Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Платон Воронько (1913-1988)

СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАТОН ВОРОНЬКО

Первая книга стихов П. Воронько «Карпатский рейд» увидела свет в конце Великой Отечественной войны - в 1944 г. С тех пор он - неизменный участник литературного про-цесу4 автор более 30-ти поэтических сборников, большого количества книг и книжечек для детей, известный общественный деятель.

Родился П. Воронько 1 декабря 1913 г. в селе Чернетчина вблизи Ахтырки Сумской области. Воспитывался в ахтырском детском городке-интернате. В годы первых пятилеток учился в Харьковском автошляховому институте, работал в Таджикистане; с 1935 г.- в рядах Красной Армии. 1937 г. возвращается на Сумщину, некоторое время учительствует; в 1938-1941 гг.- на учебе в Литературном институте им. М. Горького.

С первых дней Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт, а в 1943 p., окончив курсы подрывников, попадает в партизанское соединение С. Ковпака. И во время учебы в институте, и в промежутках между боями П. Воронько писал стихи, но публиковать их не спешил, хотя к этому его побудил еще М. Рыльский.

Сборник «Карпатский рейд» составили стихотворения, созданные в боевых походах «от Путивля до Делятина», она знаменовала приход к украинской литературе своеобразной творческой личности.

Стихи первой книги писались в народно-песенной манере, эта стилистика обусловила дальнейшие его достижения в области формы и содержания. П. Воронько, поэт высокого духовного напряжения, с годами становится розважнішим, інтимнішим, сдержаннее, искусно более изобретательным, но его эмоциональный мир не претерпит существенных изменений.

Обстоятельства, в которых создавались стихи «Карпатского рейда», требовали от поэтического слова органичности мысли и чувства, мелодичный стих легко запоминался, воспринимался, как песня.

«Ритмомелодика Воронькових стихов,- отмечает Б. Олейник,- вытекает из неисчерпаемой колодца народной песни и думы. На это «работает» и образная система: традиционные, устоявшиеся сравнения, метафоры и тропы, символика. Но поэт никогда не прибегал и не прибегает к стилизации, к декоративной народности, не играет в показной демократизм напівпрофесіонала, не копирует с пунктуальностью ремесленника народный орнамент. Он берет цвета и краски народопісенних вышивок, но воспроизводит свой, оригинальный узор...» '.

Приведем типичную для украинского песенного лиро-эпоса строфу из стихотворения «Ой, шумит высокая рожь»:

То не волосы заблестели,

А сабли,

Вражьи головы рубили

На земле.

Стихи П. Воронько периода «Карпатского рейда», песенность, «безыскусности» и прозрачность которых общепризнанные, имеют повествовательный, событийный сюжет, а за настроением - глубоко лирические. Поэт прославляет борцов против фашизма («Во имя твоей воли», «Производная», «Ковпаківська боевая»), не затушовуючи одновременно и трагизма войны, безутішності конкретных судеб («Рабыня»); драматизм воссозданной в одном стихотворении ситуации («Три смерти») не исключает того, что в другом стихотворении («Свадебная») автор раскроет способность человека ни при каких условиях не терять жизнелюбия и надежды. В сыновской чести поэт склоняется над могилой матери своего боевого собрата («Партизанская мать») и, как отец перед ребенком, которая вдруг предстала перед ним посуворіло-взрослой, сникает перед девочкой («Мстительница»), что пришел в партизанский отряд и в сумке принесла три гранаты. В этих переливах и «перепадах» чувств, которыми проникнуты поэзии «Карпатского рейда», раскрывается характер человека, способного разделять с народом счастье и горе как в мирное время, так и трагическое время в истории.

Для первой сборки характерен тот гуманизм, который часто конкретизировался в утверждении таких качеств, как доброта, милосердие, верность и любовь. Эти чувства вдохновили П. Воронько на стихотворение о партизанской мать - «старушку, заклопотану, мягкую»,- которая после каждой потери «возвращалась в лагерь поздно, Спрятав боль в заплаканных глазах»:

Теперь ее могила под горой,

Уже и ее настигла быстрая сталь.

Хмурой, осенней порой

Идут в бой отряды Ковпака.

