...Ужасный, обманчивый плащ преступной
романтики
ярким маскарадним блеском привлекает
мальчишки, чтобы заразить своим ядом навсегда.
В. Шаламов
Испокон веков
писатели всего мира поднимали вопрос о смысле человеческой жизни, философские
категории жизни и смерти. Но они не дают однозначного ответа, не всегда
осуждают преступников, потому что каждый читатель должен все понять сам и найти свою
ответ, исходя из собственных соображений.
Социально-психологический роман Панаса Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?"
ставит множество проблем. Главным является вопрос, вынесенный в заголовок, но трактовать
название можно по-разному : это может быть название, заимствованное из Библии,
или из жизни, потому что в образе предпочел могут быть изображены крестьяне. Если
посмотреть на библейских волов, то они ревут не за полные или
пустые ясли, а потому, что они вынуждены стоять у тех яслей. Ведь Бог всех
создал равными, и волам принадлежит вся трава на земле.
Итак, начиная от
истории Василия Гнидки, писатель хотел проследить, кто и
как оказывается на "дне общества", ведь далеко не все бедные и
несчастные люди становились преступниками. Да и Цепкая стал убийцей не от трусости или
слабости, не от больной психики. Почему же тогда?
Сегодня, я думаю,
гораздо важнее не соболезнования его "пропащій силе", а психоанализ его действий.
Наибольшей ценностью на земле является человек, его жизнь, а лишать ее жизни руками
другого человека - тяжкий грех и преступление. Конечно, можно привести аргументы в защиту
Корточках, но факт остается фактом - он убил человека и не может быть оправданным,
ибо выбор у него был. В романе читаем :"Спит Цепкая. Совесть, задобрена
водкой, его не мучила." Вот такой он мученик! Больше всего его хочется
развенчать как "благородного мстителя" и искателя правды, потому что Цепкую часто
оправдывают тем, что, мол, иначе он действовать не мог. Но, вспомнив его
юность, можно понять, что у него всегда был выбор, и, я считаю, он мог бы
избежать той тяжелой судьбы и каторги, если бы руководствовался не злостью на людей и
нетерпением, а добром и пониманием.
Автор противопоставляет
Чепцы его друга - доброго хозяина Гриши, который не был идеалом, но был
трудолюбивым и честным человеком.
Поэтому современным
людям следует научиться делать правильный выбор и жить честной жизнью, чтобы
потом не сожалеть.
Елена Акульшина, м.
Керчь