Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Ольга Косач
ДЕТИ - ЭТО НАШ ДОРОГОЙ КЛАД, ЭТО НАША НАДЕЖДА, ЭТО - МОЛОДАЯ УКРАИНА Ольга Петровна Драгоманова (по мужу Косач)



Эти слова принадлежат человеку, который всю жизнь посвятил делу развития украинской культуры, неутомимо и самоотверженно трудилась во имя возрождения украинской нации. Зовут этого человека Ольга Петровна Драгоманова (по мужу Косач). Псевдоним, который она себе выбрала и под которым чаще всего печаталась, - Елена Пчилка.

Поэтесса, автор прозаических и драматических произведений, переводчик, ученый, фольклорист и этнограф, публицист, издатель, активная общественная деятельница - это все она, Елена Пчилка. А еще - красивая женщина, нежная и мудрая мать, которая воспитала гениальную Лесю Украинку, взлелеяла ее талант.

Родилась Ольга Петровна Драгоманова 29 июля 1849 года на Полтавщине, в городе Гадяче.

Вот как рассказывала Ольга Петровна о местах, где прошло ее детство:

"Была и гадячский усадьба на высокой, крутой горе и спускалась к реке Псел. Под самым Гадячем впадает в Псел река Грунь и вместе с водами Псла окружает большой остров с кудрявыми ивами, а вне острова расстилается зеленая долина, пока не замика ее горизонта на большой вечнозеленый сосновый бор... Глядя из нашего окна на все то сочетание гор, воды и зеленощів, я всегда думала, что это едва ли не лучший на всю Полтавщину пейзаж, - а она же имеет так много замечательных уголков".

Елена Пчилка происходила из славного рода Драгомановых, відомго еще во времена гетманщины. Предки ее находились на дипломатической службе у Богдана Хмельницкого, дядя - декабрист Яков Драгоманов - умер в ссылке в Сибири, отец Ольги Петровны имел юридическое образование, увлекался литературой, писал стихи, рассказы, собирал народное творчество. В своей юридической практике "держал руку "мелочи", всяких людей казацкого рода". Детей в семье Драгомановых приучали уважать природу, любить искусство. С гордостью за своих родителей Елена Пчилка говорила, что в то темное, жестокое время, когда полновластно царило деспотическое право, в их семье ни с кого не издевались, никого не наказывали, и дети вырастали, не видя никаких диких сцен расправы сильного с подвластным, а наставляло на хороший ум их только спокойное и ласковое слово.

Детей воспитывала и воспитывала мама. "Украинская течение - это наше естественное окружение... Насчет песен украинских, - вспоминала Елена Пчилка, - то не знаю, или еще в каком-то барском доме спеты их так много, как у нас". Мама и сама имела хороший голос, знала множество песен и пела их детям.

А когда дети подрастали до "книжной науке", тогда учил их отец.

С двенадцати лет Ольга Драгоманова училась в Киевском пансионате благородных девиц. Брат Михаил - выдающийся ученый, литературный и общественный деятель - привлекает ее к киевской "Громады" (культурно-образовательной организации либеральной интеллигенции). Здесь она знакомится с композитором Николаем Лысенко, писателем Михаилом Старицким, учеными, этнографами и фольклористами Павлом Житецьким, Александром и Софьей Русовими. До "Общины" входил также Петр Косач - тогда студент права Киевского университета. С ним познакомилась и в 1868 г. вышла замуж Ольга Петровна. Жили Косачи в м.Звягелі, затем в Луцке и селе Колодязному (Ковельского уезда).

В эти годы Ольга Петровна ведет активную издательскую деятельность.

Вместе с Михаилом Старицким она подготовила и издала два выпуска альманаха "Рада", с писательницей Натальей Кобринской выдала женский альманах "Первый венок", благодаря ей увидели свет "Спивомовки" Степана Руданского.

В 1886 г. выходит первый сборник стихов Елены Пчилки под названием "Мысли-мережанки", публикуются ее рассказы и стихи в украинском журнале "Заря". Здесь впервые начинает печататься и юная поэтесса Леся Украинка.

Недовольно существующей системой педагогики и школьного образования, прежде всего оторванностью ее национального и народного корни, супруги Косачей воспитывало и обучало своих детей - а их было шестеро - самостоятельно.

