Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ ПАВЛА ТЫЧИНЫ


 

Каждого большого художника история награждает громким названием, в котором отражается сущность его творчества. Шевченко она назвала Кобзарем, Пушкина солнцем русской поэзии, Франко - Каменщиком, Горького - Буревестником, Лесю Украинку - поэтессой-другом рабочих, Коцюбинского - солнцепоклонником.

Новатор! Так вслед за Горьким посетовала история Шест, выделив этим самым одну из ярких черт его творчества. Тычина принадлежит к когорте художников, которые везде и всегда подбирались "своего корня" и "своего глагола". Он умел вознестись на те вершины, куда не ступала нога его предшественников. Тичининський Эльбрус виден со всех концов планеты. К нему словами поэта Энрике Риверо обращается Куба:

Днепровский ветер

Принес нам надежду твоими устами.

Она прилетела

С предрассветными ласточками

В доме тех, кто никогда тебя не знал.

Лондонские туманы не заслонили сияние Эльбрус Тычины и от глаза английского критика Джона Фута : "Своими поэтическими средствами этот певец Украины не напоминает нам никого другого во всей мировой поэзии." Взволнованно приветствовал Шест испанский поэт Хулио Матеу:

Салют поэту, что мир охороня,

Салют певцу свободы и свободы,

Салют строителю,- он ежедневно

Мостами дружбы соединяет народы.

Могучий талант Тычины - щедрый. Он обогатил художественную сокровищницу произведениями феноменальными по своей правдивостью, искренностью, неповторимостью лиризма и совершенством формы.

Новаторство для Тычины - одна из закономерностей развития искусства. Оно находится в диалектической связи с такими понятиями, как классовость, народность. Понятие новаторства Тычина рассматривал в связи с традициями. Продолжение, развитие передовых традиций - это один из источников новаторства: "В искусстве реализма смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры."

Назначение художника - новатора поэт видел в том, чтобы ускорять движение к счастливому будущему. Тычина подчеркивал: "Новаторство рождается на путях служения обществу." Этой священной цели всегда служила творчество Тычины.

 

1918 год стал поворотным пунктом в творческой судьбе Павла Тычины. Первый сборник стихов "Солнечные кларнеты" принесла ему заслуженную славу и признание. Она стала значительным событием в украинской литературе, ознаменовав появление нового таланта, яркой художественной индивидуальности. На литературную ниву вышел поэт-лирик, который своим мастерством, искренностью и задушевностью, любовью к жизни и человека заставляет вспомнить великие имена Пушкина, Шевченко, Лермонтова, Франко, Леси Украинки.

Основу сборника составляют стихи, написанные в дожовтневі времена. Большинство из них присв'чено теме природы, любви. Поэт не оставался равнодушным и к общественным явлениям. Показательным для понимания его идейно-мировоззренческого и художественного роста являются произведения о революционных событиях 1917 года. В сборнике ощутимые импульсы громадянськоскі, что шли от традиций демократической литературы. Но это вовсе не означает, что Тычина поднялся в понимании процессов классовой борьбы на уровень таких своих современников, как Франко, Леся Украинка, или таких своих учителей, как Коцюбинский или Горький. Для поэта было еще много неясного в общественной борьбе. В его мировоззрении проявлялись противоречивые черты. И, несмотря на это, "Солнечные кларнеты" сыграли важную роль в развитии украинской поэзии.

Появление "Солнечных кларнетов" известила мир о приходе в литературу Павла Тычины - выдающегося мастера слова, который с большой художественной силой выразил "красоту нового дня" - красоту социалистической действительности. Не раз отмечался высокий художественный уровень этой сборки, с появлением которой открылся для читателей новый "сонячнокларнетний" мир наполненный буйством радостной природы, насквозь пронизан солнечной музыкой.

Многие исследователи отмечают музыкальность "Солнечных кларнетов" как характерную особенность этой сборки.

"Прежде всего музыка" - этот призыв французского поэта П.Верлена активно проводился в жизнь в декаденській поэзии конца XIX - начала XX вв. Теоретики и практики символизма не раз высказывались на кшталк того, что "поэзия есть внутренняя музыка" и "музыка - скелет поэзии".

