Статья
Елена Телига
Елена Телига - "поэтесса огненных границ" Д.Донців
И в паутине перекрестных красок
Я страстно мечтаю до самого утра,
Чтобы Бог послал мне величайший дар:
Горячую смерть, не зимнее умирание
Елена Ивановна Телига родилась 21 июля 1907 года в Петербурге или в Эллинскую в семье профессора, выходца из города Славянска, мать - белорусского происхождения, родом с Подолья из семьи священников Квочковських. Росла в висококультурному окружении, выучила русский, французский, немецкий языки.
В 1917 году семья переезжает в Киев, где отец занимает должность профессора Киевской политехники. После революции становится министром УНР, брат идет к украинской Повстанческой Армии.
1923г. - мать Елены переезжает с детьми до Каменца-Подольского. Это путешествие стало первым переломным моментом в жизни будущей поэтессы. Потому что воспитывалась в российском окружении, не знала о том, что она украинка, не знала украинского языка и начала ее изучать. В польской Тарнов поехала уже украинкой. Отца спрашивала, почему ничего не говорил про Украину. А он ответил:
"Здесь Украину каждый носит в сердце такую, какую себе выпестовал, которую завоевал себе в тяжелых соревнованиях с миром и собой".
Вторым поворотным моментом в судьбе Телиги стал контакт с российскими монархистами на большом балу, где Елена услышала насмешки с украинского языка. Она отвечает россиянам, что этот "собачий язык - мой язык! Язык моего отца и матери!"
В 1925 году поступает на историко-филологический отдел Украинского педагогического института, отец в это время ректор Украинской Академии. Елена ищет свою Украину. Она для нее не только Земля, но и нация. Большая цель требует сильного характера. Она хочет видеть такой характер у того, кто будет идти рядом в жизни. Им становится Михаил Телига, кубанский казак, петлюровец. Женятся. Познакомил Елену с Є.Маланюком, Ю.Дараганом, вячеславом кириленко, Д.Донцовим. Входит в Организацию Украинских Националистов, созданную е. коновальцем. Встречается в 1939 году с Олегом Ольжичем. Именно эта встреча становится третьим поворотным пунктом в жизни. Елена становится проводником художественного общества "Зарево". Впоследствии переезжает в Киев, где начали работать школы, лаборатории университета, Академии Наук, появилась газета "Украинское слово". Елена Телига возглавила союз писателей, редактировал литературный еженедельник "Лавры". Где поэтесса призвала человека стать свободным, ощутить свою принадлежность к народу, который борется против немцев. Этого немцы стерпеть не могли и вскоре арестовали редакцию "Украинского слова". Было предложено сократиться Елене, но она отказала, ее арестовали в Доме союза писателей. Вместе с мужем 21 февраля 1942 года расстреляна в Бабьем Яру. В камере тюрьмы найдена надпись: "Здесь сидела и отсюда идет на расстрел Елена Телига". Сверху - трезубец.
Один из палачей признался после расстрела: "Я не видел еще мужчины, чтобы так героически умирал, как эта красивая женщина".
"Смерть ... стала лишь осуществлением ее героической морали, вся его публицистическая и поэтическое наследие стало об'явом типа нового человека".
Елена Телига - это редкий тип женщины, в котором сочетаются сила, мужество, воля, бесстрашие с женственностью и обаянием. В творчестве Телега стояла на грани, где заканчивается спокойствие, серость будней и начинается огонь борьбы, настоящей жизни. Лирический герой - сама поэтесса. Творчество Телиги - это ее жизнь.
Главная тема - любовь, но слова "Украина" почти нет, поэтому есть такие объяснения Ю.Шереха:
"Можно творить поэзию высокого патриотизма, ни разу не употреблять слов родина или отчизна, можно пронять творчество пылкой любовью к Украине, ни разу не употребив слова ..."
Тематика творчества:
1. Сквозная тема - протест против равнодушия, серости, стремление полноты жизни ("Сучсникам");
2. Тема борьбы и героизма ("Осужденным", "Мужчинам", "Поворот");
3. Любовь к родной земле, к своему народу ("Письмо", "Поворот");
4. Жизненная мужество ("Жизнь");
5. Трагедия эмиграции ("Пятый этаж", "Этаж").
6. Тема любви ("Лето", "Я руке, била - не прощу").
7. Судьба женщины в жизни общества ("Мужчинам", "Вечерняя песня", "Мужчине")
В поэзии Елены Телиги совмещенная нежность, женственность, мужество, страсть, общественность. Это сочетание придает очарования поэзии Елены Телиги.
"Непревзойденным архитвором" назвал поэзию "Вечерняя песня" В.Державин.
Лирическая героиня поэзии нежная и ранимая, искренняя и щедрая, романтичная и в то же время сильная. Она тонко чувствует настроение и состояние другого человека. Только такая женщина может все пережить своим любимым назвать - "камни жестоких дней", увидеть в его глазах "пламенное пекло". Только такая женщина протянет ладони, чтобы принять в них собраны на трудных жизненных дорогах гнев и ненависть мужа, поддержать его, такого уставшего в эту минуту, но и теперь - "крепкого". Она знает, что усталость эта минутная, но именно сейчас человеку так нужны покой, ласка, поцелуй теплый и мягкий, как детский смех. А завтра - завтра снова бой. Она проведет своего любимого и подарит ему свой поцелуй, но уже не теплый и мягкий, а острый, как нож, поцелуй-оружие.
Женщина, считает автор, должна быть не обузой для мужчины, а его сообщником в борьбе, не підтинати мощь мужчине, а вдохновлять его на действия. Стихотворение имеет особую композицию. Вступительная часть элегически-любовная, полна покоя, нежности, ласки, заботы. А за этим - осознание необходимости борьбы, готовность пожертвовать покоем, семейным уютом ради большой и светлой цели.
Еще нет внешнего действия, но есть развитие мысли, чувства, точнее, предвидение того, что будет:
И завтра, когда просторы
Прорежет первая труба -
В задымленный черный мрак
Соберу я тебя сама.
Особенность поэзии Телиги в контрастности образов: крик и молчание; уста нежные, теплые и уста решительные, как выстрел,твердые, как лезвие меча; поцелуй мягкий, словно детский смех, и поцелуй острый, как нож.
"Вечерняя песня" - поэзия-открытие, где каждый новый строка, новый образ дополняет, расширяет рамки сказанного. "Это гениальная синтеза тематики любовной и общественной" (В.Державин).
"Современникам". Это обращение, призыв к людям жить полнокровно, как живет лирическая героиня "в святом союзе" боли и радости, смеха и нежности, мужества и холодной ливни с ветром и солнцем. Телига протестует этим стихотворением против серости жизни. Образы огня, воды, ветра традиционные в нашем фольклоре и художественной литературе. Они символизируют буремнисть, беспокойство, стремление чего-то необычного, небудничного и одновременно очищение, обновление. Этим образом пользуется Телига.
Заметемо огнем любви пределы,
Перейдем вброд бурные воды;
Мысли языков не раздутые огне;
У нас душа-колодец, из которого вы пьете.
В стихах "Танго", "Казачок" пульсирует радость, молодость, полнота жизни, где танец - действительно неунывающий. Здесь слово "танец" употреблен, чтобы подчеркнуть: жизнь - это совсем не беззаботный танец. Это слово отрицает понятие, которое оно называет.
|
|