Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Бастюк. Творчество




Первый поэтический сборник, которой Богдан Бастюк вошел в литературу, вышла в свет в 1978 году в издательстве "Советский писатель". На то время автору исполнилось 27 лет и можно было бы назвать этот дебют поэта поздним. Но не надо забывать, что во времена советской системы автор должен был выстоять в издательских очередях минимум пять лет. Богдан Бастюк почувствовал потребность исповедаться еще в совсем юном возрасте и его первые стихи были опубликованы в областной периодике, когда автор еще учился в Львовском сельскохозяйственном институте. Они сразу же привлекли к себе внимание тех, кто влюблен в художественное слово и умеет тонко чувствовать его непереходную красоту. Часто с первых шагов можно определить весь дальнейший путь поэта, и те, кто поверил в искренность и задушевность поэта слова, поддержал его на старте, не ошиблись.

Сборник "Корни" (так называлась дебютная книга) показала, что в литературу пришел поэт со своим неповторимым голосом и тематикой. И хотя объему эта книжечка была весьма вутлою (39 ст.), из нее повеяло чем-то трогательным и щемящим. На ее появление сразу же отозвался в периодике Александр Астафьев рецензией "В людиноднях - твоя людиномить" ("Октябрь", №6, 1980). Да и весь полуторатысячный тираж сборника был раскуплен в магазинах Украины и сегодня этот сборник можно найти разве что в библиотеках.

Второй сборник - "Дома" - появилась в печати в том же издательстве через долгих одиннадцать лет. Время, что отделял дебют от новой книги, не прошел для поэта зря. Качественный скачок был настолько мощный, что книгу восприняли как зрелую вещь вполне сформированной личности. Уже первые стихи показали, что истоки этой поэзии идут от народного мелоса, от тех песен, которые сопровождают нас всю жизнь, к которым человек обращается в минуты радости и тоски.

Творчества Б.Бастюка словно не коснулись такие соблазнительные новомодные веяния как структурализм и авангардизм, которые в то время буквально затопили украинские издания. В его стихах не было ни туманных конвекционных аллегорий, ни нагромождения замысловатых екзотеричних метафор, которые фетишували "восьмидесятники".

Поэзия Б.Бастюка простая и искренняя, ненавязчиво задушевная, истина здесь говорится приглушенным голосом:

Жизнь - жатва в своей самой первой сущности,

Песочком станут скальные утесы,

А вчерашнее, сегодняшнее, будущее -

Словно корни, стебли, корешки...

Характерно, что автор нигде не выпячивает свою версифікаційну мастерство, хотя довольно ловко владеет богатым арсеналом стилевых средств. По творческой манере письма, верностью речи неосложненной и светлой поэт родственный с такими художниками как Леонид Талалай, Павел Гирнык, Николай Тымчак, Михаил Левицкий... Сразу бросается в глаза и то, что сборник "Дома" написана человеком, который навсегда выбрала село своей поэтической родиной, потому что безгранично влюблена в его неизменные и новые атрибуты. Об этом свидетельствуют уже сами названия стихотворений: "История села", "Поле", "Токи", "Загінка", "Родные улицы села" и т.д. Другими словами говоря, Б.Бастюк - сельский поэт, потому, собственно, какую тему бы он не нарушал, какие животрепещущие проблемы бытия не задевал, непременно возвращает к галицкого села, его ежедневных хлопот и забот. Недаром лирический герой делает такое красноречивое признание:

Я в поля в привольной плену,

Я перед ним не был ни в тех, ни в сих.

Потому что знаю на его крутой ладони

Малейшую крошку сколень кремневых.

На такие строки надо завоевать право. И когда поэт пишет о таких вещах, которые хорошо знает, это всегда восхищает и вызывает уважение. Ведь настоящая поэзия начинается именно там, где поэту есть что сказать, где чувства и мысли неразделимы и рожденные, так сказать, практическим опытом.

Описывая родную землю, поэт не может обойти ее истории, не вспомнить о тех невигойні раны, которые оставила война:

Память у всех единая

И долго, на сотни лет,

Увлажненными глазами

Смотрит нам вслед.

Однако ретроспекции Б.Бастюка на военную тематику нельзя отнести к числу лучших произведений сборника "Дома", потому что в них еще чувствуется то характерно для "підсовітської поэзии" смещение акцентов и ретуширования правды. Как вот, скажем, в стихотворении "Красная околица":

Все, что есть хорошего в душе,

Чем дорожу в будни и в праздник,

Из звонкого проросло "товарищи"

В далеком теперь тридцать девятой.

Но такие строки были не более как дань жесткой цензуре и вдумчивыми читателями воспринимались, по выражению е. маланюке, "как питье кумыса в ханском шатре ХІІ века".

Очередная сборник лирики "Трава в профиль" вышла в львовском "Каменщики", и каждый, кто возьмет ее в руки, сразу она ему запахнет хлебом. И этим свежеиспеченным, который мать вынимает из печи, и тем половіючим підспекотним солнцем, на бескрайней ниве. И впоследствии, чем больше будем вчитываться в нее, тем зриміше викристалізовуватиметься в воображении картина: голубое небо, золотой лан и серебряный пение жаворонка в вышине. И хотя в книге стихов на земледельческую тематику не так уж и много, но все они такие вместительные и незглибимі по содержанию, что невозможно не почувствовать их доминанту. Автор и сам признается:

Была бы мельче содержанию и не полная

Сегодня моя биография,

Если бы пашни не играли желваки круто

В подольских отвоеванных краям.