Ольга Петровна много сделала для развития их способностей, дала им разносторонние знания: учила музыке, рисованию, языкам, истории, поощряла к литературе.

С благодарностью и гордостью называла Леся Украина свою мать самой лучшей, самой умной, самой талантливой женщиной мирового уровня.

В конце 90-х годов семья Косачей переезжает на постоянное проживание в Киева. Ольга Петровна заведует литературным отделом "Киевского литературно-артистического общества", становится редактором и издателем журнала "Родной край", выступает с докладами об украинских, российских и польских писателей, пишет очерки и воспоминания о выдающихся деятелей украинской культуры: Т.шевченко, Є.Гребінку Лысенко, м. старицкого, М.Драгоманова, Б.гринченко, П.Житецького и др.

Ольга Петровна Драгоманова была активным общественным деятелем, для многих образцом мужества, силы воли, несгибаемости духа. На протяжении всей жизни она настойчиво, бескомпромиссно боролась за будущее возрождение национальной культуры, за право говорить, писать и печатать книги на родном языке. Неоднократно обращалась к царскому правительству с требованием отменить запрет печати и преподавание в школе на украинском языке.

Своим гражданским долгом Елена Пчилка считала просвітительсько-воспитательную работу. Много энергии и таланта отдал делу воспитания и образования украинских детей, "чтобы не вырастали они оборотнями, чтобы привыкали уважать свое родное".

"Дети - это наш дорогой клад, это наша надежда, это - молодая Украина", - неоднократно повторяла Елена Пчилка.

С 1908 года приложением к "Родному краю" она начала издавать ежемесячный журнал для детей, который так и назывался - "Молодая Украина".

В 1917 году писательница предложила создать при обществе "Просвита" комиссию, которая бы заботилась о детях, или "ребенок вырастет приятелем, или врагом Украины, то многое зависит от воспитания".

Елена Союз не была сторонницей революционных методов борьбы за социальную справедливость, основанный средство переустройства общества видела в культуре и образовании.

"Мама не была социалисткой, - вспоминала дочь Елены Пчилки Исидора, - считала социализм утопией, но она была демократкой и на словах, и на деле. Так же, как и врагом социального неравенства мама была всю жизнь и свои убеждения высказывала откровенно не только в своей семье или среди друзей, а широко в обществе, в прессе".

Либерально-просветительские идеи нашли отражение в творчестве Елены Пчилки, больше всего в ее драматических и прозаических произведениях, посвященных живописанию жизни и поисков его смысла украинской интеллигенцией.

Внедрение новых тем в литературе имело целью доказать полную состоятельность украинского языка в освоении сложных философских, социальных и общественно-политических явлений (вопреки утверждению некоторых деятелей русской и украинской культуры, которые считали, что русский язык пригоден лишь для изображения быта, природы и любви).

Ольга Петровна Драгоманова известна не только как автор стихов, рассказов, басен, публицистических выступлений. Она была выдающимся ученым-литературоведом, этнографом, фольклористом.

Ей принадлежат такие труды, как "Украинские колядки", "Украинский народный орнамент", "Украинские народные легенды последнего времени", "Украинская гумористика", "Почерки национальных типов в украинской народной словесности".

Во время революции и гражданской войны Елена Пчилка жила в Гадяче. Здесь она организовала любительский детский театр, писала пьесы для детей, редактировал местную газету. Затем она переезжает в Киев, где в 20-30-е годы работает в этнографической и литературно-исторической комиссиях Академии наук УССР. В 1928 году за выслуги в развитии украинской литературы, науки и культуры ее избрали членом-корреспондентом АН УССР.

В последние годы жизни, когда начались сталинские репрессии против украинской интеллигенции, Ольга Петровна Косач подверглась преследованиям.

Умерла Елена Пчилка 4 октября 1930 года в Киеве.

Долгое время о ней не писали, не печатали ее произведений, пытались вычеркнуть из истории литературы. И лишь в последнее время имя Елены Пчилки зазвучало в почете (в статьях, телепередачах, на вечерах памяти), которую ей давно уже мало отдать общество, об обновлении которого мечтала и для которого так много сделала писательница.