Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АРХИП ТЕСЛЕНКО

Роль учителя в жизни Николки (по рассказу «Школьник»)

III вариант

В произведении Архипа Тесленко «Школьник» рассказывается о судьбе мальчика Коли. В бедной крестьянской семье он самый старший, и есть еще несколько маленьких детей. Родители у него неграмотные.

Автор с симпатией изображает мальчика: «Такой школьник гарнесенький был: сумирненький стыд"язливенький, млявенький, как девочка». Мальчику очень нравилось учиться, он был любознательным и жадным до знаний. Учитель нравился Коля, его желание учиться. Мальчику не было что кушать, что надеть, но он все равно тянулся к школе, учителя. Учитель сочувствовал Коле. И когда у парня развалились сапоги, подарил свои «лишние». Отец Коли считает, что учиться - то для «господ». Но когда учитель подарил сапоги, это будто разбудило в Прокопі что-то хорошо. Он расспрашивает сына о школе, о том, чему он научился. Отец хвалит сына и говорит, что отдаст его учиться дальше «в хторокласну», чтобы сына «хотя бы до маленького до чего доказать». «Хоть бы ты не страдал, как я это», - говорит Прокоп. Итак, пример учителя, его отношение к Николки показывает отцу, что у него способный ребенок, которого надо учить. Когда Коля был у учителя дома, ему дух захватило, так красиво можно жить. Учитель говорит ему: «Вот учись, и ты будешь в таком..» Для мальчика такое жизнь в хорошем доме, чай из стакана с сахаром и булкой, игра на скрипке - мечты, которые могут осуществиться, если учиться. Но эти мечты для ребенка из бедной семьи оказались невыполнимыми. На вторую осень его отдали в батраки, а затем - в поводыри. И состоялась последняя встреча Коли с учителем. Было холодно, шел дождь и до дома учителя постучал старец с поводырем. Этим мальчиком оказался Коля. Учителю было очень жаль мальчика. Через открытую дверь мальчик увидел «стол, развернутую книжку, скрипку, картины...» и заплакал. Потому что он увидел свою несбыточную мечту. Учитель, его жизнь были для Коли примером лучшей жизни, которое так и осталось мечтой.

Очень жаль Колю. Он стремился к науке, но не имел возможностей. А мы, современные дети, имеем возможности, но иногда не имеем желания. Нам надо помнить о те далекие для нас времена, когда не каждый способный ребенок мог учиться.