Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАРКО ВОВЧОК
Образ женщины-страдалицы в «Народных рассказах» Марка Вовчка

Поражают глубиной трагического звучания особенно два рассказа о судьбе женщин - «Аграфена» и «Одарка». Если в первом с исключительной художественной силой показано разрушение материнского счастья, то во втором описываются страдания и гибель девушки, которую погубил крепостник. Трагедию обеих женщин Марко Вовчок описывает в народнопісенному ключи.

Фольклорный материал она интерпретирует по-своему, как художник и социолог. Устное народное творчество помогла ей проникнуть в психологию трудовых масс, взглянуть на жизнь и оценить его с позиций закріпаченого крестьянства. Именно поэтому Леся Украинка писала, что Марко Вовчок знала такие тайны исторической души украинского народа и такие глубины, которых теперь уже никто не знает или вести не умеет.

Обратившись к художественному домыслу, Марко Вовчок построила чрезвычайно стройный сюжет в рассказе «Аграфена». Рассказом о смерти ребенка и безумие женщины писательница углубила трагизм ситуации и не только не возбудила жизненной правды, а, наоборот, подчеркнула этим антикріпосницьку направленность произведения. На протяжении всего произведения подчеркивается сила материнских чувств. Для такой натуры - чистой, глубокой, любящей - смерть долгожданного первенца и еще при таких обстоятельствах стала причиной второй трагедии - безумие.

Выразительность трудной судьбы женщин-крестьянок, изуродованных панамы-людоедами, усиливалось недвусмысленными оценкам помещиков. Писательница, показывая хищный, человеконенавистническое существо крепостников, срывала с них маску либерализма. Помещик, который загнал в могилу дочь Аграфены, нанес матери нечеловеческих мук, привел ее до безумия, в чужих глазах представал добрым покровителем своих крепостных.

Таким же свирепым волком, «хищным вороном» показан пан-развратник из рассказа «Одарка». Такое же и все господское отродье: и госпожа, что ест людей, как «їржа железо», и паненята, что, «как те п'явочки», виссали последние силы из безталанної девушки.

Сорвав девичий цвет, забавившись с Одаркою, помещик вырвал ее из привычного окружения, разлучил с семьей, подарил дочке и перевез в город. Для деревенской девушки переезд стал последней каплей ее испытаний - ее замучила ностальгия, она затосковала и умерла в госпитале.

На фоне таких нелюдей-господ и Аграфена со своим неисчерпаемым горем женщины-матери, которая собственными руками лишила ребенка жизни, желая ей добра, и обесчещенная, оторванная от родного дома Одарка предстают в образе святых страдниць.