудрость своего народа, библейские заповеди...
Именно такой предстает перед читателем Устина. Она имеет очень поэтическую душу, ее размышления о природе не уступают поэтичностью и красотой картинам известных художников или поэтическим произведениям... Эта мечтательность, душевная красота дана ей от природы. Устина с уважением относится к своим подругам, к старым людям, к окружающим. Едва ли не наибольшей ценностью для нее является само понятие Человека, человеческой жизни. Когда мы вспоминаем образ Устины, слово Человек само собой пишется с большой буквы... Однако принципы всепрощения в душе Устины перерастают в пассивность: она не сетует на своих угнетателей, готова терпеть все, что посылает ей судьба. Не таким предстает Прокоп - мужчина Устины. Он не хочет и не собирается терпеть издевательств людей. Мне очень нравится его смелая и решительная натура, острое ощущение несправедливости и готовность бороться против нее. Женившись, барышня и врач переезжают на хутор, где издевательства с крепостных продолжается. Барышня ведет себя не только несправедливо и жестоко, но порой просто истерически. Она манипулирует своим мужем, и читатель порой задумывается: действительно ли она любит его? Зато отношение Устины к своему мужу принципиально другое: она поддерживает его во всем, не требуя подтверждений его чувств, потому что чувствует его душу, как свою собственную.
Кульминацией произведения является эпизод, когда барышня хочет побить бабушку. Этот эпизод вызывает у меня глубокое возмущение, потому что поднять руку на старого человека - верх жестокости и нечеловеческому поведению. Барышня бросается и на Устину, но Прокоп защищает ее. После этого Прокопа отдают в армию... Получается, за свой справедливый решительный поступок ему приходится так расплачиваться. Но Прокоп не кажется, потому что для него правда превыше всего, он готов терпеть за свою правду, за счастье своей семьи.
Марко Вовчок создает разнообразные, яркие образы. Каждый из персонажей повести имеет собственный нрав, собственный взгляд на жизнь. Поражает противопоставление психологии крепостных и господ. Так часто образованность вовсе не гарантирует доброты души, а простота и неграмотность не мешают человеку иметь «просвещенное» сердце, изысканную и красивую душу... Даже в нашей жизни мы часто в этом впевнюємось.