Хор (греч. choros - певческий коллектив, который исполняет вокальные произведения) - группа лиц (танцоров и певцов) - участников празднования бога Диониса в Древней Греции, которые выполняли соответствующие дифирамбы. Впоследствии появился и трагический X., став частью эллинского театра; состоял из корифея (руководителя) - обязательной действующего лица, которая сюжетно связывалась с актерами, а также хоревтів - участников хора (в комедии - 24 лица, в трагедии - от 12 до 15 человек). Последние воплощали определенный реальный (женщина, девушка, моряк и др.) или фантастический (боги, облака, птицы и др.) образы, Организатором и постановщиком X. был хоревт. Он сначала исполнял обязанности учителя (дидаскала) и корифея. X. содержался в орхестрі (круглая площадка с алтарем в середине), куда он направлялся после пролога в следующей части пьесы (пароди) торжественным маршем в сопровождении игры флейтиста, без масок (в отличие от актеров). Партии X. имели вид стихотворных строф, которым в диалоге отвечали антистрофи. Он не только пел, но и декламировал тексты, участвовал в танцах. Начиная с VI в. до н.э., X. постепенно терял ведущее место в еллінській драме, когда Эсхил (525-456 до н.э.) ввел второго актера, а Софокл (496-406 до н.э.) - третьего. Впоследствии роль X. свелась к заполнению музыкальных вставок (трагедии Еврипида). Попытки возобновить традицию античного X. наблюдались в творчестве ф. шиллера в конце XVIII ст. (драма "Мессинська невеста") и в XX в. (Б, А.Адамов, М.Фріш и др.). В украинской драматургии XIX в. X. стал органичным ее составляющей ("Вечерницы" п. нищинского, "Назар Стодоля" Т.шевченко, "Ой не ходи, Грицю, да на вечерницы" м. старицкого и др.), приобретя национального колорита.
|
|