Поэзия П. Воронько послевоенной поры питается памятью о пережитом. Воспоминания о войне часто находятся в непосредственной связи с заботами «дня пролетавшего» и составляют ее главный тематический пласт. Едва ли не наибольшую популярность снискал среди лирических произведений этой тематики стихотворение «Я тот, что плотины рвал».

О характере поэта, который вырисовывался из этого произведения, сказал М. Рыльский: «Слова... «я тот, что плотины рвал» наиболее подходили к нему. Так его приятели и стали называть: «тот, что плотины рвал» 1, Эта метафора наиболее полно соответствовала характеру П. Воронько, внешне сдержанного и скромного.

В творческом развитии П. Воронько этот стих будто завершал один и начинал второй этап, границу между которыми можно условно обозначить концом 50-х годов. До этого уже вышли сборники «Весенний гром» (1947), «Большой мир» (1948), «Славен мир» (1950), «Долг» (1955), «Моя Гуцульщина», «Драги другари» (1959) и другие. Этот перечень можно дополнить книгами для детей, в которых поэтический талант П. Воронько выиграет той гранью, которую можно было бы назвать даром проницательности в детскую психологию.

Истоки поэзии П. Воронько - в его биографии, конкретности и искренности переживания событий, в которых он принимал непосредственное участие. Он быстро получил признание. Однако, когда его поэтической мысли, запаса эмоций, духовного содержания «хватало» на множество разнообразных впечатлений бытия, то настоящей художественности он достигал не всегда. Следствием этого была чрезмерная декларативность (особенно заметна в определенной части «путевых» заметок и отзывов), иногда - рационалистическая заданность (сборник «Когда я в Киев возвращаюсь»).

Послевоенные годы были для П. Воронько время плодотворного труда. Поэт будто догонял то, что было «упущенное» в юношеские годы, выстраданный на войне и зафиксирован в сердце и памяти жизненный материал требовал творческого осмысления.

Первые послевоенные сборники П. Воронько доверху наполненные этими жизненными впечатлениями, осмысленными с разной степенью глубины, но почти всегда так, что читателя не покидает ощущение искренности, непосредственности поэта слова. А кроме всего прочего, где бы не бывал, о чем бы ни говорил автор, в нем неизменно познается солдат, который пронесет через всю жизнь память о грозные боевые экзамены. В его поэзии второй половины 40-50-х годов это часто непосредственное воспоминание, навеянное героикой и трагікою недавних сражений: «Солдат», «Могила генерала Руднева», «Песня о Левше», «Днем накуковала кукушка», «Ой, позор!», «Песня ветерана», «Вынесла ведерко за ворота» и др. Правда, со временем количество этих упоминаний, что становятся лирическими сюжетами, уменьшается. Зато сильной и действенной остается власть поэтических, образных ассоциаций, которые связывают современность с днями бывших боев.

Отличительная черта поэзии П. Воронько - трезвая реалистичность видения им мира. «Лучший уголок на всей Украине для него - и «гнилица-хата», и «двор без хлевов»: он полон нежности к этому углу, но не хочет замалчивать болезненные потери. Если автор и прибегал порой к поэтических «украшений», то это случалось редко, его строки основном дышали правдой реально увиденного и услышанного.

Не отступая от жизненной правды, автор обращает внимание и на досадные явления, которые наполняют его душу горечью и болью («Девушки строят дорогу - разве им впервые вот! Я иду и смотрю под ноги, не могу подвести лицо»,- «Девушки строят дорогу»), и на совсем драматические коллизии («Ой, позор!»). Он умел видеть и разоблачить моральное, общественное зло, предостеречь от каких-либо благодушия относительно него - опыт войны здесь напоминал о себе:

Ворон прирученный ест бутерброд,

Клюв его полный и полный рот.

Он мне благодарен за щедрые дары.

Но, доведись, на походе умри -

Ворон забудет о дне уютные.

Выклюет глаза мне.

П. Воронько любил людей, умел распознавать их в толпе и тепло отзывался на их радость, стремление и боли. От книги к книге в его поэзии росло мастерство лирического портретирования современника, умение строить краткую и выразительную фабульную рассказ о нем.

Тематическое, эмоциональное разнообразие, многоголосие своей лирики П. Воронько сам подытожил в стихотворении «Люблю поэзию».

