Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Богдан Лепкий
Богдан Лепкий как писатель, литературный критик и историк литературы


В украинском литературоведении справедливо утвердилось мнение, что Богдан Лепкий развивался параллельно как писатель и как литературный критик и историк литературы. В сфере его внимания постоянно находились и достояние. Котляревского, т. Шевченко, п. кулиша, Марка Вовчка и других, и творчество его современников, в частности, Т.Франка, В.Стефаника. Известно, что Б.Лепкий способствовал ознакомлению поляков с украинской культурой, прежде всего своим педагогическим трудом как преподаватель украинского языка и литературы в польской гимназии, а затем как профессор Ягеллонского университета.

В литературном процессе к. XIX - нач. XX в. заметная фигура Богдана Лепкого (1872-1941) - писателя, литературного критика, ученого, переводчика, издателя, педагога, художника. В советский период развития истории Украины - за преданность идеям возрождения Родины, воспроизведение в художественной форме духовно-патриотических устремлений украинского народа, его национально-освободительных соревнований (тетралогия «Мазепа», поэма «Ноктюрн», стихи 20-30-х гг. и др.) - творчество Б.Лепкого было искусственно изъяты из литературного процесса, самого же писателя безапелляционно осудили, обвинили в национализме, фальсификации истории, исповедовать идеологии фашизма.

В условиях независимой Украины, когда вырабатывается новая концепция развития украинской литературы, творчество Б.Лепкого занимает должное место среди тех, кто стоял у истоков литературы XX века, его духовное наследие аккумулирует основные тенденции художественного мышления того сложного периода - от неонародничества до модернизма.

Богдан Лепкий не выступил в литературе как готовый мастер слова. Характеризуя творческий багаж художника 90-х г. XIX ст., В.Сімович, Є.Пеленський отмечали «борьбу со стихотворением, с формой», «неполные, невикінчені образы», «нев'язану» язык, «сентиментально трактованы» конфликты. Однако уже первые рассказы и новеллы Б.Лепкого привлекли внимание читателей и критиков своеобразием повествования, пластичностью художественного рисунка, истинным, глубинным лиризмом. Лирическое самовыражения, наличие субъекта повествования, эмоциональность, сердечность подносили художественную ценность и очерка и новеллы, и рассказы, придавали этим «чисто» эпическим жанрам своеобразного окраса, заметил Франко.

Имея достойный подражания пример служения интересам общества, - отца (псевдоним Марко Мурава) - юноша готовился стать голосом, совестью народа. В письме к О.Барвінського (от 26.VI.1907 г.) художник признавался: «пишу так, как думаю... только как голос общества»4, одновременно выраженное лирическое дарование требовало реализации собственного «я». Б.Лепкий попытался совместить контрастные, взаимоисключающие понятия: он пишет ряд произведений из жизни крестьян, ставит проблемы социального неравенства («В лесу», «Настя», «Над прудом»), «хлопської зла» («Закутник», «Нездала пятка»), власти предрассудков («Гусий», «В глухім углу»), страдания эмигрантов («Подписался»), пропуская их сквозь призму чувств. Именно в этих первых рассказах и новеллах возник тот художественный сплав, который называем стилем Богдана Лепкого: эпически широкая, объективная картина действительности, ощутимо окрашена авторским отношением. Преимущество субъективного давало основания некоторым критикам классифицировать Б.Лепкого как продолжателя романтиков; объективная манера повествования, склонность к «незробленості» (Д.Наливайко), естественности, життєподібності изображения, анализа и обобщения проявляли реалиста.

Кризис эпохи позитивизма в нач. XX в. побуждает художников искать новых, оригинальных способов воспроизведения действительности. В творчестве Б.Лепкого ощутимо усиливается психологический анализ: писатель изображает события и людей через впечатление, сквозь «призму чувств и сердца» (и. Франко). Немало рассказов,

новелл, стихотворений в прозе Б. Лепкого ярко иллюстрируют наклон художников к XIX - нач. XX в. к музыкальности, симфонічності прозы, живописания словом, использование суггестивной силы искусства. «Шевелить читателя и не дать ему окоченеть...» - вот что Б.Лепкий считал главной задачей письменника5. Каким образом прозаику удается вызвать у читателя определенное душевное состояние? Прежде всего применением специальных стилистических средств: ритма фраз, повторов, риторических вопросов, знаков, ассонансов, аллитераций, антитезы, контраста, эллипса. Раньше, когда принцип верности реальной действительности осознавался художником как критерий художественности, в его рассказах и новеллах часто встречались провінціоналізми, языковые неоковирності. Впоследствии, когда в прозе Б.Лепкого усиливается аналитическое и синтетическое начала, углубляется психологический анализ, появляется рассказчик - интеллектуально развитая, ярко очерченная индивидуальность, по мироощущению близка автору, исчезает разговорный, преимущественно просторічна, диалектная лексика. Характерной приметой языка произведений становятся и иноязычные слова, которых Лепкий-пурист сознательно избегал.

