Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Михаил Петрович Драгоманов

 
 
Михаил Петрович Драгоманов родился 30 сентября 1841 г. в г.гадяче на Полтавщине в семье мелкопоместных дворян. Личность Михаила формировалась среди простого люда, который окружал его с детства. Отец был честным и справедливым человеком, хорошо относился к крестьянам. Как и дядя Яков, бывший декабрист, он учил парня набираться знаний, чтобы отдать себя труду на благо родного края.

Учась в Полтавской гимназии, Драгоманов интересовался прежде всего гуманитарные дисциплины, особенно прошлым украинского народа, его безнастанною борьбой за лучшую долю. А еще местный учитель истории О. Стронин привил ему интерес к трудам европейских просветителей Вольтера, Руссо, Дидро и др. Об этом вспоминал Драгоманов, который и сам впоследствии стал одним из первых украинских просветителей.

1859 г. любознательный юноша поступает на историко - филологический факультет Киевского университета. Высшая школа, откуда вышло немало украинских деятелей, всегда была индикатором общественных противоречий, поэтому нетрудно представить, какие настроения царили среди студенчества накануне и в начале общественных реформ в России. Еще во время учебы М. Драгоманов ступил на просветительской деятельностью: преподает в воскресной школе на Подоле, а после ее закрытия - в Временной педагогической школе.

И впоследствии, выпускник университета, он не порывает с педагогической деятельностью - работает в 2-й Киевской гимназии. Как раз просвещение приводит Драгоманова 1863 г. в Киевской общины. Здесь он знакомится с В. Антоновичем, П. Житецьким, М. Лысенко и другими деятелями. Свои творческие поиски и практическую работу направляет на сближение школы с жизнью, охват образованием широких масс, максимальное повышение ее эффективности. Несмотря на указ министра внутренних дел Валуева, что ограничивал употребление украинского языка, публикует в газете «Санкт - Петербургские ведомости» ряд статей: «Земство и местный элемент в народном образовании», «О педагогическом значении малорусского языка» и др., где открыто выступает против политики русіфікації школы и отстаивает обучение на родном, украинском языке. Эта проблема становится особенно актуальной с появлением в Украине земств, которые играли значительную роль в развитии образования.

Вместе с тем, изучая историю древнего мира, он прослеживает механизм функционирования общества и государства и приходит к выводу, что общество - целостная система, развитие которой тесно повўязаний с экономикой, социальными отношениями, политикой, культурой. Это дает ему возможность заложить основы политической доктрины: «Уменьшив хотя бы немного то, что сам народ называет своей темрявоою, мы підкопаємо и те основы, что на них держится и вымогательство, которое заедает народ».

1864 г. М. Драгоманов брак с актрисой Людмилой Кучинською, которая стала ему верной женой и помощницей. В первой половине 1870 - х гг. Она организовала общество дневных начальных школ в Киеве, переводила и популяризировала в российских журналах произведения украинских писателей, занималась исследованиями в области украинского языкознания.

В своей первой обстоятельной работы по истории Украины «Малороссия в ее словесности» М. Драгоманов показал себя как неординарный историк, с собственной концепцией, которая противоречила официальной. Так, начав рассказ с древнейших времен, он доказывает, что современный украинский народ - наследник не только казаков, но и государственнических традиций Киевской Руси, Галицкого княжества.

С 1864 г. он - приват-доцент, а с 1870 - го - доцент кКиївського университета. С целью совершенствования квалицикации, Драгоманов выезжает на три года за границу. В крупных университетских центрах Гейдельберга, Берлина, Рима, Вены, Флоренции и др. исследует местные архивы, знакомится с действительностью европейских стран, передовой мыслью и ведущими политическими теориями, в частности П.-Ж. Прудона, которые имели влияние на формирование собственной политической концепции ученого, изучает положение национальных меньшинств, в том числе и словўянських народов, среди них галичан в составе Австро-Венгрии и поляков в составе Германии.

в 1873 г. он возвращается в Россию с уже сформированной политической доктриной федеративного социализма. Будущая государство представлялось ему федерацией свободных общин, которые бы обўєднували людей на основе общих территории и хозяйственной деятельности и составляли автономные национальные единицы. Для достижения этой цели он определил три этапа: духовно-просветительский, политический(получения политических свобод, введения конституции) и реформирования социально-экономических отношений. Решительно осуждая политические авантюры и насильственные революции, Драгоманов считал, что любое политическое движение должно характеризуватся участием в нем всего народа, а также разделял в своей политической доктрине временной дистанцией культурно-просветительской и политический этапы создания государства, ибо в обществе, не способном управлять собой, самоуправлятись, отмечал он, не может быть и речи о радикальных изменениях. «Пока не выработаем себе лексикона и грамматики, не выдадим памўяток нашего языка с XI в. до песен, не напишем истории своего народа... до тех пор должны сидеть, присыпав голову пеплом, в политику не лезть и прокламаций не писать». Тем-то и уделял Драгоманов такое большое внимание развитию украинской литературы, приветствовал «Грамматику» П. Кулиша, тщательно исследовал творчество Т. Шевченко.

