Статья
ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Повесть Ивана Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья" как неисчерпаемый источник украиноведения
Еще И. Франко отмечал, что повесть "Кайдашева семья" "учитывая высокоартистическое изображение крестьянской жизни" принадлежит "до лучших украшений украинского писательства". С большой художественной силой и правдивостью И. Нечуй-Левшіький раскрыл в этом произведении духовные ценности, которые сложились на протяжении веков в украинской семье. Новаторство писателя как раз оказалось в том, что он показал разрушение приобретенной духовности трудностями повседневной жизни, воссоздал такое положение украинского крестьянства, который губит истинную суть его "народного духа".
В этнографической разведке "Мировоззрение украинского народа" И. Нечуй-Левицкий указывал на большие моральные потенции народа, суть которых отразилась прежде всего в устной поэзии. Он советовал писателям не обходить колоритных народных выражений и через их освоение показать миру неповторимую душу украинцев. Самые разнообразные средства красочного народного вещания писатель удачно использовал в "кайдашевій сім'ї".
Изображением именно будничной жизни украинских крестьян повесть "Кайдашева семья" отличалась в литературе - ведь тогдашние авторы увлекались преимущественно праздничной стороной крестьянского быта. Будни Кайдашей проходят в неусыпной труда. Сенокос, жатва, взращивание овощей, "зимняя" женская работа (прядение, тканье полотна, шитья и вышивания одежды) - эти и другие ежедневные хлопоты определяли отношения между членами семьи Кайдашей. Хотя в произведении мастерски выписанные и праздничные обычаи и обряды, глибоковікові традиции и верования.
Воплощением украинской религиозности и высокой народной нравственности является в повести Мелашка. Ее любовь к родной матери, мужа, попытки угодить свекрови приятно поражают. Доведенная до отчаяния, Мелашка едет с односельчанами в Киевскую Лавру на богомолье - празднование пасхи в Киеве, по народным поверьям, должно принести в семью Божие благословение. Писатель поэтизирует свою героиню. Так, лирическая душа Мелашки услышала в жалобных песнях монахов в чистый четверг (накануне Пасхи) "какое-то море слез, что сливалось тысячи лет, И слилось воедино, и полилось песнями из груди. Покажется, в том море слез текли реки народного горя от самого начала мира...".
Набожным, чутким и добрым был Кайдаш, мечтал о смерти по-христиански: с исповедью, причастием, соборованием. Но тяжелое пьянство привело к преждевременной страшной смерти, которая не соответствовала христианским представлениям. Сыновья и невестка Матрена слишком часто нарушали четвертую заповедь Божью: не уважали и почитали родителей. А народная мораль основывалась в основном на заповедях Божьих. В селе презирали воров, пьяниц, покрыток, лентяев, хвастунов, безбожников Здесь никогда никому ничего не забывали. Не могли забыть и Мотри того, что выбила свекрови глаз, а Карповы - что гонялся за матерью с палкой. Люди хорошо знали характеры тех, кого считали недостойными: выбирая Карпа десяцьким, кто-то подчеркнул, что "будет добрый сіпака", а предлагая в шутку кандидатуру Мотри, крестьяне высмеяли эту женщину:
- А может, господа громада, мы выберем за десяцького Матрену, - прикинул словечко один шутливый человек.
- Нельзя, она повыбивает всем бабам глаза, - кричали мужчины, смеясь.
Глубокий знаток крестьянской жизни и быта, крестьянской психологии И. Нечуй-Левицкий понимал, что о народе надо писать без каких-либо украшений. В центре повести - повседневный уклад жизни крестьянской семьи, в котором на первый план выдвигаются бытовые ссоры, вызванные отсутствием стремления понять друг друга. Жанровая специфика произведения заключается в том, что этот повседневный уклад жизни семьи Кайдашей разворачивается в самых разных бытовых проявлениях, которые часто определяются в юмористическом плане. Юмор писателя уходит корнями в народный грунт и крепкую национальную литературную традицию. Врожденный юмор Нечуй-Левицкий считал неотъемлемым элементом национальной психики, "затаившийся во всех звивах ума и фантазии искреннего уіфаїнця и является глубоко своеобразным". Контрасты созданного народом величественного эпоса и мелочной домашней войны придают повести особого иронического окраску ("черная туча из-за синего моря выступала, выступала Мотря с Карпом из-за своего дома до забора"). В повести писатель юмористическое показал взаимные зависть, сплетни и бешеные взрывы злости среди Кайдашей. Однако юмор в повести имеет сочувственный характер: автор видит влияние на психологию Кайдашей их бедственного положения, потому что после долговечной барщины они предметов попали-пили в новые, непривычные обстоятельства. Из серии комических событий складывается печальная картина бытия семьи, где сын выступает против матери, и вся семья напрасно тратит силы и здоровье на бессмысленные супе-речки и распри. Такое положение, по мнению писателя, не соответствует действительной сути "народ-ного духа". Духовная разобщенность - вот то бедствие, которое каждый день отравляет украинскую семью, которая на протяжении веков была окутана высокой духовностью и моралью.
Яркий колорит обычаев, обряды народных заговоров, предсвадебные смотрины, сельские развлечения, подробные описания крестьянского одежды и жилища, насыщена пословицами и поговорками язык повести - все это дает основания считать это произведение настоящей энциклопедией народоведения.
|
|