После первой мировой войны Богдан Лепкий отходит от неоромантической гуманистической концепции, в его произведениях усиливаются натуралистические элементы («Помойка», «Певица»), изображаются нервные типы («Образ»), звучат антиурбаністичні мотивы (цикл «Из тихих драм большого города»). Коренная ломка социального строя, вследствие чего высокообразованные интеллигенты оказались лишними в обществе, порождает болезненное душевное состояние - бодлерівський сплин. От эстетизма, поэтизации Красоты Б.Лепкий приходит к «эстетства наизнанку»эстетизации «без-образного», нигилизма на уровне бессознательного, иррационального.

Сложная политическая ситуация в Европе в 20-х гг. нашего века, очередная национальная катастрофа в Украине обусловили господство тенденции заангажова-ности в литературе, возвращение многих писателей на освященные традицией позиции. «Надо было писать что-то такое, что спасало бы земляков от тоски и уныния» («Писания». Т.2, с. 464). Стилевая доминанта писателя эволюционирует от элегической грусти, тоски, печали до мажорного, оптимистического тона утверждения идеи свободной, независимой Родины.

Итак, Лепкий-прозаик эволюционировал от неонародничества до модернизма, от реалистически-бытового повествования к психологической новеллы-студии, от традиционной, нарисово-повествовательной манеры повествования к художественно-экспрессивной, эмоционально-наснаженої. В то же время, осознавая необходимость обновления литературы, художник не стремился разрушить фундамент, основу идеологии народничества. Суть модерністичного дискурса писателя заключалась лишь в этажном отбрасывании определенного стиля - «не ступать следами Квитчиной «Маруси» («Три портрета»). Поэтому творчестве Богдана Лепкого свойственна глубокая внутренняя противоречивость: в ней эклектически сочетаются эстетизм - и нравоучения, воспевание одиночества, презрение к толпе - и утверждение христианских ценностей, лиризм, экспрессия - и риторичность, тенденциозность, дидактизм.

Слишком непростая, а точнее бы сказать, сложная, часто с трагическими впадинами и ухабами на ошрапнеленому теле, с вимріяними возвышениями в відроджувальних восхождениях - такая крутая, прихотливо-беспокойный путь у моего народа, такая несчастная судьба в неодного с лучшей его слои - интеллектуально-духовной элиты.

Однажды Поэт возродил, что всю нашу предыдущую историю можно выразить сконденсировано-згустково: «Лучшие сердца нации остались в лесу, а ее мозг вытек за границы».

Среди тех, кто, может, самые дорогие лета свои, красное здоровье и интеллект свой оставил за пределами Украины, был нынешний ювилянт - выдающийся этнокультурный деятель европейского уровня и славы: поэт и прозаик, педагог и редактор, публицист и организатор издательского движения, историк литературы и живописец, блестящий оратор - большой по духу и размаху деятельности украинец - Богдан Лепкий; тот художник, в чьей философско-эстетической концепции доминантно выступала красота мысли, красота идеи и чина; то, что, жестокими условиями оторвавшись от родной почвы, возвел глаза к затужнені высочества и погубил вместе со слезой, как совесть целого поколения:

Видишь, брат мой, Товарищ мой,

Улетают серым шнурком

Журавли в теплые края...

Слышать кру-кру-кру,

В чужбине умру...

И начался Бы. Лепкий как литератор на земле украинской, - на Тернопольщине. То уже спустя пов'ються-помережаться дороги в миры: в Венской академии искусств и университета, Львовского и Ягеллонского университетов, через вогниво знаний которых прошел Лепкий от студента до профессора и заведующего кафедрой. Когда сегодня, на расстоянии времени, перечитываем поэзию, прозу, документалистику, историко-литературоведческие студии писателя и ученого, то действительно чувствуем, как то здесь, то там меняются-переливаются и, словно лучи, змигують етюдна созерцательность, фольклорная интонационность образов и символов, публицистическая панорамность, психолого-аналитическая погруженность. Но все это фиксируем как результат мощной синтетической труда. А начало, где он, тот прапочаток, где те корни, и генная первооснова, с которой началось всесильно восхождение в литературу и культуру?