Основа художественного успеха П.тычины заключается в том, что он, впитывая, как губка, в свою художественную систему основные достижения поэтической формы конца XIX - начала XX вв., сумел в символистских поисках выбрать для себя самое ценное, поднять его на новый, высший уровень. Одновременно поэт сохранил то основное, чего не могли сохранить символисты, - образную сущность слова. Более того, п. тычина сделал то, чего так долго и без особых успехов добивались декаденты, - нашел не виданный до сих пор синтез словесных и музыкальных способов выражения. П.тычина достиг такого синтеза именно потому, что "озвучивал" поэтическое произведение не только через сонорика слова, но и через его семантику. Вот один из наиболее показательных примеров такого "озвучивания":

Рощи шумят -

Я слушаю.

Облака бегут -

Любуюсь.

Любуюсь - удивляюсь,

Чего душе моей

так весело.

Эй, колокол гудит -

Іздалеку.

Мысли прядет -

Над нивами.

Над нивами - приливами,

Купая меня,

языков ласточку.

Анализируя механизм спрйняття музыкальных тропов "Солнечных кларнетов", можно заметить, что центральным, самым активным раздражителем, который формирует музыкальное направление развития ассоциаций, слово, означает определенное музыкальное или звуковое понятия, - арфа, кларнет, звук, звон, музыка, мелодия, струны, скрипка, бандура, песня, гимн, дуэт, орган, флейта, например:

Горят миры, бегут миры

Музыкальной рекой.

.....................................

Горит - дрожит река,

как музыка.

.....................................

Арфами, арфами -

Золотыми, громкими обозвались рощи...

....................................

Слушаю мелодий

Облаков, озер и ветра.

Я бриню, как струны

Степи, облаков и ветра.

............................

Посмотрела ясно - запели скрипки!

Каждое выделенное слово является ключевым при восприятии фразы - без него она не поняла. И поэтому текстовые фрагменты, в которых смысловая вес сконцетрована на словах, обозначающих музыкально-звуковые понятия, излучают сложный комплекс ассоциаций, среди которых доминирующими являются музыкальные.

Поэт широко пользовался методом передать словом свое синестезичне восприятия звука. В этом была определенная художественная целесообразность: он нашел лаконичный и емкий способ характеризовать звук. "Солнечные кларнеты", "арфами, арфами золотыми", "смех будет, плач будет "перламутровый", "в черном аккорде", "синее бряцание кадил", "зеленый гимн" - характер всех этих тропов является определенно синтезичним.

Довольно часто П. Тычина оживляет звуки, придает им выразительной эмоциональной характеристики:

Лишь от жилищ плывут сухожилия, обнявшись

                                                             колокола ...

Или:

Танцуют звуки на колокольне,

И плачет колокол.

Ответ на вопрос, в чем заключается первопричина исключительной музыкальности стихов первого сборника П. Тычины, следует искать в природе человеческого дарования. Талант П. Тычины, в котором гениально совмещены абсолютный музыкальный слух, способность к синестезично-ассоциативного восприятия действительности и тонкое чувство слова - явление редкое. В своей музыкальности поэт настолько самобытен, что его невозможно подражать. Он недоступен для эпигонов высочайшей квалификации.

Кроме того, музыкальный талант П. Тычины - талант развит. Подход автора "Солнечных кларнетов" к музыке - это не подход амтора (пусть даже и очень способного), а профессионала, который отдал музыке много лет жизни. В раннем детстве он был постоянным участником монастырского хора, в молодости - руководителем и дирижером одного из лучших хоров Киева. П.тычина играл на многих музыкальных инструментах, сам сочинял музыку. Отсюда, очевидно, и происходило желание ввести в поэтический тект музыку, желание, которое привело к настоящему художественного успеха.

И в дальнейшем творчестве поэт еще не раз "повінчував" слово и музыку. Его произведения зазвучали "бетховенськими аккордами могучего "Плуга", и леонтовичівською певучестью ... лирики, и шопеновскими ритмами..."Похорон друга", и всей бесконечной симфонией, которая в истории человеческой поэзии названа поэзией Тычины" (Г. Бажан"Воспоминания о Павле Тычине").

Все сильнее входя в драмы социальной борьбы и обращаясь к революционным темам, Тычина в сборнике "Плуг", через символический образ, відсвітив страшный положение Украины и собственного сердца, в то время, когда на севере без перерыва провозглашалось о россии в поэзии:

...стоит сторозтерзаний Киев

и двести распят я.

Лирика в "Плуге" обогатилась мотивами из революционных катаклизмов, распространенных в воображении на целый космос: как и в следующей сборке - "Ветер с Украины". Но, против феноменального прискарблення и дальнейшей "кристаллизации" всех самоцветов віршового мастерства, уже терялось в лирике блаженное звучание пісенности с рассветных миров. Увлечен революцией в ее советском направлении для Украины и воспевая ее в космических планах, Тычина время, хоть иронизируя, открывал завесу над действительностью и подавал выражение сомнений.