Если бы вслед за зимами и летами

С памятью моей за одно

Не возносилось ланке за сошниками

В глубь земли, трассирующее зерно...

Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться, что все жизнь поэта тесно связано с нелегкой хлеборобским трудом, которая стала для него не подвигом, а "долгом, искуплением и совестью", и он навсегда кровно родственный с той самой щедрой в мире землей, где "горизонт впівнеба" и на которой "тысячи вабливих дорог".

Сборник "Трава в профиль" открывает нам поэта как тонкого и проникновенного лирика, который видит и слышит то, что дается только избранным людям:

Зачем все? - эта усталость на плечи.

Эти хлопоты: -и спірка начата.

А рядом яблоки мерзнут ночью,

Чтобы до утра прожили зернышки.

На эти четыре строчки привередливый читатель не променяет и нескольких поэтических сборников, которых сегодня немало пылится на полках книжных магазинов. Сколько тут поэзии, - настоящей, чистой, неисчерпаемой, как слеза.

Путь поэта - это путь к себе, а следовательно - к людям, к полю, к селу. Человек рожден для счастья. Но в чем оно - человеческое счастье? "Оно и вибагливе, и причудливое, обхождения минуя облесне. В незапертую, смешное, постука двери, на стерне ляжет, и там жатвой тронется".

Поэт живет как творит и творит как живет. Откуда это ощущение? От земли. Ибо все на свете от нее - "всеплодющої нашей матери".

Но не полнее поэтический талант Б.Бастюка раскрылся в поэме "Род", первой эпической картине в поэтическом творчестве художника. "Род" - это история отдельного рода тесно переплетена с историей народа. Строки в ней так прочно подогнаны друг к другу, как ломти на свежевспаханном поле. Здесь и все село с его колоритными личностями, и тяжелые послевоенные годы, когда "дела в созданной артели были такие, что знал бы, то и не бравсь", когда "район плодил строгие повеления, когда что сеять и в каком, извините, время", когда "становились председателя правления в очередь в кассу, к печати и за нас, крестьянских детей, думали и решали". Словом, здесь наша суровая, уродливая и узловатая, как жили на крестьянской руке, судьба.

Сборник "Трава в профиль" - то интересные открытия, читаешь и то и дело наталкиваешься на такие "золотинки", что сердце удостоверяется, как вот "Скирды", "Саркастическая баллада о третьего", "К вопросу о вторичности родной литературы", "Смысл", "Солнечные часы" и много других.

Поэт всегда тяготел к слову сжатого, лаконичного и взрывного, поэтому неслучайным представляется в его активе сборник "Сто миниатюр", изданная на Тернопольщине. Эти сияющие четверни духовно родственные с такими широкоизвестными произведениями как "Летучие катрены" Лины Костенко и рубаи Дмитрия Павлычко. У них отточено каждое слово и почти ничего нет лишнего: ни той точки, ни запятой. Рождаются такие вещи, конечно, не одного дня и даже не одного года. Они, как правило, становятся итогом какого-либо значительного этапа или периода в творческом развитии художника, и вместе с тем является определенным открытием или философским обобщением чего-то очень важного в жизни.

Найубивчішим аргументом, по мнению оппонентов поэта, является то, что такие вещи, мол, можно было публиковать и в былые, советские, времена. Возможно. Но разве настоящая поэзия не появлялась на свет Божий и в самые мрачные периоды нашей истории? И разве высшим критерием художественности является политическая острота письма?

К своему юбилею поэт подготовил еще один сборник лирики под красноречивым и поэтической назваю "Цілушка". Верится, она вскоре придет до читателя, жаждущего на живое и нелукаве слово, но сегодня еще только остается стоять в тематических планах издательства "Джура". И не так уж и важно, что книжка через финансовые трудности не увидела мира сегодня, потому что настоящая поэзия вечна и нетленна. Куда важнее другое, что она написана, что живет своей внутренней жизнью и в ней замкнута наша эпоха и сокровенные порывы поэта. Отдельные ее стихи приходят к читателям на страницах газет и журналов, как вот этот:

Украине не светите

Словам из воска и тука.

Потому ей, хотя те фразы

Найдут благосклонную прессу,

Еще долго топочитесь

Медленной походкой,

Извините,

В хвосте мирового прогресса...

Не позорьте украину

Разговорами о бедности.

То - не самая первая из бед,

Когда посчитать.

В себе из всех сокровищ

Один лелеем -

ДОСТОИНСТВО.

А больше нам нечего требовать.

Поэт влюблен в родной край, нашу Украину и свой народ, но его любовь не шумная и не трескучая, а, так сказать, приглушена и печальна, как, собственно, каждое настоящее чувство. В ней больше боли, чем светлой радости. И эта любовь порождает жгучие, часто горькие и наболевшие строки.