Очевидным и неоспоримым является тот факт, что самый сильный, и, по сути, доминантное влияние на эстетическое кредо Б. Лепкого мало семейную среду, Подолья, с его невідцвітним фольклорно-этнографическим букетом. Сам же писатель в «Запении», одном из ранних стихотворений, писал:

В примечании к рассказу «Подписался» автор не только раскрывает источники его появления, но и вводит нас в то окошко, через которое можем понять саму суть творческого метода: «Порукой к писанию была мне не тенденция, а сама охота писать, передавать образы жизни, какими являлись они в призме собственного «я». Люди, которых я рисую, - это в основном портреты, или студии с природы, но никогда не фотографии». Кстати, проштудировав римітковий материал для рассказов «Мать», «Настя», «Над прудом», «Хлопка», «Скапы», «В лагере», «Гостиная», «В глухім углу», «Обыкновенная история», очерков, образков и этюдов «Моя вина», «Твой товарищ», «Старый двор», «Женщина с цветком», «На рынке», «Двое детей», «Лежал при відчиненім окне», «Ах, как эта бумага печет!», убеждаемся, что все эти произведения написаны на конкретном материале Подолья.

К сожалению, в нашем литературоведении ранее доминировал направление псевдосоціального, псевдо философского анализа литературного процесса.

Каждой, без исключения, литератора подгоняли под заготовленные схемы. Когда же не вписывались в некоторые произведенные идеологией постулаты, - их изымали из процесса, или же пришивались им всяческие «измы». В том разряде не одно десятилетие находился и Б. Лепкий. Совершенно прав профессор Николай Ильницкий, когда утверждает, что «натура его (Б. Лепкого. - В. К.) скорее созерцательно-рефлективная, обращенная внутрь лирического героя». То, что характеризует собственную проекцию Лепкого-поэта наліризацію персонажу, часто отвечает и манере Лепкого-прозаика: спогадовість и тоска пронизывают иногда рассказы, как говорится, от заголовка вплоть до заключительной фразы, или такая тоска как морально-философский феномен где коренится в исторической памяти, в народнопісенній стихии. Справедливо же заметил в свое время профессор Михаил Рудницкий, в художественном методе Б. Лепкого нераздельно сосуществуют «личный грусть и печаль - по поводу народной скорби».



 

 

Б.Лепкий в ранних стихах, рассказах, очерках творил тот «мужской монолог» (М. Жулинский), который шел из глубин жизни, из глубокого знания тончайших движений крестьянской души. Литературовед Ф. Погребенник отмечает в ранней прозе писателя «лирично-меланхоличное настроение... тихое и искреннее сочувствие автора к обездоленному люду». По мнению же Б. Лепкого, высшая ценность, которая кроется в литературных произведениях, - это «сила трогательности, до слез или до смеха, до наивысшей роскоши или к глубокой скорби...».

Недаром И. Франко после прочтения первых рассказов Б. Лепкого в тогдашней галицкой газетно-журнальной периодике отмечал в обзоре «Украинская литература за 1899 год», «индивидуальность Лепкого менее деятельная и политическая, чем в последних украинских новелістів (В. Стефаник, Лесь Мартович, Марко Черемшина, М. Яцкив. - В. К); он имеет мягкий, впечатлительный и поэтический характер; однако в его новеллах есть и счастливые моменты, красивые описания и хорошо выраженный тихий меланхоличный настрой (підкр. мое. - В. К.). Впоследствии в статье-обзоре «Южнорусская литература» (1904 г.) I. Франко отмечал, что в рассказах и новеллах и Бы. Лепкого отражается мягкость колорита и нежность чувства.

Бесспорно, Бы. Лепкий как прозаик в произведениях на исторические темы придерживался научных трактовок исторической эпохи, времени, фона Но даже в таком широком художественном полотне, как роман «Мазепа», автор использует достаточно и не только рациональную, но и эмоционально-чувственную сферу, другими словами, - душу. И как справедливо заметил Николай Ильницкий, «Мазепа» Лепкого и не демоническая фигура, каким он предстает в произведениях классиков западноевропейской литературы...». Более того, он нередко проступает до читателя с внутренним плачем, потому облепили его голову черные птицы безысходности.