Или ладоней

Горячий ощупь в дружбе.

Или разведчик на тревожной службе,

Или малышка в шелковой оболочке,

Что мотает лучи от солнца

В клубочек,

Или один листочек

В тетради с родной ивы,

Или слова поразительной позора

В каменное лицо поджигателя -

Все это я, поэзия моя.

Заметное место в лирике поэта занимает интимная тематика, органично связана с другими, общими социальными мотивами в творчестве П. Воронько («Мне приснилась и белокурая», «Встреча», «Только упоминание коснется рукой», «Я не искал любви», «Есть чувства такие прозрачные» и др.). Широкое признание получили песни на тексты П. Воронько - «Кони вороне», «Пойдем, любимая, в лес», «И чего убегать» и другие. В свое время кое-кто из ценителей его поэзии даже склонен был называть его поэтом-песенником, несмотря на его лирике свойственны музыкальность, звуковую инструментовку, близость к архитектоники народной песни.

Эпическое начало таланта П. Воронько на всю силу проявилось в его лучших поэмах «Бессмертие» (1945), «Ярославна» (1945), «За все лета разлуки» (1945-1962). Первые две - эмоционально насыщенные лирические фрагменты партизанских будней, а третья, определенно автобиографическая по характеру, повествует о походах и боях, в которых принимал участие сам поэт во время пребывания в соединении Ковпака. Наиболее интересны в этом рассказе реалистичные, вполне достоверные детали и подробности, которыми щедро делится автор, не боясь упреков в описательности.

До этих произведений близка и поэма-легенда о братьях-гуцулов «Стояны». Значительной популярности зажила и небольшая по объему поэма «Из Германии в Чернеччину», в которой воссоздан трогательный образ маленькой пленницы Кати. Поэт психологически мотивировано показал, как в душе ребенка война соединила наивность, трудно добытое реалистичность видения мира, природную доброту и зболеність. Стремительная ритмика произведения, его напевность, лаконичность высказывания - все роднит поэму с украинским фольклором: «я Летела с далеччини к родной Чернетчины., Я ею везде гордилась, когда меня спрашивали: - Откуда идешь? - 3 Германии.- Куда ты идешь? - В Чернеччину! В Чернеччину, в Охтырщину, за мост на Монастирщину...»

1961 г. П. Воронько, обогащенный новым жизненным и творческим опытом, задумывается над призванием настоящей поэзии, потому что без внутренней честности, постоянной работы души, верности художественной и жизненной правде литература ничего не стоит:

Теперь, когда и сам я пишу книги,- Более всего болит мне за то, Чтобы перо не стало стержнем волчка В игре пустой, потому что речь идет о святом.

В 60-70-х годах выходят: «Мирный беспокойство», «За гоны лет» (1960), «Гневом Африка клокочет» (1961), «Когда я в Киев возвращаюсь» (1962), «Вскрытие» (1967), «Пока жив - иду», «В свете молний» (1968), «Наводнение» (1970), «Сдвиг-земля» (1976), «Узьмінь» (1979), «Отцу ладони», «Совесть памяти» (1980). К 70-летию поэта был издан четырехтомник его избранных произведений. Поэт продолжал плодотворно работать и на ниве детской литературы.

Лирика П. Воронько в этот период отмечается новыми мотивами, средствами художественного изображения. Пластическая картинность дополняется медитативностью, эмоциональность - философичностью, сюжеты «внешних» событий - «сюжетами» мысли и почуття. ее оптимизм обусловлен не только теми положительными фактами действительности, которые лежат на поверхности, но и воспроизведением противоречий общественного развития, осмысление которых ведет к мудрому синтеза. Если раньше драматическая напряженность возникала разве что в стихах военной тематики, то теперь она берет свои истоки и в тех сложных проблемах, которые ставит время перед народом и человечеством. «Прометей идет с Дон-Юхотом под одним плащом»,- как напишет он в интересном стихотворении «Прометей и Дон-Кихот». Моральный девиз своих зрелых лет он очертил в таких строках: «Оглянуться назад откровенно, честно, позвать себя на правый суд, сказать упоминании: пусть на миг воскреснет и взлет на подвиг, и падение в грязь» («Оглянуться назад»).