С давних времен, когда народ поднимался на битву за свое право, рядом с мечом воевало и слово. Волны освободительных движений возносили свои вершины таланты певцов, которые ковали духовное оружие народу.

"Плуг" - сборник новаторская по содержанию и форме - явилась значительным шагом Тычины на пути идейно-художественного роста. "После нежнейших акварельных рисунков, после тихой музыки поля и шелест родного роще в поэзии Тычины появились новые ритмы, немыслимая ранее сила и размах, появились симфонизм его поэзии. Из титанических освободительной борьбы народа поэт-мыслитель черпал необычной емкости образ, художественный афоризм, свою несравненную мелодику, это оттуда шло буйное художественное новаторство Тычины, его поэтические открытия", - верно отметил Олесь Гончар.

В мировоззрении Тычины произошли коренные изменения. Ветер революции, по выражению академика О.І.Білецького, порвав нежные струны на арфе "Солнечных кларнетов", натянул на лире поэта "новые медные струны". За короткое время поэт сумел преодолеть немало трудностей, преодолеть мучительные колебания, противоречия, отбросить идеи "абстракного гуманизма", который особенно негативно сказался на сборнике "Вместо сонетов и октав" (1920г).

Существенные изменения произошли и в стиле Тычины, в его поэтике. В сравнении с "Солнечными кларнетами" "Плуг" представляет собой новую яркую и неповторимую художественную систему. Тычина выступает здесь мастером общественно - политической темы. Публицистический струю, которая почти отсутствует у раннего Тычины, в "Плуге" выступает как одна из существенных черт стиля, что подтверждает продолжение поэтом традиций Шевченко, Леси Украинки, Франко.

Музыкально - живописные средства, которыми так прекрасно пользовался поэт в "Солнечных группы кларнетов", приобрели теперь новой функциональной и идейно - эстетической значимости. Стихотворение "Ветер" передает мощную музыку и динамичную цветовую гамму грозной стихии. Он потрясает громоподібними "бетховенськими аккордами", воспроизведением полной неподверженности бури в ритмических структурах, не имеют аналогий во всей украинской поэзии.

Ветер.

Не ветер - буря !

Крушит, ломает, из земли вырывает...

За черными облаками

(с блеском ! ударами !).

Живописность грозной стихии выразительна еще и своеобразной "мелодией" бури, которая создается Тычиной с помощью гамм, опертые на сонорные Р и Л.

К числу лучших произведений, выдержанных в ключе космическо - планетарной символики, относятся три стихотворения - миниатюры цикла "Сотворение мира". Это глубокий поэтически - философское размышление над масштабными проблемами: Революция, История, Человечество, Народ, Человек. Первая часть цикла - рассказ о "сотворении" земли. Две другие воспроизводят следующие этапы "світостворіння": успехи человека в практическом освоении природы, изобретение важного орудия - плуга и, наконец, классовую борьбу между трудом и капиталом. В сборник вошли также стихи космо - планетарного характера : "Мессия", "И будет так...", "Межпланетные интервалы", "Перезорюють зари".

В "Плуге" наметились также тенденция к реалистическому описанию современности, воспроизведение конкретных исторических событий, ситуаций. Об этом свидетельствуют классические произведения сборники, такие как "На майдане", "Как упал же он с коня...", "Рондели", "Псалом железу", "Письма к поэту", "Плюсклим пророкам", "Сейте" и другие.

Павел Григорьевич в "Плуге" дал образцы новой революционной поэзии - политическую и философскую лирику. Характерной чертой его поэзии в годы гражданской войны является умелое сочетание строгой публицистики с исключительной пластичностью образа.

Нам все равно : бог или черт -

Оба генералы !

и :

Соборы брови подняли,

Разбежались кварталы.

"Эпическая лирика" Тычины очаровывает также сочетанием лирики с героикой, романтической окрыленностью. "На майдане", "Как упал же он с коня..." - это новаторские образцы новой героико - романтической песни.

В своих новаторских поисках поэт обращается и к достоянию мировой культуры. Интересным в этом отношении является цикл "Рондели". Считалось, что традиционная форма французской поэзии рондель пригодна только для пейзажной и интимной лирики. Но Тычина решительно отверг эту точку зрения. И подобно тому, как Франко обновил сонет, создав сонет революционного содержания ("Тюремные сонеты"), Тычина создал революционный рондель.

