Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Доля сельского учителя в произведениях Б. Гринченко

Борис Гринченко - писатель, общественный деятель, составитель первого «Словаря украинского языка». Им сделан также важный вклад в сокровищницу украинской литературы.

Над его творческим наследием в сталинскую эпоху был совершен грубый поглум. Возведен в первые годы после своей смерти и в первой половине 20-х годов украинскими деятелями на недосягаемую высоту, он был превращен в ничтожество и, по сути, перестал существовать как явление украинской литературы. Вчерашний «учитель жизни», «пророк», «апостол» трактовался злым врагом украинского народа. И только сегодня, во время демократии, открываются некоторые возможности для утверждения объективной оценки Бы. Гринченко.

Выходец из Харьковской губернии, Бы. Гринченко более Десяти лет своей жизни отдал образовательной деятельности, шесть из которых работал в частной школе просветительницы X. Алчевской. Как педагог и аналитик, определялся прогрессивными убеждениями, подвергал резкой критике самодержавную систему образования. Написал для педагогов ряд разведок, учебник «Родное слово», «Украинскую грамматику для науки чтения и писания». Является автором ряда литературных произведений: «Солнечный луч», «На распутье», «Среди темной ночи», «Под тихими вербами»,

«Экзамен»,»Непокорный» и т.д. Эти произведения объединяет одна тема - судьба интеллигенции, ее связь с народом. Так уже в первом крупном произведении «Солнечный луч» б. гринченко говорит о народолюбну интеллигенцию. Солнечный луч, в понимании автора, символ знаний, которыми интеллигенты - культурники стремятся просветить крестьян с целью улучшения их судьбы. Этим произведением Б. Гринченко не только нарушил одну из важных проблем времени, но и сделал собственный вклад в разработку в украинской литературе темы-судьба сельского учителя.

В повести «На распутье» автор показывает реальное положение интеллигенции, которая не знает, как действовать, как сблизиться с народом. Главные герои повести - Гордом и Демид. Гордей - представитель «интеллигенции панства», Демид - «интеллигенции мужика». По мнению Гринченко, чтобы сблизиться с простым народом, надо вытеснить «интеллигенцию панства» «интеллигенцией мужика». Демида писатель характеризует как представителя педагогов, способных полностью подчинить себя интересам эксплуатируемых.

По мнению Франка, в повести «На распутье» Бы. Гринченко показал зарождение нового типа радикального демократа. Менее обобщенно, но более объективно судьбу сельского учителя-просветителя писатель рисует в произведениях малых эпических жанров, в частности в рассказах «Украла», «Экзамен» и других.

Особенно меня поразил рассказ «Украла», в котором Гринченко рисует образ сельского учителя Василия Митровича. Он - добрый, поважлива человек, отзывчивый к чужому горю. Имея хорошие знания по детской психологии, Василий Митрович умеет найти ключик к сердцу каждого ребенка. И когда девушка Александра, дочь писарчука и пьяницы, попала в беду (украла хлеб у своей подруги), и учитель не оставляет ее одну: он приглашает девушку к себе домой, угощает, говорит ласковые слова. Своим поступком Василий Митрович воспитывает у школьников лучшие мора качества. Соболезнования Александре, попытки поддержать ту минуту, когда одноклассники девушку обвинили воровстве, - это урок гуманности и доброты.

Особенностью творчества Бы. Гринченко является то, что он проблемы из жизни села часто раскрывает через образы детей такой подход автора свидетельствуют рассказы «Изба», «Непокорный», «Колокольчик», «Олеся», «Гриша» и другие.

В общем, произведения Б. Гринченко, посвященные просвітительству, сыграли большую роль в развитии украинской прозы. Сам писатель признавался, что занимался литературной работой не потому, что чувствовал в себе талант художника, а потому, что видел в ней основное средство способствовать культурному подъему и пробуждению сознания масс.