• Образное мышление П. Воронько, сросшиеся на народнопісенному почве, в эти годы впитывает опыт классического наследия, поэт усваивает уроки мировой поэзии. Даже сонет, который в 50-е годы мог бы показаться П. Вороньков неестественным, становится формой, которая дисциплинирует, организует его художественную мысль. Поэтические ритмы определяются специфическим настроением, что рождается у него в момент восприятия и переживания тех или иных явлений действительности. Это тоже помогает ему оставаться естественным, искренним. Совершенствуется поетове умение через непретенциозные, но достаточно точные метафоры, ассоциации и символы рассказывать о значительное и содержательное, в частичном раскрывать общее, достигать в миниатюрах значительных художественных обобщений. Речь идет о возросшем в целом художественный уровень Воронькової поэзии, но, разумеется, не о каждом из его произведений (не раз попадались стихи, недостаточно проработаны в языке, в предметных деталях). Ощутимые недохопи отразились и на определенной части его лиро-эпики: рядом с интересными, содержательными поэмами «Обязанность», «Лира Николь-ская», «Солдатский скарб», «И вновь Бородино» есть такие, где информативность, вялая и распространена оповідність преобладают над художественным синтезом («Из рук в руки», «Станция Мамина» и некоторые другие»).

И едва ли не самой примечательной чертой «позднего» П. Воронько является усиление медитации, размышления, лирического сюжета, который основывается на «только что найденной», підказаній жизнью, открытой в нем мнении, что время определяется - благодаря своему «живому» «предметном» возбудителю - из скульптурной выпуклостью и мудрым лаконизмом. А міркується многое - поэт склонен к лирической задумчивости - начиная от неумолимого течения лет и упрямого сопротивления, которое оказывает ему нестареющая душа (назовем лишь широко известную, грустно улыбающуюся «Песню вороного» - «Когда я был тонконогим лошаком, называли меня люди вороньком...»), и заканчивая глобальными проблемами, стоящими перед современным человечеством. Вот одна из них, отраженная в его стихотворении «Народись, неведомый, странный мир», который, вне всем, красноречиво свидетельствует об основе основ мироощущения поэта - его деятельный гуманизм:

Народись, новая вселюдська вера

В ласковость ума, в заботливую доброту,

Что сохранит жизнь птице, зверю,

Лесам Карпат, Кавказа и Сибири,

Морям и рекам воротит чистоту.

Неси красоту, наш новоявний свет,

В красках, в музыке, в поэзии живой...

Живым духом человеколюба и жизнелюба М. Рыльского веет от этого и ряда других стихотворений П. Воронько. Автор книги «Узьмінь», одной из найваговитіших своих сборников, с любовью и уважением писал про своего учителя и старшего собрата в многочисленных стихах (в том числе и в небольшой поэме «Тропинками человеческой дружбы» и в стихотворении «Над журкотом весенних журавлей») и своим творчеством непосредственно продолжил традицию автора «Голосеевской осени» и «Веселиків над полями», умение последнего лелеять в поэзии человечную, тихую и светлую замысла.

Творческое наследие П. Воронько (от лирических стихотворений до эпических поэм), несмотря на его художественную неравноценность, удостоверяющий постоянное душевное беспокойство поэта, который стремится творить добро и красоту в современном мире. В этом П. Воронько признается в стихотворении «Берите мое сердце», а впоследствии - в лирической поэме-исповеди «Когда бы меня больше на свете было».

Вдыхаю мороз,

Выдыхаю тепло -

Я согреваю мир собой,

Радуюсь и плачу над той судьбой,

Которую ему світотворіння дало.

Когда бы меня больше на свете было,

Вокруг все цвело кругорічно

И мирное крыло,

Лебединое крыло,

Как будто спутник в небе плыло

С моей, как солнце, любовью,-

Когда бы меня больше на свете было.

П. Воронько как поэт особенно много сделал в зрелом возрасте. Он лауреат многих премий в том числе и Государственной премии украины им.т. Г. Шевченко (1972, за Книгу «Наводнение»). Литературной премии им. Леси Украинки (1976, сборники стихов «Всем по семь», «Читаночка», «Снежная звездочка горит», «Облетал журавль», драматическая поэма «Сказка про Чугайстра»).