в Когда же, скажем, в небольшой исторической повести «Вадим» (1903) автор слишком (лаконичный, скуповат на художественные средства, хотя и имеем трогательные зарисовки природы, документалізовану трансплантацию народных обычаев, то в нарисистиці - вплоть до разючості образная гамма утверждает содержание «Далеко от зеленых степей, среди белых ледів замучила его преступная царская рука И даже чайка не принесла нам от него предсмертной вести. В объятиях черной тьмы и белой стужи скостенів последний представитель независимої Украины.

В отличие от Г.Хоткевича Б.Лепкий (1872-194J) был причастен к образованию украинской «Молодой Музы», теоретически принимая эстетическую программу «Молодой Польши», которую возглавляли С.Пшибишевський и С.Виспянський; поддерживал творческие отношения с О.Луцьким, П.Карманським, М.Яцковим, В.Пачовським и другими. А вот в собственном творчестве, учитывая, наверное, на литературную ситуацию, остерегался откровенно «модернизировать». «Секреты» его художественных новаций прятала в себе эпичность мышления писателя, обнаружена в малой прозе. На это обратил внимание критик Лев Трубацький в предисловии к сборнику Б.Лепкого «Из деревни» (1898).

Кракове Б.Лепкий стал профессором Ягеллонского университета. Его длительная педагогическая работа воплотилась в «Очерках истории украинской литературы» (1909), которая имела несколько переизданий. Как признавался сам автор, ему больше импонировало «розслідити», как «эстетическое об'являлося у нас в словесных произведениях», а в своих «Очерках...» постулатом литературы он хотел положить Красоту, но, чтобы підручниковим изданием охватить как можно больше явлений, вынужден был писать его с точки зрения исторического. Такая примерно ситуация для Б.Лепкого сложилась и в художественном творчестве, в частности в прозе.

Как и В.Стефаник, писатель имел и свои особенности в переборюванні классической повествовательной традиции: влиятельность конкретного художественного эпизода. Локализация и повторяемость ситуаций (о чем постоянно дается авторская указание в тексте, - «Матвей пришел на свое место», «в этом году было как в прошлом году», «старая беда», «прошел год, или два, или больше, не знаю» и др.) при лаконичности изложения дают читателю устоявшуюся модель поведения человека словно законсервированных условий существования. Способность «видеть» типовое усиливается воспоминаниями, широко введенными Б.Лепким к підоснов своего творческого метода. Правда, с наративними элементами в прозе писателя М.Євшан связывал и художественные потери.

За три года до імперіалістичої войны Б.Лепкий, кроме поэтических, имел пять прозаических сборников («Из деревни», 1898; «Из жизни», 1899; «Рассказы», 1901; «Кара и другие рассказы», 1905; «Бросаю слова», 1911). Ведущий мотив творчества писателя критикой определен однозначно. Это - тоска как концепційна доминанта, философская категория. Но если в поэзии преобладают ностальгические чувства человека, живущего вне родины (они есть Первотолчком к творчеству), то в прозе тоска «запрограммирована» в самом тексте. Герои рассказов Б.Лепкого (крестьяне, священники, учителя) плотно за-тйснуті тяжелыми обстоятельствами жизни, загнанные в тупик («Гусий», «Обыкновенная история»), опутанные паутиной предрассудков, из которых невозможно вырваться («В глухім углу», «Кара»); отсюда такое бережное фиксирование проявлений крестьянской активности («Иван Медведь», «Дождался» и др.), внимание к незаметных героев культурного труда с их в основном тяжелой судьбой («Оля», «Аванс»). А если полная свобода и приходит, то, как правило, со смертью («Настя») или вследствие осознания человеком связи с природой («Мой товарищ»). Но наиболее полно характер своей «идеальности» автор выразил в повести «Зломані крылья» (1897), утверждая, что при всех экономических неурядиц от многих бед человека удерживала бы память о своей душе.

«Прорыв» в сферу героического, когда личность способна изменить даже исторические обстоятельства, Б.Лепкий сделал в исторической прозе, которая писалась уже с послереволюционных времен (повести «Крутіж», «Сотниковна», «Орлы», тетралогия «Мазепа»).