Драгоманов принимает активное участие в общественной жизни Надднепрянской Украины 1873-1875 гг. Это и преподавательская работа, и деятельность в Киевской общине. Фактически он сам редактирует газету «Киевский телеграф», в котором сотрудничали П. Житецкий, П. Чубинский, С. Подолинский и др., налаживает отношения с российскими народниками А. Желябовим, О. Дейчем, Я. Стефановичем, собирает средства для повстанцев против турецкого гнета в Герцеговине. Не оставляет, однако и исследовательской работы. Выходит его совместная с В. Антоновичем труд «Исторические песни малорусского народа», которую они начали писаати еще в 1869 г., «Малорусские народные предания и рассказы», «Про украинских казаков, татар и турок» и др. Отстаивая мнение, что решающая роль в истории принадлежит народным массам, он исследует воспроизведения исторических событий в народном творчестве, а также изменения в менталитете простых людей.

Немало сил Драгоманов приложил (и в этом большая его заслуга перед Украиной) к налаживанию связей между украинским движением в Приднепровье и на западноукраинских землях. В Галичине, бывшей тогда под властью Австро-Венгрии, жилось свободнее, чем в Российской империи, поэтому там зусередилася и большая культурная работа, которая впоследствии принесла возрождения всему украинскому народу. Недаром Галичину называли «украинским Пьемонтом» (в 1859-1860 гг. Вокруг Пьемонта произошло объединение Италии).

Драгоманов активно сотрудничал с И. Франком, О. Терлецким, В. Навроцьким и другими молодыми галицкими деятелями. Его статьи печатались в газетах и журналах «Правда», «Дело», «Друг», «Общественный друг». 1873 г. на организационном совещании по случаю основания общества им.шевченко он настаивал на необходимости развернуть научную и литературно-исследовательскую деятельность в обеих частях Украины. Однако признание роли Галичины в культурной жизни всего украинского народа не затуляло от него и пороков, присущих некоторым кругам украинства, поэтому отрицательно относился к абсолютизации национального момента, враждебности ко всему русскому, недооценки социальных требований в украинском движении. Он сделал немало и для привлечения И.франко и других молодихгаличан к социализму. Не скрывая своих убеждений, часто вступал в дискуссии на страницах журналов («Правда», «Заря», «Дело»), а в труде «Шевченко, украинофилы и социализм» в отличие от некоторых галицких оппонентов показал настоящего великого Кобзаря, без купюр. Драгоманов пытался довести до сознания галичан значимость тех всеукраинских задач, что стояли перед ними.

В середине 1870-х гг. силы реакции начали наступление на украинское движение. Было закрыто «Киевский телеграф», а в 1876-м вышел Эмский указ Александра II, который сделал невозможным дальнейшее развитие украинской культуры и национальной науки. Еще в 1875 г. Драгоманова был уволен из университета за политическую неблагонадежность. В следующем году он по поручению «Общества» выезжает за границу и основывает в Женеве свободную украинскую типографию, а также занимается политической работой.

Травля украинства в России, и даже репрессии против буржуазных либералов радикализировать политические взгляды Драгоманова. Как видно из его статей «Турки-консультант и внешние», «До чего довоевались», «Внутреннее рабство и война за освобождение», он больше не разделяет временной дистанцией культурно-просветительский и политический этапы освободительного движения, поняв, что борьба за политические свободы так же необходима, как и культурная работа. Этот тезис становится определяющей не только для галицких украинцев, а и для новой генерации надднепрянских деятелей начала ХХ ст.

Цель пребывания за границей и направление своей деятельности Драгоманов сформулировал в журнале «Община». Во-первых, это дать материал об Украине, во-вторых, путем освещения прогрессивной политической мысли, в том числе западноевропейской, способствовать образованию политических кружков в Украине. То есть связь Украины с Европой должен стать двусторонним. Важно было предоставить украинскому движению общеевропейского звучания, добиться его поддержки в мире. 11 мая 1878 г. он выступил на литературном конгрессе в Париже с докладом «Литература украинская,проскрибована российским правительством». Рассказав о богатстве украинской литературы, Драгоманов выразил надежду, что «конгресс не останется равнодушным к нашим жалоб и найдет способ помочь». Одновременно он энергично поддерживал славянские народы, выступали против господства Турции. Весомым для популяризации идей украинского движения стало знакомство Драгоманова с одним из ведущих европейских социал-демократов - Е. Бернштей-ном.