Сборник "Плуг" - это славная творческая высота, завоеванная Павлом Тычиной. С ее вершины віднілися ему широкие творческие гони. В лице этого талантливого певца яркого новаторского склада поэзия обрела своего лидера. А "Плуг" стал книгой, которая открыла новую эпоху в розвиткв украинской поэзии - эпоху реализма.

В 1920 году выходит также сборник "Вместо сонетов и октав".

В цикле лирической прозы "Вместо сонетов и октав" поэт продолжает тему настоящей победы добра - в сердцах человеческих: как предпосылки к победе над озверевшим злом в обществе. О терроре он писал: "Великая идея требует жертв. Но разве это есть жертва, когда зверь зверя ест ?".

В этом сборнике отражается постепенное изменение мировоззрения и убеждений поэта. Почти совсем исчезает музыкальность и мелодичность, которая была так четко выражена в "Солнечных группы кларнетов". Зато приходит понимание света, которое словно генерирует грань, где кончается материальное и начинается неизвестное нематериальное - Дух. Может, с этого ощущения и вышли слова Тычины:

Молюсь не самому Духу - да и не Материи.

Кстати: соціалізми без музыки

никакими пушками не установить.

В сборнике "Вместо сонетов и октав" Тычина пишет о настоящем со всеми его противоречиями и сложностью :

- Товарищ, будем свое с общественным объединить

Какое бы не было оно горькое -

До дна будем пити.Бо в этом наша честность.

Тычина призывает прислушиваться к простому народу, к тому, что реально, а не призрачно нужно ему, к тому, что звучит в эти дни. Конечно, искусство нового дня должно стоять неизмеримо выше, чем простенькая песенка:"Ой, яблучкко, да куда ты катишься...", но оно должно быть столь же популярным, так же массовым, так же доходчивы, как вот это вот "Яблочко", - с зерном большого будущего искусства.

Поэт убежден, что искусство должно служить людям. Художник зависит от общества, он мобилизован своим народом, ибо только "трава растет, где захочет".

Размышляя о необходимости быть мобилизованным революцией, быть идейным писателем п. тычина ставит перед собой и современниками острое и прямолинейное вопрос: "Кто скажет : что есть контрреволюция ? ". Ответ один : контрреволюция - это когда художник забывает о народе, о его боли и надежды.

Проблема политической определенности стоит перед каждым, даже перед самым автором, который в конце книжки спросит себя: "Разве и себе поцілувать пантофлю папы ?", - то есть во всеуслышание заявить о том, с кем ты и против кого, а не занимать позицию невтручальника или очікувача.

Павел Григорьевич Тычина старался идти в ногу с жизнью, утверждал поэтическим словом все новое, перспективное. Чтобы наиболее полно выразить ведущие мотивы суток, он находил такие художественные средства, которые наиболее соответствовали величию социальных преобразований и наиболее точно передавали трудности борьбы нового со старым, в частности в сфере человеческого духа. Богатейшим источником, питавшим его творческое воображение, был народ в историческом развитии, в проявлениях революционного порыва, талантливости, жизненной силы. По примеру своих великих предшественников поэт обращался к народнопесенных сокровищниц, в мифологических образов и мотивов, в литературных памятников разных времен и народов. Так он совмещал национальную традицию с духовными достояниями мировой культуры. Все достижения человеческого гения Павел Тычина подчинял идеи утверждения современности, о чем с такой убедительностью свидетельствуют "переосмыслены" в его поэзии образы Прометея, Фауста, Кожевники, Ярославны, Лады.

Все лучше, чем богата сегодня украинская поэзия, несет на себе печать новаторского гения Павла Тычины.

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, пять орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, медаль "За доблестный труд Великой отечественной войне", серебряная медаль Всемирного Совета Мира, Государственная премия СССР и Государственная премия Украинской ССР имени Т.г.шевченко - вот чем увенчан вдохновенный и самоотверженный труд Павла Тычины во имя народа.

И самая большая награда - благодарная память потомков...

  


Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Украинское слово. Хрестоматия украинской литературы и литературной критики ХХ века. 1994г. К. - "Рось".

2. Журнал. Украинский язык и литература в школе. Июнь 1978г.

3. Журнал. Украинский язык и литература в школе. Январь 1981г.

4. Александр Губарь. Павел Тычина. 1981г. К. - "Советский писатель".

5. Павел Тычина. Где-то на дне моего сердца. Поэзии. 1991г. К. - "Советский писатель".

6. Григорий Клочек. Душа моя намрияла... 1986г. К. - "Днепр".

7. Из архива п.г. тычины (сборник материалов) К. Научная мысль. 1990г.