Но самым важным делом была издательская и публицистическая деятельность. В течение 1878-1881 гг. выходят пєять номеров журнала «Община», который стал для Украины тем, чем «Колокол» Герцена для России. В издании Драгоманову оказывали помощь С. Подолинский, М. Павлик, жена Людмила (заведовала экспедицией журнала). Как раз в «Общине» появилась политическая программа украинского движения с требованием полной самостоятельности союза свободных общин Украины. Драгоманов, по сути, сам редактирует еще один журнал - «Вольное слово» и публикует статьи, посвященные борьбе против самодержавия, развитию украинской литературы и образования. Анализируя государственный бюджет России, он отмечал, что в привилегированных школах на каждого ученика тратят в среднем 1000 руб. в год, а в народной - 4 коп. Его исследования были направлены в русло исторических традиций украинского народа. Не разделяя взглядов П. Кулиша, который считал казаков лишь «хулиганами», Драгоманов доказывал, что казачество по своему устройству приближалась к свободных европейских государств.

Он тесно общался с русской эмиграцией, членами «Народной воли», «Черного передела» и других народнических организаций, критикуя их, в частности в статье «Малороссийский интернационализм», за игнорирование национального вопроса и великодержавный шовинизм. Упрекал и молодым украинцам, которые вступали в российских революционных организаций, потому что считал, что социалистические партии будут понимать и отстаивать потребность народа, если будут националь-ными.

Издание «Общины» и статьи Драгоманова в «Вольном слове» привлекли внимание всей Европы. А тем временем его отношения с украинским движением в России складывались значительно хуже. Радикализация взглядов Драгоманова, с одной стороны, и наступление реакции в России - с другой, привели к прекращению финансирования Киевской общиной журнала Драгоманова, позже и до открытого разрыва между ними. Но он сохранил хорошие отношения и переписывался с М. Лысенко и М. Старицким, с которым был знаком со времен учебы в Полтавской гимназии, а затем в Киевском университете.

С тех пор Драгоманов рассчитывает лишь на поддержку украинского движения в Галичине, хотя не теряет надежды на эволюцию надднепрянских деятелей. 1886 г. он публикует статью «в Преддверии новых смут», где выдвигает идею создания украинской радикальной партии. Идея эта нашла широкую поддержку среди галицких украинцев, которые были готовы к открытой политической борьбы за права украинского народа.

Последний период жизни Драгоманова связан с Болгарией. 1888 г. в Софии был основан Высшую школу, которая превратилась в университет. Туда и пригласили его в 1889 г. профессором кафедры всеобщей истории. Воспитанники Драгоманова впоследствии стали известными болгарскими учеными. Одновременно он редактировал научный «Сборник за народные умотворення, наука и книжнина».

Не забывал и Украину. Большое внимание уделил Галичине. Был идейным вдохновителем Русько-украинской радикальной партии, созданной в 1890 г., публиковал в печатном органе этой партии «Народ» свои статьи. Позже сотрудничал в основанном И. Франком газете «Хлебороб», написал предисловие к его книге «В поте лица».

Труд Драгоманова «Чудацькі мысли об украинском национальном деле», написанное им за несколько лет до смерти, можно считать завещанием ученым в области исследования украинской истории. В ней он призвал россиян бороться вместе с другими народами против самодержавия, за свободу и децентрализацию общественно - политической жизни.

Умер М. Драгоманов 2 июня 1895 г. в Софии. Жена ученого и сын Светозар принимали активное участие в украинском движении. Его дело продолжила и племянница, выдающаяся украинская поэтесса и политическая деятельница Леся Украинка. Уже в следующем году после смерти Драгоманова она основала социал-демократический кружок в Киеве.

Научные исследования этого выдающегося украинского историка, литературоведа, фольклориста, экономиста и філсофа не только стали достоянием тогдашнего литературоведения, но и дали толчок дальнейшему развитию украинской общественно-политической мысли. Его идеи, как уже отмечалось, оказались более приемлемыми на галицком почве, хотя понесли их влияния и деятели Приднепровья, которым в годы национально-демократической революции пришлось развивать государство.

Творческое наследие М. Драгоманова не одинаково оценивается различными представителями украинской политической мысли. Его доктрину резко осуждал Дмитрий Донцов, один из идеологов украинского национализма. Однако социализм Драгоманова, его ориентация на народные массы и сотрудничество с прогрессивными силами всех наций были чуть ли не единственно возможными ориентирами в условиях низкой культуры населения и отсутствия украинской политической элиты. Это был закономерный этап в развитии украинского национального движения.

Плодотворная и многогранная деятельность М. Драгоманова остается образцом служения (в его же понимании) украинской нации. А сам он принадлежит к лику тех, кто стал солью земли украинской.